Меню

Рак глаза. Как распознать и лечить заболевание, рассказала онколог

Фото: Вячеслав Цуранов и из открытых источников

28-летняя несвижанка Ирина Жерко — онколог-офтальмолог, стипендиат Президентского фонда одаренной молодежи. Возглавляет Совет молодых ученых РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова, защитила в этом году кандидатскую диссертацию и помогает сотням людей бороться со злокачественным новообразованием сосудистой оболочки глаза — меланомой хориоидеи. О том, как защититься от этой болезни, а также о личности врача, ее пути в медицинской науке и высоких целях — наша беседа.

Путь в науку

— Я первый врач в семье, но моя бабушка была кандидатом биологических наук, преподавала в Горецкой сельхозакадемии, в детстве я много времени проводила на кафедре. Возможно, оттуда пришло желание связать свою жизнь с наукой, — рассказывает Ирина.

Годы обучения в Белорусском государственном медуниверситете молодой врач называет интереснейшими, насыщенными, наполненными множеством ярких событий и встреч, открытий и первых достижений.

— Медицине должен кто-то научить, эти знания осилить самостоятельно не получится, — уверена девушка. На вопрос, почему в процессе обучения в столичном медуниверситете она выбрала специализацию онкология, Ирина отвечает так:

— Это самая наукоемкая специальность, самая развивающаяся, научно обоснованная и самая интересная. На тему лечения онкологических заболеваний существует множество научных исследований, в этой сфере медицины много нестандартных случаев, когда нужно не просто действовать по алгоритму, а много думать, общаться с коллегами из смежных специальностей, учитывать множество особенностей и выбрать единственно верное решение, чтобы лечение пациента было действенным и эффективным. Эта динамика, высокие цели и собственное профессиональное развитие и привлекают в такой непростой специализации.

Путь Ирины Жерко в науку начался с раннего возраста, в школьные годы она участвовала в олимпиадах, писала научные работы по биологии, участвовала в турнире юных химиков. В медуниверситете поощрялась научная работа, девушка говорит, что ей очень везло с преподавателями.

— Уже на первом курсе я подготовила работу по медицинской физике — изучала радиочастотную абляцию печени. Позже были работы по патологической анатомии, физиологии, офтальмологии, кружок по топографической анатомии и олимпиада по хирургии. Этот процесс, когда ты чего-то не знаешь, потом проводишь исследование и узнаешь, очень воодушевляет, оправдывает все усилия. Здорово, когда не просто усваиваешь знания, а открываешь что-то новое, сам приходишь к верным выводам.

В РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова созданы все условия для научной работы, идеи поддерживаются, здесь много единомышленников из числа опытных коллег, готовых поддержать начинания.

Интеграция в практику

Тема кандидатской диссертации Ирины Жерко — «Стереотоксическая радиохирургия меланомы хориоидеи». Исследование содержит в себе разработку метода лечения внутриглазной опухоли с использованием гамма-ножа.

Практическая врачебная деятельность молодого ученого осуществляется на базе отделения опухолей головы и шеи РНПЦ ОМР им. Н. Н. Александрова. Этим направлением старший научный сотрудник Ирина Жерко занимается в лаборатории морфологии и молекулярной клеточной биологии с группой экспериментальной медицины.

В РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова функционирует Совет молодых ученых, который формируется из специалистов, занятых научно-исследовательской и практической деятельностью в области онкологии и смежных дисциплин. Членами Совета могут стать специалисты в возрасте до 35 лет, аспиранты и кандидаты наук до 40 лет, докторанты и доктора наук до 45 лет.

Как известно, в медицине наука и практика идут рука об руку. После защиты диссертации Ирина Жерко продолжает заниматься научной деятельностью.

— Очень часто пациенты задают вопросы, что будет со мной через 3 – 5 – 10 – 20 лет, как будет развиваться болезнь и будет ли развиваться. Сейчас я занимаюсь тем, что пытаюсь выявить факторы, определяющие течение такой болезни, как меланома хориоидеи. Есть интересные результаты по этой редкой опухоли, которые интересны не только отечественным онкологам, но и коллегам за рубежом.

Что в планах у молодого ученого? Следом за кандидатской диссертацией идет докторская?

— Докторская диссертация — это фундаментальный труд, предстоит выполнить много работы. Конечно, у меня такие планы есть. Главное, что имеется много информации по объекту исследования. Наша лаборатория располагает современным оборудованием, которое позволяет проводить исследования опухоли на новом уровне. Также я чувствую поддержку руководителей, старших коллег, единомышленников, которые щедро делятся опытом, знаниями, идеями, — говорит Ирина Жерко. — В РНПЦ онкологии и медицинской радиологии в целом сконцентрировано много специалистов, обладающих талантом исследователей, научными амбициями в хорошем смысле слова, огромным желанием вносить свой вклад в развитие медицинской науки и улучшать таким образом клиническую практику. Рожденные здесь научные идеи при поддержке соратников претворяются в жизнь, инициативы поддерживаются, результат не заставляет себя ждать.

С большим воодушевлением молодой ученый рассказывает о своей практической деятельности онколога-офтальмолога:

— Мы имеем дело не с самыми простыми случаями в своей практике. Многие пациенты уже побывали у других докторов, обследовались, лечились. План лечения разрабатывается индивидуально для каждого пациента. Часто это требует изучения дополнительных научных статей, публикаций коллег, в том числе зарубежных. Практически каждый доктор РНПЦ онкологии использует дополнительные источники информации. И этим определяется единство медицинской науки и практики. Что касается моих научных разработок, я очень горжусь тем, что мой метод внедрен в клиническую практику и приносит свои результаты. Буквально на днях я консультировала пациента, который прошел лечение меланомы хориоидеи при помощи гамма-ножа. Ранее этим людям было сложно помочь в силу того, что наши возможности были ограничены, к примеру, размеры опухоли не позволяли провести лечение с сохранением органа. Сегодня этот метод лечения позволяет не только избавиться от опухоли, но и сохранить орган, а в ряде случаев еще и зрение. Практически на 30% увеличилось число пациентов, которым проведено органосохраняющее лечение. Активную дискуссию вызвал наш опыт в лечении меланомы хориоидеи на недавней международной офтальмологической конференции, которая прошла в Чехии. Сегодня в Беларуси накоплен самый большой опыт в странах СНГ по лечению этого заболевания. И этот результат очень воодушевляет совершенствоваться в этом направлении.

О раке глаза

Около 90 случаев злокачественных внутриглазных опухолей в год сегодня выявляется в Беларуси. Самая частая опухоль — меланома хориоидеи, ее коварство в том, что во многих случаях эта болезнь протекает бессимптомно, опухоль растет медленно и долгое время никак не сказывается на остроте зрения. Также есть случаи опухолей конъюктивы, роговицы, кожи век и новообразования орбиты — костной структуры, в которой находится глаз.

Внутриглазные опухоли характерны для людей пожилого возраста, от 70 лет и старше, иногда болезнь выявляется и у пациентов значительно моложе.

— Нет определенных факторов риска, которые способствуют такому заболеванию, как меланома хориоидеи. Причина болезни — комплекс генетических поломок, другие причины болезни пока неизвестны. Улучшить результаты лечения помогает, прежде всего, раннее выявление опухолей. Советовала бы проходить стандартный осмотр у офтальмолога не реже одного раза в год. Универсальный совет: нужно быть внимательным к своему зрению, вызывать подозрения должно ухудшение зрения, особенно на один глаз, ведь меланома хориоидеи никогда не развивается в двух глазах одновременно.

— Какие способы применяются в лечении этого вида рака и насколько они успешны?

— Меланома хориоидеи лечится довольно успешно, в 95–98% случаев заболеваний мы можем говорить о достижении локального контроля первичной опухоли. В 1–2-й стадии возможно лазерное лечение — фотодинамическая терапия. Золотым стандартом лечения меланомы хориоидеи на сегодняшний день является брахитерапия. Во время этой процедуры в проекции опухоли устанавливается аппликатор с радиоактивным изотопом, для того чтобы облучить новообразование. Применяется дистанционная лучевая терапия при помощи гамма-ножа — облучение опухоли выполняется с минимальным повреждением окружающих здоровых тканей, именно поэтому возможно сохранение зрения. Если опухоль имеет большие размеры и ее лечение все же требует удаления глазного яблока, то в последующем пациенту устанавливается индивидуально изготовленный протез, который практически не отличается от другого собственного глаза пациента. Кроме того, сохраняется некоторая подвижность протеза, поскольку во время операции сохраняются глазодвигательные мышцы.

— Дайте общие рекомендации, что предпринять, чтобы никогда не столкнуться с таким заболеванием глаз?

— Когда мы говорим о здоровье глаз, мы должны понимать, что орган зрения — это часть организма в целом. Офтальмологи активно взаимодействуют с терапевтами и эндокринологами, ведь простое повышение артериального давления, уровня холестерина, глюкозы в крови сильно сказываются на глазах. Посоветую раз в год проходить диспансеризацию.

В повседневной жизни глазам помогают любые слезозаменители с гиалуроновой кислотой. Особенно эти капли показаны тем, кто проводит много времени за компьютером. Такие капли снижают чувствительность глаз, их усталость, повышают стабильность слезной пленки. Они безвредны, их можно капать часто, их эффект доказан.

Не буду оригинальной и в очередной раз посоветую всем вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек, заботиться о себе, правильно питаться, быть физически активными. Это все самым положительным образом скажется на здоровье в общем и здоровье глаз в частности. Наши глаза в современном мире технологий испытывают колоссальное напряжение, поэтому важно соблюдать режим зрительных нагрузок.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59