Топ книг белорусских писателей, по мотивам которых сняты фильмы
Книги, которые цепляют читателей и еще долго остаются в памяти, нередко становятся основой для создания фильмов. Они оживают в кино по-разному — некоторые полностью соответствуют книжному сюжету, некоторые видоизменяются под влиянием сценаристов и режиссёров. А какие произведения белорусских писателей можно прочувствовать по-новому, глядя на экран?
«Минская правда» совместно с заведующей библиотекой Острошицко – Городокской школы Наталией Амётовой подготовила подборку книг белорусских писателей, по мотивам которых были сняты фильмы.
Алесь Адамович, «Иди и смотри»
Сценарий фильма Адамович написал совместно с кинорежиссёром Элемом Климовым. В основе лежат два произведения писателя — «Хатынская повесть» и «Каратели».

Сам Адамович в годы Великой Отечественной войны в 15 лет стал связным, а после и бойцом партизанского отряда. И в центре сюжета — белорусский мальчик, которые повидав зверства фашистов, за два дня из подростка становится седым стариком.
Янка Мавр, «Полесские робинзоны»
— Есть пущи, не менее интересные, чем далёкие тропические леса. Есть озёра и болота, которые весной превращаются в моря. Есть звери, которые реже встречаются на свете, чем слоны и тигры, — писал Янка Мавр о белорусской природе.
«Прадбачыць — гэта не значыць раскіснуць».
Два городских подростка, Мирон и Виктор, решают совершить непродолжительную экскурсию на природу, посмотреть знаменитое полесское половодье. Но в результате потери лодки, а с ней и почти всех взятых с собой вещей, поход друзей затягивается, а приключения начинаются.

«Адразу з галавы, без практыкі, не надта выдумаеш».
Как выживали полесские «робинзоны» в суровых условиях и чем особенно их отношение к природе — читайте в книге, главные герои вызывают безусловную симпатию с первых страниц.
«Усё на свеце можна абярнуць на карысць чалавеку».
Что интересно, по книге снято 2 фильма. В 1934 году сценаристом чёрно-белой картины выступил сам Янка Мавр. Частично сохранившиеся кадры фильма и сейчас можно найти в сети.

В 2013 году «Беларусьфильм» оживил произведение уже в современной обработке.
Иван Шамякин, «Сердце на ладони»
В романе тесно переплетаются любовь и ревность, предательство и справедливость, история и современность.
«У каждого времени свои законы и нормы».
Сюжет разворачивается вокруг сложной темы минского подполья. Журналист Кирилл Шикович ищет способ раскрыть правду людям о докторе Степане Савиче, которого многие считали предателем. Но далеко не все хотят ворошить прошлое и поиск истины становится опасным.

«Што ты закрываешся? — падумаў ён пра Зосю, — столькі разоў я цябе аглядаў, выслухоўваў… Буду трымаць у руках тваё сэрца…»
Прототипом доктора Савича стал Герой СССР акушер-гинеколог Евгений Клумов, который был активным участником минского подполья. Будучи арестован фашистами, он отказался сотрудничать с ними и погиб вместе женой в 1944 году в газовой камере.
«Один дурак может спросить такое, что не ответят и сто умных».
Фильм по мотивам романа был снят в 1964 году.
Владимир Короткевич, «Дикая охота короля Стаха»
Историческая повесть с элементами мистики была опубликована в 1964 году. А фильм, снятый по мотивам произведения, стал первым мистическим детективом советского производства.
«Я всегда теряюсь и становлюсь Слюнтяем Киселевичем от женских и детских слез…»
Молодой учёный, путешествуя по белорусским деревням, попадает в имение Яновских, где и сталкивается со зловещим проклятием, которое преследует род. Он видит предвестников скорой гибели оставшейся последней представительницы рода — призраков — всадников Дикой охоты, Голубую Женщину и Малого Человека.

«Мне следовало спешить: легенда и сказка вымирают».
Кем на самом деле окажутся пугающие призрачные существа и удастся ли ученому спасти 18-летнюю Надежду Яновскую от родового проклятия? Приготовьтесь погрузиться в захватывающую детективную историю конца 19 века.

«Человек, как известно, честнее всего лет до двадцати пяти, в это время он органически не выносит несправедливости».
Фильм по мотивам повести вышел в 1979 году. Сам Короткевич в процесс съёмок не вмешивался, но позднее рассказывал, что ему понравилось не всё, однако писатель признал право режиссёра на собственное прочтение произведения.