Ждали ответ из хаты. Как гадали на замужество в Святки, рассказала жительница Вилейского района
С субботнего Рождественского сочельника начались Святки — славянский праздничный период, состоящий из двенадцати дней, который в народе называют также «от звезды и до воды». То есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.
Издавна этот период был наполнен различными обычаями, традициями и мистикой. Ведь именно это время было самым популярным для гаданий на суженого у наших предков.
Узнали у коренной жительницы агрогородка Шиловичи Вилейского района Марии Ильиничны Илькевич, какие обычаи и способы гаданий существовали на ее родине.
В 2023 году Мария Ильинична отметила свой 91-й день рождения. Родилась она в деревне Баровцы, там пережила войну. Когда вышла замуж, вместе с мужем переехала в соседнюю деревню Шиловичи. Здесь она и живет до сих пор.
— Мария Ильинична, как было принято проводить Святки в вашу молодость?
— Ой, мы гадали! Хоть еще и малые были, а про хлопцев уже думали, — вспоминает женщина. Моя мама мне перед Крещением выворожила будущего мужа одним способом. Нужно было в миску налить воды и сверху положить лучинку-кладку. Затем это поставить под кровать, но чтобы тот, кому гадают, не знал. И тогда, по преданию, можно увидеть во сне своего суженого. И мне приснился мой Миша, но я тогда не знала, что это он, — смеется Мария Ильинична. — Я увидела солдата. А Миша скоро из армии пришел. И вскорости мы поженились, — добавила она.
Из блюд на Коляды в их доме было принято готовить верещаку с кислыми блинами. Хозяйка заквашивает муку, потом туда добавляет картофельную дранку. Варит косточки и домашнюю колбасу, зажаривает сало и затем в сковородку добавляет муку.
— Так моя мама делала, а теперь и я всю жизнь делаю, как говорится, «по наследству». И наша молодежь такие блюда с удовольствием кушает. Варим чугун на 20 литров на всю семью, — рассказывает наша героиня. — Раньше люди были крепче и здоровее, а теперь мы едим все зараженное. А мы раньше коров и хозяйство держали, работали, тяжести носили. Все вручную делали и не болели, — говорит Мария Ильинична.
— К святу обязательно кололи кабана. Колядовщики ходили па хатам, их угощали колбасами. Все радовались, пели, поздравляли друг друга, целовались, выпивали, ели мясные блюда.
Вот еще одно гадание, которое рассказала Мария Ильинична. Куры раньше в домах сидели. А на «богатую кутью» (канун Рождества. — Прим.) курицу выпускали, и перед ней незамужние девушки складывали по горсти семян каждая. Чью первую горсть начнет курица клевать, та девушка первая и замуж выйдет.
— А курица выходила сонная, пока сообразит, что и как, так мы от живота за это время нахохочемся, — с улыбкой вспоминает женщина.
А еще тягали ворота. Деревня была длинная, а ворота тяжелые. Молодые и довольные, в мороз носили ворота от жениха к невесте и наоборот. И все знали от кого к кому нести, кого соединить нужно.
— В окна стучали, а что хозяйка ответит, тому и быть. Варианта было всего два. Если она ответит: «иди», значит девушка выйдет замуж. А если из дома услышит: «сиди», — значит, придется ей еще незамужней побыть. Хозяйка дома могла и от вредности сказать «сиди». Такие хаты знали и старались обходить, — поясняет Мария Ильинична.
— Мы рисовали на бумаге месяц и брали маленькую тарелочку, на которой делали черточку и опускали. В два стакана наливали воды и в них клали венчанные кольца, которые брали у своих родителей. Это было в 12 часов ночи, без света, только две свечки горели. И не боялись же, — вспоминает женщина.
На наш вопрос, сбывались ли гадания, Мария Ильинична с сомнением ответила: «Может и сбывалось у кого-то, но не у всех».
После Рождества две недели нельзя было шить, в особенности, по вечерам.
А за две недели перед Новым годом молодежь «складалась» по парам. Гуляли, знакомились, за столом вместе сидели.
Замуж наша героиня выходила «в мясоед». Так называют период от поста до поста, в который разрешается употребление мяса в пищу. Раньше свадьбы гуляли не меньше трех дней и назывались они «любовинами».
— В первый день завтракают по отдельности у жениха и невесты, потом жених едет за невестой, и они вместе едут «да вянца». Первый вечер они гуляют дома у молодой. А на следующий день едут до молодого, — поясняет наша героиня. — У меня был шкаф с приданым куплен. И тогда было принято это все привозить на торжество, демонстрировать. Хоть мы и бедные были после войны. Помню, нашли туфли — в них сделали дырочки и получились босоножки. Но приданое мы собирали старательно, — добавила Мария Ильинична.
— А на свадьбы была «дурная» мода. Приводили в хату коня и дарили его от молодой — молодому. Гарэлкай гэтага коня поили, — рассказывает женщина.
Для чего это было, Мария Ильинична до сих пор не знает. Но вспоминает, что на свадьбы в хату так много людей набивалось, что места не было где пройти.
— У меня было белое платье и фата до земли. У женщины с нашей деревни было одно свадебное платье, она за 15 рублей давала это платье всей деревне в прокат. Все было чужое, — с горечью вспоминает женщина. — А когда мы венчались, у меня потухла свечка, и все причитали, что плохо это. Но это все неправда, мы счастливо прожили 60 лет с Михаилом вместе.
Дочка нашей героини, Евгения Михайловна, тоже ведет активную жизнь в свои 60+. Вместе с единомышленниками и участниками коллектива местного Дома культуры она поет, выступает, колядует, занимается волонтерской деятельностью.
В этой семье принято передавать традиции из поколения в поколение и заботиться о своих близких.