Меню

Звезда генерала Глазунова: как первый командующий ВДВ прошел три войны и стал дважды Героем

Звезда генерала Глазунова: как первый командующий ВДВ прошел три войны и стал дважды Героем

В 2020 году на территории СШ № 78 города Пензы был открыт бюст дважды Герою Советского Союза генерал-лейтенанту Василию Афанасьевичу Глазунову. А в 2022 году уже в гимназии № 53 Пензы появился класс Героя: имя дважды Героя Советского Союза Василия Глазунова стал носить тогдашний 2 «Б» класс.

И радуют знания ребят, что если аббревиатура Воздушно-десантных войск — ВДВ — расшифровывается как «войска дяди Васи», в честь Героя Советского Союза генерала армии Василия Филипповича Маргелова, который был командующим ВДВ длительный период в послевоенные годы, а еще и то, что первым командующим ВДВ в годы Великой Отечественной войны был их земляк — генерал-лейтенант Глазунов Василий Афанасьевич.

Василий Глазунов родился в 1896 году в деревне Варваровка Колышлейского района Пензенской области в бедной крестьянской семье.

В 1915 году Василий Глазунов был мобилизован в царскую армию, воевал на фронте Первой мировой войны. После Февральской революции вернулся домой, а с первых дней создания Красной Армии вступил в ее ряды. На протяжении нескольких лет Василий Глазунов участвовал в Гражданской войне, затем, пройдя путь в Красной Армии от рядового красноармейца до генерала.

К началу Великой Отечественной войны генерал-майор Василий Глазунов командовал стрелковой дивизией. А в первые годы войны был командующим Воздушно-десантными войсками, затем воевал, командуя гвардейским стрелковым корпусом. Особенно отличился в боях за Одессу, в Висло-Одерской операции, при взятии Берлина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1944 года гвардии генерал-майору Василию Глазунову было присвоено звание Героя Советского Союза, а 6 апреля 1945 года генерал-лейтенант Глазунов Василий Афанасьевич за новые боевые подвиги на фронте удостоен второй медали «Золотая Звезда».

«Крестный отец» воздушно-десантных войск

На фронтовом фото мы видим группу военачальников, находящихся на самом переднем крае, непосредственно в траншеях, обсуждающих за картой боевую обстановку для принятия решения. И первый слева и есть генерал Василий Глазунов, которого отличало и личное мужество, и талант военачальника.

В первые же дни Великой Отечественной войны генерал Василий Глазунов был назначен командиром формируемого 3-го воздушно-десантного корпуса, который был оперативно переброшен в леса на левом берегу Днепра, восточнее Киева, в район Бровары — Дарница, где развернулись жестокие бои.

Тогда западную окраину Киева противник атаковал силами двух пехотных дивизий с немалыми средствами усиления бронетехникой. Наши части были потеснены, стали отходить, к полудню того тяжкого дня гитлеровцы подошли к городу вплотную, заняв его западные окраины. И чтобы остановить врага, наше командование и ввело в бой воздушно-десантный корпус, которым командовал генерал Василий Глазунов.

Впоследствии, вспоминая о тех днях, Василий Афанасьевич меньше всего говорил о себе. Он рассказывал о своих боевых товарищах, которые военной выучкой и личной доблестью, пусть на короткое время, но смогли не только остановить, но и отбросить жестокого, превосходно вооруженного противника, завоевавшего к тому времени практически всю Европу. И гордился ими.

Так, одной из бригад десантного корпуса Глазунова командовал полковник Александр Родимцев, впоследствии прославившийся во многих сражениях, ставший генерал-полковником и дважды удостоившийся звания Героя Советского Союза. Василий Афанасьевич, рассказывая о тех днях, подчеркивал, что комбриг Родимцев с автоматом в руках шел в первой цепи своих атакующих солдат, вел их на штурм укрепленного фашистами Лесного института. Тепло вспоминал генерал Глазунов и командира батальона капитана Григория Смолина, который закончил Великую Отечественную войну в воинском звании полковника и кавалером 8 (!) боевых орденов. В том бою осколком снаряда Смолину перебило руку, но он остался с бойцами, командовал батальоном до конца сражения, и лишь после боя солдаты довели его до ближайшего полевого медпункта.

В этих боях части корпуса генерала Глазунова заставили врага попятиться, дав тем самым возможность командованию фронта укрепить позиции и приготовиться к дальнейшей обороне.

Но сам Василий Глазунов скромно оценивал тот успех корпуса, понимая, что война только началась:

«Успех под Киевом? Ну, какой это успех! Так, проба сил, своего рода репетиция. Настоящие дела были позже.

Я смотрел на противника хладнокровно, германских солдат и офицеров, как умелых вояк я знал и раньше, в годы империалистической войны. Знал их достоинства и слабости, и в этой войне они остались в общем те же. И я пришел к выводу, что, во-первых, этот противник боится ночных бесшумных атак. Следовательно, войскам нашим лучше действовать ночью, действовать внезапно и быстро, ошеломляя фашистов, внося в их ряды беспокойство и нервозность. Во-вторых, слабым их местом являются фланги. Боялись гитлеровцы наших фланговых ударов. Как только обойдешь их с флангов, так они начинают отходить. А тогда их легче преследовать и уничтожать».

Василий Афанасьевич Глазунов умалчивал и о том, что его десантники не только отстояли свои рубежи, но и сумели отбросить части вермахта, а сам он за бои под Киевом был награжден орденом Красного Знамени, что в тот тяжелейший период войны было редкостью.

А впереди были еще более тяжелые испытания — битва за столицу и контрнаступление под Москвой. Именно тогда под руководством генерала Василия Глазунова была проведена Вяземская воздушно-десантная операция, в ходе которой в тыл врага было десантировано более 15 тысяч человек, и они успешно сражались пять месяцев! При этом у десантников было лишь легкое вооружение, минимум продовольствия и боеприпасов.

О героических делах десантников генерала Глазунова в ходе Вяземской десантной операции

Как известно, в ходе контрнаступления советских войск под Москвой разгорелась битва под Ржевом и Вязьмой, и Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о высадке десанта в тыл врага, рассчитывая, что удар с тыла разорвет немецкую оборону, а Калининский и Западный фронты завершат дело, окружив и уничтожив противника. Решение о проведении десантной операции было принято 15 января 1942 года, сроки Ставкой ВГК были поставлены крайне сжатые. И генералу Василию Глазунову, тогда уже командующему всеми Воздушно-десантными войсками Красной Армии, пришлось готовить части и соединения в большой спешке, так как 8 января Красная Армия перешла в наступление и нужно было как можно быстрее помочь наступающим фронтам, пока не иссякли их силы, тем более что нашим частям удалось довольно быстро прорвать оборону врага. Поэтому решено было высадить десант южнее линии прорыва, чтобы пережать коммуникации врага и отвлечь его на себя. Данные же разведки о том, что там делается, были крайне скупыми, Глазунов и его штаб даже приблизительно не знали, сколько в этом районе немецких войск. Были и другие трудности: начало высадки десанта переносилось из-за нелетной погоды, что не только скомкало первоначальный план, но и не удалось достигнуть внезапности десантирования. В итоге к десантированию десантных частей и соединений приступили 18 января 1942 года, с некоторым отставанием от ранее намеченной даты.

В операции в январе–феврале 1942 года задействовали 4-й воздушно-десантный корпус численностью около 10 тысяч бойцов. Его задачей было перерезать шоссейную и железную дороги Вязьма — Смоленск, командиром десанта был назначен генерал-майор Алексей Левашев. Первым в ночь на 18 февраля 1942 года у поселка Знаменка, что в 40 километрах южнее Вязьмы, десантировался передовой отряд в составе 4-го батальона 8-й воздушно-десантной бригады с оперативной группой штаба корпуса, а в последующую ночь — и главные силы бригады и часть других войск корпуса. 20—21 февраля 1942 года штаб корпуса проводил сбор парашютистов, вел активную разведку, постепенно расширяя зону своих действий, беря под свой контроль населенные пункты. Вскоре к 4-му воздушно-десантному корпусу Левашева присоединились силы еще четырех воздушно-десантных бригад и одного десантного полка.

Для доставки десанта использовались самолеты DC-3, ПС-84 и ТБ-3 общей численностью до 30 единиц, хотя изначально планировалось задействовать до 90 транспортников, но собрать такое количество не удалось. Кроме того, часть транспортных кораблей, которые хотели использовать в операции, погибла на аэродромах в результате немецких авианалетов. Сам способ высадки десантников варьировался в зависимости от условий: часть их десантировалась с парашютами, часть высаживалась прямо на земле на импровизированных аэродромах посадки транспортников. Высадка проводилась в ночное время и в весьма сложных условиях сильного мороза и глубокого снега. Тем не менее советские бойцы сумели перехватить коммуникации противника, чем очень способствовали наступлению 33-й армии и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, который в конце января под командованием генерала Белова прорвался в тыл немецких войск.

На втором этапе операции, к 1 февраля 1942 года, в район Озеречни (деревня в Смоленской области, прим.) было десантировано три батальона 8-й воздушно-десантной бригады общей численностью 2497 человек, а также порядка 34 тонн грузов. Несмотря на то что высадка прошла не очень успешно, что привело к потере многих грузов и рассеиванию бойцов по большой территории, собравшиеся на месте сбора десантники приступили к выполнению боевых заданий и через несколько дней сумели вывести из строя отдельные участки железной и автомобильной дорог, захватить несколько населенных пунктов и уничтожить штабы ряда немецких частей.

Третий этап операции проходил 18–24 февраля 1942 года в районе поселка Желанье (в Смоленской области, — Прим. Авт.), куда высадились главные силы 4-го воздушно-десантного корпуса с задачей перерезать Варшавское шоссе и соединиться с частями 50-й армии. Там 23 февраля 1942 года десантники перешли в наступление с задачей овладеть сильным укрепленным пунктом Ключи, а в дальнейшем выйти на Варшавское шоссе. Батальоны выступили в сумерках, на салазках везли станковые пулеметы «Максим», на себе несли батальонные минометы, противотанковые ружья и боеприпасы. Под утро 26 февраля десантники вышли к назначенному месту и остановились на опушке леса. Головной батальон капитана Плотникова с ходу двинулся в атаку на деревню Бородино, а 2-й и 4-й батальоны стали охватывать ее с флангов. Не прошло и часа, как деревня была очищена от фашистов. С ходу батальон капитана Плотникова захватил и деревню Горбачи, уничтожив при этом до сотни немецких солдат и офицеров. 2-й батальон капитана Смирнова внезапной атакой овладел деревней Тыновка, 4-й батальон капитана Бибикова захватил деревню Куракино, 3-й батальон майора Шарова оставался в резерве. 28 февраля, после трехдневных упорных боев, воздушно-десантная бригада полковника Курышева овладела деревней Ключи. В результате боев были разгромлены два батальона и штаб 12-го пехотного полка фашистов, немцы потеряли только убитыми до 600 солдат и офицеров. Были захвачены большие трофеи военного имущества, в том числе боеприпасы, горючее и продовольствие.

Однако 50-я армия не смогла прорвать немецкую оборону, и 4-й воздушно-десантный корпус был вынужден перейти к обороне. Оставшись в тылу противника, 4-й воздушно-десантный корпус во взаимодействии с 1-м гвардейским кавалерийским корпусом и частями 33-й армии вел активные боевые действия. В начале апреля корпус перешел в подчинение генерал-майора Белова. Объединенная войсковая группа овладела районом южнее Вязьмы и удерживала его до конца мая, сковав несколько немецких дивизий. В ночь на 26 мая 1942 года войсковая группа генерала Белова прорвала кольцо окружения и двинулась в направлении Кирова, активно действуя по немецким тылам, и 24 июня 1942 года десантники и кавалеристы вышли на соединение с войсками 10-й армии. А сводный отряд из десантников 8-й бригады пробился к своим лишь 28 июня 1942 года.

Генерал Павел Белов потом так описал действия 4-го корпуса десантников:

«Начав наступление 25 февраля, десантники добились заметных успехов. За трое суток они с боями овладели населенными пунктами Ключи, Дерговочная, Татьяниха и Жердовка. Через определенное время нескольким разведчикам 9-й воздушно-десантной бригады удалось даже пробраться через Варшавское шоссе и установить связь с частями 50-й армии. Таким образом, парашютисты почти выполнили то, что от них требовалось».

Но далее Белов с горечью отметил, что:

«Но 50-я армия не смогла прорвать фронт и соединиться с десантниками».

По изначальному плану Вяземская воздушно-десантная операция должна была продолжаться максимум 5 дней, однако фактически десантники генерала Василия Глазунова провели в тылу врага четыре с лишним месяца, и хотя конечной цели они не достигли, но ущерб гитлеровцам нанесли очень ощутимый. Что подтверждал и враг, так бывший офицер вермахта А. Гове в книге «Внимание, парашютисты!» напишет: «Высаженные русские парашютисты в течение многих дней удерживали в своих руках лес и, лежа при 38-градусном морозе на положенных прямо на снег сосновых ветках, отбивали все наши атаки… Русский десант в нашем тылу чувствовал себя как дома… Лишь при поддержке прибывших из Вязьмы самоходных орудий и пикирующих бомбардировщиков удалось освободить дорогу от русских».

Нужно также отметить, что, будучи командующим ВДВ, генерал Василий Глазунов руководил формированием 10 воздушно-десантных корпусов и 5 отдельных воздушно-десантных бригад.

Командир гвардейского стрелкового корпуса, дважды удостоенный звания Героя

«В прошлом воздушный десантник, он не раз, ещё в 1941 году, с войсками побывал в тылу у противника. Затем, после переформирования воздушно-десантных корпусов в гвардейские стрелковые дивизии, его назначили заместителем командира корпуса. Заместитель командира — должность, которая не всегда упоминается в реляциях и приказах. При удачных операциях лавры достаются прежде всего командирам. Но Глазунова нельзя было не заметить. Энергичный, решительный, он всюду оказывался в центре событий. Его видели с бойцами в окопе и в атаке, он был незаменим и на передовом командном пункте.

Вскоре его назначили командиром корпуса, и в боях на Висле, где требовалось проявить особенно высокие организаторские способности, быстроту действий и командирскую волю, он вовсю развернул свой талант. Глазунов правильно понял, что главное — быстрота подготовки манёвра и внезапность действий. Его части быстрее всех и лучше всех приступили к выполнению задачи, стремительно и решительно форсировали реку и отлично сражались на противоположном берегу», — так характеризовал генерала Василия Глазунова Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза Василий Чуйков.

Итак, после того как созданные им воздушно-десантные корпуса, в силу фронтовой целесообразности, были переформированы в стрелковые дивизии, но, заметим, — гвардейские (!), генерал Василий Глазунов непродолжительное время был заместителем командира 29-го гвардейского стрелкового корпуса, а с ноября 1943 года принял под свое командование 4-й гвардейский стрелковый корпус. Воевал Василий Афанасьевич на Юго-Западном, 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Изюм-Барвенковской, Донбасской, Запорожской, Никопольско-Криворожской, Березнеговато-Снигирёвской, Одесской и Люблин-Брестской операциях, боях на Магнушевском плацдарме. В сентябре–ноябре 1944 года находился в госпитале из-за болезни.

Особо отличился генерал Василий Глазунов в ходе Никопольско-Криворожской операции: в январе–феврале 1944 года корпус под его командованием прорвал несколько оборонительных рубежей на Никопольском плацдарме, освободил 96 населённых пунктов, захватил 226 орудий и 4020 автомашин.

За умелое командование корпусом и проявленные мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1944 года гвардии генерал-лейтенанту Глазунову Василию Афанасьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С ноября 1944 года он снова командовал 4-м гвардейским стрелковым корпусом 1-го Белорусского фронта, участвовал в Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.

А свою вторую «Золотую Звезду» Героя Советского Союза Василий Глазунов получил за операцию по удержанию и расширению плацдарма в районе немецкого города Кюстрина в феврале–марте 1945 года. Кюстрин был своего рода ключом к Берлину, до которого всего-то оставалось сто километров, и фашисты создали там мощный укрепрайон. Как вспоминал сам Глазунов:

«Под городом Кюстрином… мы взяли в плен одного немецкого офицера. Он ехал из Берлина, из Германского Генерального штаба в гарнизон Кюстрина с приказом обороняться насмерть, раздав оружие даже местному населению… Привели его ко мне. Вижу — держится гордо, даже надменно. Угостил я его чаем, он размяк несколько и говорит: „Признаться, ни армия наша, ни население не верят больше в победу Германии. Но солдаты наши будут драться до последнего. Таков приказ, а мы, немцы, дисциплинированные солдаты“».

Но вскоре и Кюстрин пал.

Отлично действовал корпус Глазунова и во время Берлинской операции, в том числе при прорыве немецкой обороны на Зееловских высотах и непосредственном штурме германской столицы. За семь дней боёв корпус прошёл более чем 85 километров, штурмом взял десятки крупных населённых пунктов, а 24 апреля 1945 года части Глазунова ворвались в Берлин и за последующую неделю овладели 315 кварталами немецкой столицы.

О падении же самого Берлина генерал Василий Глазунов скажет кратко:

«К вечеру (30 апреля 1945 года, прим.) пришли с белым флагом немецкий полковник, два офицера и переводчик и просили, чтобы мы приняли их начальника Генерального штаба Кребса для важных переговоров…»

Послесловие

Василий Афанасьевич Глазунов прошел три войны: Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную. Освобождал Украину, Польшу, а закончил боевой путь в Берлине. На малой родине Василия Глазунова установлен мемориал, именем выдающегося человека названы улицы в Пензе, Колышлее и селе Чубаровка, его фамилия занесена на стелу «Слава Героям».

Имя Василия Глазунова увековечено и в Москве, где установлена мемориальная доска в честь первого командующего Воздушно-десантными войсками, дважды Героя Советского Союза, на доме 75, корпус 1, на Ленинградском проспекте. Герой жил в этом доме.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59