«Я славянка каждой клеточкой»: откровенное интервью с Таисией Повалий о любви, вере и дороге домой
Одна из самых любимых в нашей стране исполнительниц Таисия Повалий подарила белорусам яркий музыкальный праздник. Она выступила вместе с Национальным Президентским оркестром под управлением главного дирижёра Виталия Кульбакова во Дворце Республики.
Главное — любовь
— Вы покоряете публику своей энергией, эмоциями и ярким исполнением. А что значит для вас выход к поклонникам в Беларуси?
— Для меня это встреча с родней. Комок в горле был. Слёзы выступили, чуть не расплакалась. У меня такое впечатление, что вокруг — моя семья. Лица одухотворённые. Добро в глазах. Люди отзывчивые, просто божественные.

— На концерте девушка с инвалидностью из социального приюта призналась, что песня «Мама» помогла ей пережить утрату самого близкого человека. И таких историй, когда ваше творчество поддерживает в трудной ситуации, немало. Как вы выбираете произведения, обладающие столь целительным эффектом?
— Я очень ответственно отношусь к своему репертуару. Многое сама пережила в жизни. Если песня меня тронула до глубины души и я сижу и реву, то знаю, что она о ком-то ещё. Я должна её спеть, потому что она поможет и другим людям. Думаю, на каждую мою композицию есть свой слушатель.
— Ваша концертная программа называется «Женщина, которая любит». В чём секрет крепкой семьи?
— Важны любовь, дружба, взаимопомощь, забота друг о друге. Любовь в моей жизни главное. Я поставила на первое место Бога и обрела гармонию, счастье. Любовь всесильна, способна повести душу к свету. Даёт счастье. Она приходит, когда душа открыта. Нужно трудиться — и любовь будет вечной.
— Считаете, настоящая любовь от Бога?
— Только. Потому что Бог — это сплошная любовь. Он милостив. И только Бог может помочь остаться жить, если очень сильно просить.
— Вы просили?
— После майдана, запрета на творчество в 2014 году, когда украинская власть стала бомбить Донбасс, Луганск, сожгла людей в Одессе, посыпались угрозы и проклятия в мой адрес. Меня никуда не звали. Я была под полным запретом. И подумала, что всё, мне конец. Началось удушье. Не могла ни вдохнуть, ни выдохнуть. Чуть не оказалась там… Молилась. У меня в Киеве было очень много икон. Я всегда почитала Бога.

Знаки свыше
— Как произошла ваша встреча с Богом?
— В детстве. Я из глубоко верующей семьи. В пятилетнем возрасте вместе с бабушкой произносила «Отче наш» всякий раз перед трапезой. Я была очень талантливым ребёнком. И сама с пяти лет читала старинное Евангелие. В книге ещё был твёрдый знак «ер». Помню, спрашивала, что же это за буква такая. Считаю себя Божьим человеком: мне Господь показывал, куда идти. И с шести лет я на сцене.
— И какие знаки свыше вели вас?
— Однажды после урока по фортепиано я возвращалась через парк. И вдруг навстречу мне — хормейстер. «Тая, а ты знаешь песню “Моя страна”?» — спросила она. Я знала все песни. Хормейстер меня развернула. Мы пошли в школу. Я стала возле пианино. Спела от начала до конца «Мою страну». Она говорит: «Завтра концерт. Ты солистка хора». Потом я стала солисткой эстрадно-симфонического оркестра города Белая Церковь. Моему педагогу по вокалу передали записку от преподавателя Киевского музыкального училища имени Глиэра: «Пусть эта девочка приедет ко мне». И мы с мамой поехали к нему. Я даже не думала, куда поступать. Мне просто Бог говорил: вот поезжай туда, тебе оставили номер телефона. И так всю жизнь. Он ведёт меня за руку.
— Вы, как я знаю, всегда мечтали стать певицей. Это был и ваш сознательный выбор. Какие испытания на верность своему пути довелось пройти?
— Украина подверглась искушениям, когда пропагандировалось, что если равняться на Запад, все будут счастливо жить. Я ушла в политику, чтобы доказать обратное. Была вторым номером в пропрезидентской Партии регионов, которая выступала против майдана. Сейчас понимаю, что с таким голосом заняться политикой было неправильным ходом, шагом против своей миссии. Но мне хотелось как-то повлиять на поклонников, образумить их.
Думала, моё слово поможет кому-то сделать правильный выбор, но у меня не получилось. Люди были зомбированы телевизором, и меня не слышали. Они поверили, что я враг. На Украине меня уже не пускали ни на телевидение, ни на радио. Переворот, изгнание, стресс — я не могла ни петь, ни говорить. Отец Небесный мне показал: ах, тебе не важен мой дар… Я молилась, чтобы Бог вернул мне голос, обещала петь и больше не сходить со своего пути. Он вернул мне голос. Испытания сделали меня сильнее. Возвращаюсь в форму и снова пою.
После переезда в Россию хожу на интервью, рассказываю людям о своём пути, говорю, что я за правду. А правда здесь, в России.

Чудо спасения
— У вас много различных наград за творчество. Одна из них — орден Святителя Николая Чудотворца, полученный в 1998-м. Какие события в своей жизни вы можете назвать чудом?
— Я обожаю этого святого с детства. И верю в чудо как никто. Чудо, что я уехала из Украины. Моя жизнь — это чудо. Мы с сыном Денисом участвовали в шоу «Две звезды. Отцы и дети» на «Первом канале» в конце 2021-го. В декабре заболели ковидом и ушли с проекта. Вместо нас пришли Сосо Павлиашвили и его сын. Они должны были продолжить участие в проекте. А нам захотелось попасть в финал. Я послала на канал песни, которые написал и исполнил мой сын. Он композитор, поэт и прекрасно поёт. И — о чудо! Нас утвердили. 23 февраля в пять утра мы вылетели из Киева на съёмки в Москву. Это Бог. Я только так считаю.

— За последние годы у вас появилось немало песен о России. Что вы выражаете новыми произведениями?
— Я открыла концерт песней «Ты моя держава». Это моя благодарность великой стране — России, которая защищает нас, даёт новую жизнь, новый путь. Моя благодарность и Беларуси — за то, что я могу петь и встречаться с поклонниками здесь.
Моей маме, которая ещё какое-то время оставалась в Киеве, угрожали. Возле дома стреляли. Маму удалось отправить с водителем. Её долго везли через все блокпосты, через Западную Украину. Она была в тяжёлом состоянии. На границе в Бресте мы её встретили. Спасибо посольству Беларуси за помощь. Что значит — свои. Мамочку лечили в Москве. С того света вытащили.
На Украину сейчас даже не звоню. Боюсь услышать проклятия. Я думаю, прозрение там скоро наступит, но оно будет тяжёлым. Справедливость и правда восторжествуют. Людям придётся принять, что их провели. Я верю в правду.
Сила искусства
— Вы посвящаете песни павшим в борьбе с фашизмом и неофашизмом. На своём опыте убедились, на что способны неонацисты. Как сказалась Великая Отечественная война на вашей семье?
— Мой дед не вернулся с войны. Бабушка осталась с тремя детьми. Очень было тяжело материально. Но почитание отца, деда, благодарность им сохранились и передаются в поколениях.
В Государственном Кремлёвском дворце в Москве состоялся концерт-реквием «Каждый третий». Я смотрела на экран, где показывали кадры оккупированной фашистами Беларуси и вспоминала Донбасс, Одессу. Фашисты тогда снимали себя и сейчас снимают. Но это ведь свидетельства преступлений. Этот концерт-реквием следовало бы показать всему миру. Сейчас идёт борьба с неофашизмом. И надеюсь, победа над ним будет окончательной. Спасибо тем воинам, которые сражались за Родину в 1941–1945 годах, тем солдатам, которые отдают свои жизни за нашу землю сейчас. Земля ведь тоже живая. Она всё знает. И я пою о героях, которые не щадят себя ради того, чтобы мы здесь встречались, чтобы я могла сказать: «Живите, радуйтесь, мечтайте!»
«Нам важно быть сильными»
— Как ощущаете, где ваша родина?
— Советская родина моя. Наверное, я славянка каждой клеточкой. Во мне образ славянства воплотился. Наши народы отличают забота, доброта. Мы наполняем мир этим. В детстве, помню, собирались все за столом, пели, никто про национальность не спрашивал. Царили любовь и уважение.
Я пою песни, которые пели все, когда жили в большой стране. Нас разделили, но всё идёт к победе. После разрушения следует созидание всегда. Как не остановить могучую реку, так не остановить и воссоединение нашей великой славянской семьи. Я верю, что это обязательно произойдёт. Нигде в мире больше нет такой внутренней силы, такой настоящей, верной любви без границ. «Время выбрало нас» — гласит актуальный лозунг. Я много раз участвовала в этом форуме. Нам важно быть сильными. Это наше время. Я счастлива, что приехала с концертом во Дворец Республики и выступила в сопровождении Национального Президентского оркестра.

Своя
— Какая песня стала знаковой для вашей семьи?
— «Оренбургский пуховый платок». Мы её пели, когда работали, когда отдыхали. Втроём: бабушка, мама, я. Она стала гимном нашей семьи, ведь в этом произведении столько любви, а это главная наша ценность.
— Вы заметили, что испытания помогают больше понять своё истинное предназначение. В чём вы его сегодня видите?
— Миссия моя — петь. Но не только. Я рассуждала, почему прошла такой путь, такие испытания, а в трёх странах своя. Своя и на Украине (временное там затмение!), своя в Беларуси, своя и в России. Я славянка! И сейчас, как никогда, ощущаю собственную нужность и важность там, где нахожусь. Славянство, духовность, взаимопонимание, дружелюбие, единство спасут мир.
Автор: Ольга Косякова