18 мин в воздухе — рекорды легендарного расчета братьев Шумовых
Минометный расчет братьев Шумовых из Тувинской Народной Республики — это поистине легендарный расчет, состоявший из шести братьев: Александра, Луки, Ивана, Василия, Авксентия и Семёна, ушедших на фронт Великой Отечественной войны добровольцами. Расчет братьев Шумовых прославился на Ленинградском и Волховском фронтах виртуозной и очень результативной боевой работой на 120-мм миномёте, демонстрируя невероятную скорострельность и точность попадания по целям.
Это им, братьям Шумовым, посвящены строки поэмы «Россия» Александра Прокофьева, видного советского поэта и журналиста, Героя Социалистического Труда, а в годы Великой Отечественной войны — фронтового корреспондента:
Мины выли зло, точнее, люто,
Как всегда, зловещ был их полет.
Харкал восемнадцать мин в минуту
Шумовский тяжелый миномет.
…Немцы лезли!
Мать-Россия, слушай
Сердцем своих сел и городов!
Он на немцев в том бою обрушил
Полностью две тысячи пудов
Чугуна и стали.
В тяжелых и непрерывных боях Великой Отечественной войны, включая и прорыв блокады Ленинграда, трое братьев Шумовых погибли, трое вернулись домой, а их миномет стал музейной реликвией.
Из истории Тувы
Русские по крови, из сибирских казаков, ведущих, по преданию, свой род чуть ли не от самого казачьего атамана Ермака, присоединившего Сибирь к Российскому государству, братья Шумовы проживали в Тувинской Народной Республике, которая на время начала Великой Отечественной войны не входила в состав Советского Союза. Территория республики, только в 1944 году добровольно вошедшей в состав большой семьи народов СССР, простиралась к югу от Красноярского края и Иркутской области, южнее Западных и Восточных Саян и до границы с Монголией. Но в Тувинской Народной Республике или Танну-Туве, как ещё она называлась, с царских времён проживало много исконно русских людей, а Тувинская Народная Республика была тесно связана с СССР различными договорами. И 25 июня 1941 года Тувинская Народная Республика объявила войну фашистской Германии, кстати это было первое в мире государство, поддержавшее Советский Союз в борьбе с фашизмом. Она передала Советскому Союзу свой золотой запас, а также оказывала и другую материальную помощь, в частности, для нужд Красной армии было передано 50 тысяч лошадей, 10 тысяч полушубков, 400 тонн мяса, муки и топленого масла. А ее многие граждане добровольно шли на фронт и доблестно воевали.
Братья Шумовы ушли на фронт добровольцами
Решение идти на фронт шестеро братьев Шумовых приняли на семейном совете в январе 1942 года.
Четверо: Иван, Семен, Лука и Авксентий — были сыновьями Никиты Шумова, еще двое: Александр и Василий — их двоюродные братья. На то время им было: Ивану — 36, Семену — 33, Луке — 32, Авксентию — 29 лет. Александру и Василию — 28 и 27 соответственно.
Дорога на фронт была непростой: из Тувы на пароме через Енисей, оттуда — на машине в Абакан. Из Абакана железной дорогой до Красноярска. Из Красноярска эшелоны с пополнением шли прямиком до Волховстроя Ленинградской области. Прибыли братья с пополнением 18 марта 1942 года в поселок Глажево и оттуда пешим маршем добрались к Погостью, став красноармейцами 11-й стрелковой дивизии.

Прибыв в действующую армию, братья Шумовы просили их не разлучать, оставить воевать всех вместе, как давал напутствие Никита Фадеевич. Командование пошло им навстречу, и все пятеро (заболевший по дороге на фронт шестой — Семен — присоединился к ним позже. — Прим.) были определены в один минометный расчет, и 120-мм полковой миномет стал весьма грозным оружием в умелых и надежных руках братьев Шумовых.
Справочно: 120-мм полковой миномет образца 1938 года, расчёт которого и составили братья Шумовы, был создан в конструкторском бюро под руководством Б.И. Шавырина и принят на вооружение РККА в 1939 году. Миномёт предназначен для уничтожения навесным огнем живой силы и огневых средств противника и для разрушения полевых оборонительных сооружений: окопов, траншей, ходов сообщения и легких дерево-земляных сооружений, для проделывания проходов в проволочных заграждениях. Весил миномёт весьма прилично — 275 килограммов. Расчет его состоял из 6 человек: командира, наводчика, заряжающего, снарядного (устанавливал положение взрывателя на мине) и двух подносчиков (они же были и ездовыми). А сама мина весила около 16 килограммов и оставляла воронку глубиной до 1,5 метра. Миномёт пользовался уважением у пехоты. Именно минометная батарея чаще всего отзывалась на просьбы помочь «огоньком» из пехотных подразделений и частей. По воспоминаниям ряда ветеранов, командиры артиллерийских батарей должны были каждый раз получать разрешение на открытие огня, в то время как командир минометной батареи 120 мм мог расходовать их сколько хотел, так как мины были гораздо дешевле артиллерийских снарядов. Наибольшая дальность стрельбы из 120-мм миномета была порядка 5700 метров, наименьшая — 460. А так как точность стрельбы по противнику на расстояниях более трех километров была недостаточна, обычно 120-мм миномётная батарея занимала огневую позицию в 800-1000 метрах от собственного переднего края.

И, обладая природной физической силой, братья Шумовы без труда обслуживали 275-килограммовый миномет, снаряды к которому весили, как мы уже знаем, по 16 килограмм. В дружном коллективе братьев командиром расчета стал 30-летний Александр Шумов. Несмотря на то, что изначально Шумовы не были знакомы с этим серьезным оружием, они очень быстро изучили материальную часть миномета и вскоре стали настоящими мастерами своего боевого дела. Уже летом 1942 года за боевые успехи все братья были награждены медалями «За отвагу».
А вот как сообщалось о минометном расчете братьев Шумовых редакцией ТАСС 12 декабря 1942 года:
«Восемь месяцев назад они прибыли в военкомат всей семьёй — сыновья и племянники Никиты Шумова. Старший из них подал заявление и сказал: «Хотим идти на фронт. Просим зачислить всех нас в одну часть».

Просьбу братьев удовлетворили. Они были зачислены на курсы миномётчиков, учились старательно, подтягивали друг друга и закончили курсы с отличием. Александр стал наводчиком, Василий заряжающим, Иван снарядным, Арсентий подносчиком, Лука подвозным. Всех их направили в одну часть, где сформировали миномётный расчёт.
В первом же бою расчёт братьев Шумовых отличился меткими ударами — уничтожил две огневые точки противника и истребил больше десятка гитлеровцев. Вскоре расчёт стал известен во всем подразделении.
Бои следовали один за другим. Выросли и обогатились опытом братья Шумовы. Каждого из них правительство наградило медалью «За отвагу».
На днях расчёт братьев Шумовых подвёл первые боевые итоги. За короткий срок «шумовский миномёт» уничтожил 9 вражеских огневых точек и истребил 198 гитлеровцев».
О боевых отличиях расчета братьев Шумовых
Основой успеха расчета братьев Шумовых стали высокая скорость и точность их стрельбы. Во время боев у Шумовых до 18 мин «висело в воздухе»: когда первая достигала цели, братья заряжали в миномет уже двадцатую, таким образом мины разрывались на позициях противника каждые три секунды, как будто стрельба велась из реактивного миномета.
А в одном из боев минометчики Шумовы искусно поразили цель, находящуюся на обратном скате высоты. Мины вылетали из ствола миномета почти что вверх и отвесно падали на склон, не просматривавшийся с нашей стороны. Так, действуя по наводке разведчика-наблюдателя, минометчики Шумовы навесным огнем поразили множество целей, недоступных другим видам оружия.
В боях у деревень Кондуя и Малиновка заслужили братья свои первые правительственные награды.
«В мае 1942 года, когда немец шел в наступление и пробил брешь в соседней дивизии, – рассказывали братья военкору Павлу Лукницкому, – нас бросили в эту брешь. С ходу мы развернулись, сделали все как надо и дали ему жару. Он опять в атаку пошел, силами до полка, мы срубики сделали над минометами широкие, не так, как другие расчеты узкие амбразурки делали, и открыли огонь! Всего три дня канитель была, мин пятьсот бросили, подходяще. Принесут суп, не успеешь ложки хлебнуть – по местам!»
Через день братья снова показали образец отваги и исполнения воинского долга. Вот как это было. Немецкое орудие нащупало огневую позицию нашего тяжелого миномета. Шумовы собрались было перейти на запасную позицию, но разведчик-наблюдатель уже обнаружил немецкую пушку и сообщил им координаты. «Тут не приходится мешкать, — решил командир расчета Александр Шумов, — надо отвечать сразу же, отсюда». И не обращая внимания на разрывы вражеских снарядов, расчет Шумовых открыл огонь, так началось смертельное противостояние: кто точнее? И немецкое орудие было подавлено. Только после этого Шумовы перешли на другую позицию.
В июне 1943 года после лечения в госпитале со 2-го Украинского фронта прибыл Семен Шумов, командование пошло ему навстречу, направив к братьям. Так в расчете их стало шестеро: командир — старший сержант Александр Шумов, наводчик — младший сержант Василий Шумов, заряжающий — ефрейтор Лука Шумов, снарядный — красноармеец Семен Шумов, подносчики мин — ефрейтор Авксентий Шумов и красноармеец Иван Шумов.

В газете 11-й стрелковой дивизии «Красное знамя» не раз писали о братьях Шумовых. В одной из публикаций были и такие строки: «Счастливое подразделение — минометный расчет братьев Шумовых! Оно ни разу не отступало, ни разу не уходило с русской земли…».
Был в их фронтовой биографии и такой интересный случай, о котором поведала пресса Ленинграда:
«Перед боями за прорыв блокады из Ленинграда приехала в 11-ю стрелковую дивизию делегация ленинградских трудящихся. Работница Н-ского завода Васильева выступала на митинге перед минометной батареей старшего лейтенанта Цивликова. Она рассказала о страданиях и стойкости ленинградцев, их героическом труде для обороны родного города. Она сказала, что сама работает на заводе, который производит мины и хотела бы знать, как бьют наши бойцы этими минами немецких гадов. Ответное слово держал старший сержант Александр Шумов:
– Стойкости нам надо учиться у ленинградцев, это верно! А ваши мины мы используем по назначению, по головам немецкой сволочи. Все точно, все в цель! А наш расчет, когда он стреляет, всегда имеет в воздухе 18 мин. Понятно я говорю?
– Это мне непонятно, – ответила, улыбаясь, Васильева.
– А вот как, – продолжал Александр Шумов, – когда разрывается наш первая мина, в этот момент мы опускаем в ствол миномета двадцатую. Значит 18 мин в это время находятся в воздухе, летят на врага. Теперь понятно?
– Понятно! – сказала Васильева. — Понятно еще и то, что при такой стрельбе вам надо вдвое больше производить мин. Я об этом скажу своим рабочим, когда приеду на завод».
И в январе 1944 года минометный расчет Шумовых отличился во время прорыва блокады Ленинграда. Сражаясь в составе 120-мм батареи 320-го стрелкового полка 11-ой стрелковой дивизии, расчет участвовал в боях в районе Рабочего поселка №7 и станции Синявино. 17 января 1944 года полк получил боевой приказ: выбить неприятеля с занимаемого рубежа и оседлать шоссейную дорогу Гонтовая Липка-Синявино. Расчет братьев Шумовых действовал совместно с пехотой, находясь у переднего края, и тогда своими слаженными действиями минометчики уничтожили 2 пулемета, 3 миномета, 2 блиндажа и до 40 солдат противника.
О боевых делах, мужестве и героизме братьев сообщал в своем письме отцу Шумовых командир полка, в котором они воевали: «…Поздравляю Вас с высокой наградой, полученной на поле боя Вашими сыновьями. Они стойко защищали наш любимый Ленинград. За месяцы, проведенные на передовой, Шумовы истребили более 400 фашистов. Наш полк гордится ими, дорогой Никита Фадеевич…»
И из воспоминаний командира 11-й стрелковой дивизии полковника Вержбицкого:
«Расчет братьев Шумовых получил приказ ударить по скоплениям противника на обратном скате командной высоты. Немцы думали, что хорошо там устроились. Их блиндажи и траншеи на обратном скате высоты не просматриваются с нашей стороны. Ни винтовочным, ни пулеметным, ни даже орудийным огнем нащупать их было нельзя. Перед настильной траекторией пули или снаряда выставила свою широкую грудь высота, невольно защищающая немцев. Но как завопят они, если на их головы навалится расчёт Шумовых?! Круто вылетают мины вверх и почти отвесно падают на обратный скат высоты. Немцу некуда уйти от «пикирующих мин». Шумовы – большие мастера навесного огня! Пристреляться по укрытой цели с четвертой-пятой мины, давать ураганный, беглый точный огонь — это умеют Шумовы!
Командует расчетом старший сержант Александр Шумов; наводчик-ефрейтор Лука Шумов; а богатырского сложения ефрейтор Василий Шумов свободно и легко ворочает пудовыми минами, бросает их в ствол миномета, как угли в самоварную трубу. Остальные тоже не подкачают. На высотке, в укрытии сидит наблюдатель-разведчик старший сержант Фролов. Он радостно выкрикивает в телефон только два слова: «Хорошо! Еще!». Он один видит, как взлетают в воздух немецкие блиндажи. Минометный вихрь превращает немецкие траншеи в цепь воронок, связанных друг с другом уцелевшими короткими ходами.
Фролов докладывает командиру батареи лейтенанту Цивликову:
– Разрушено 5 блиндажей, исковеркана траншея, истреблено фрицев… не знаю сколько! Разве сосчитаешь. И уничтожен один дзот.
– Миной дзот? Может быть просто повреждение?
– Нет, уничтожен, товарищ старший лейтенант. Получилось так: одна мина попала прямо в дзот, я передал Шумову: «Еще бы две штуки туда же, да так, чтобы мина в мину». Так и сделали. Понятно, от дзота ничего не осталось.
– Мина в мину? Молодцы! — сказал командир батареи.
Через полчаса майор Колзун доложил полковнику Вержбицкому:
— Шумовы боевую задачу выполнили. Разрушено пять блиндажей и один дзот.
— Передайте им мою благодарность».
В боях по прорыву блокады Ленинграда пять братьев Шумовых прославили вверенное им Родиной оружие. Отбивая яростные атаки врага, расчищая путь пехоте, они произвели из своего миномета 13 986 выстрелов, уничтожив свыше 400 солдат и офицеров противника, разрушив 29 дотов и блиндажей, подавив огонь 13 пулеметов и 11 минометов.

За подвиги и проявленное боевое мастерство минометчики братья Шумовы были награждены командованием правительственными наградами. Старший сержант Александр Шумов – орденом Отечественной войны 2-й степени, красноармейцы Авксентий Шумов и Иван Шумов, ефрейторы Василий Шумов, Лука Шумов получили ордена Красной Звезды.
Считалось, что миномет не годится для стрельбы по быстродвижущимся целям, а братья Шумовы опровергли это утверждение. Однажды точным огнем Шумовы успели накрыть вражеский грузовик с пехотой, который быстро пересекал открытую поляну и вот-вот должен был скрыться в лесу. Наблюдатель-разведчик старший сержант Фролов рассказывал и о другом боевом эпизоде:
«Как наблюдатель, я всегда первым вижу работу расчета Шумовых. Однажды через стереотрубу заметил вражескую машину. Сообщил командиру. Он приказал минометному расчету братьев Шумовых накрыть цель. «Никуда машина не уйдет. Шумовы не упустят», – сказал я. Несколько секунд, и мины одна за другой летят на дорогу. Боеприпасы в воздухе, а от машины остались одни щепки».
Это была не единственная автомашина с боеприпасами, накрытая, по свидетельству Фролова, расчётом Шумовых. Одну из них накрыли Шумовы вечером, в ней был и ящик с осветительными ракетами, и когда ракеты стали рваться, освещая темные небеса разноцветным фейерверком, вся батарея, да и весь полк «любовались» работой Шумовых. И после войны за уникальную скорострельность и меткость расчёт братьев Шумовых вошёл во многие артиллерийские энциклопедии.
О солдатской фронтовой судьбе братьев Шумовых
Долгое время солдатское счастье Шумовым не изменяло, хотя смерть часто ходила вокруг них. Так, по свидетельству военного корреспондента Павла Лукницкого, после жестоких боев у рощи «Круглая» в январе-марте 1943 года в строю 320-го стрелкового полка осталось всего… восемнадцать человек. А в расчете Шумовых потерь не было, если не считать лёгких ранений, полученных в февральских боях Лукой и Василием, да убитых лошадей. Берегла их судьба, а может и родительский заговор, и в тяжёлых боях у Синявинских высот, и у Поворотного треугольника летом и осенью 1943 года.
А в дальнейших боях каждый из братьев был ранен по несколько раз, а Лука — пять.… А шестой раз его так засыпало землей при взрыве, что все решили: погиб. Однако кинулись раскапывать, работали быстро, молча, раскопали и обрадовались: жив Лука!
Но война есть война, и не всем Шумовым суждено было дожить до Дня Победы. Из шести братьев Шумовых трое героически погибли на фронте: у эстонского хутора Апсаре 28 июля 1944 года погибли Семен и Василий, а 2 декабря того же 1944 года в Курляндии, в бою с вражеской разведгруппой, пал смертью храбрых самый старший из братьев — Иван.
И после Победы
После Победы домой, в родную Туву, вернулись Александр, Лука и Авксентий Шумовы. Трудились они столь же добросовестно, как и воевали. Создали дружные многодетные семьи.
Рекорд долголетия, несмотря на тяжелое фронтовое ранение в конце войны, установил командир минометного расчета братьев —Александр Шумов, который много лет проработал в типографии в Кызыле. Он ушел из жизни 27 января 2015 года на 102-м году жизни, в день 71-й годовщины снятия блокады Ленинграда, на подступах к которому он стоял насмерть.


Тувинская журналистка Елена Чадамба так писала о братьях-героях Шумовых:
«Братья Шумовы родились не для войны, но война сделала их солдатами. И они стали настоящими мастерами боевого дела. Да такими, что удивили всех.
Однажды батарея капитана Цивликова и пехота попали в окружение. Зажали фашисты их с трех сторон, не прорваться, особенно с минометами. С одной только стороны немцы не стреляли, со стороны болота, но там трясина: человек кой-как еще может пройти, но лошадь с минометом — нет.
И братья решили: на охоте в тайге и не такие болота проходили, сделаем волокуши, на них и протащим минометы…»
История написания поэмы о минометчиках Шумовых
В мае 1943 года в 320-й стрелковый полк, в котором отважно воевали братья Шумовы, приехали ленинградские писатели- фронтовые корреспонденты. Благодаря точным словесным зарисовкам Павла Лукницкого братья предстают перед нами, словно живые. Но наибольшее значение имела встреча с братьями Шумовыми для Александра Прокофьева, в его глазах братья Шумовы олицетворяли весь советский народ. Под впечатлением увиденного и услышанного о братьях Александр Прокофьев и написал лирическую поэму «Россия», главными героями которой стали братья Шумовы. В 1946 году поэма была отмечена Сталинской премией.
Ими гордятся, память их чтут
В столице Республики Тува, городе Кызыле, установлен величественный памятник легендарным братьям Шумовым — героям Великой Отечественной войны. Монумент был открыт Российским военно-историческим обществом в микрорайоне «Южный» при участии высоких государственных лиц и потомков прославленной семьи. Автором монумента выступил известный российский скульптор Виталий Шанов, создавший многофигурную композицию на гранитном пьедестале, где запечатлены шестеро братьев Шумовых, ведущих огонь из 120-миллиметрового миномёта.
