Меню

Душманская пуля, как жизненный оберег. Рассказ о водителе — «наливнике» Сергее Рожкове

Фото: Автора, из архива героя и из открытых источников

«Наливниками» на военном сленге в 1979-1989 годах в период ведения боевых действий Ограниченным контингентом советских войск в Афганистане называли водителей спецавтомобилей — топливозаправщиков, обеспечивающих заправку боевых машин пехоты и десанта, танков, вертолетов и самолетов, а также доставляющих топливо для дизельных генераторов и бытовых нужд войск армейскими колоннами.

И становились зачастую мишенью №1 для душманских засад.

К «наливнику» гвардии рядовому Сергею Юрьевичу Рожкову, о котором сегодняшний рассказ, военная судьба была благосклонна: в коротком, но жарком боестолкновении с душманами уберег его бронежилет, когда прицельно ударила пуля врага.  Теперь эта пуля у Сергея Юрьевича как оберег!

А выпала ему, белорусу, уроженцу города энергетиков Белоозерска, что на Брестчине, весьма нелегкая и крайне опасная участь водить свой топливозаправщик (ТЗ) на шасси Урала-375 по военным дорогам Афганистана на протяжении 27 месяцев, из которых,по прикидкам самого Рожкова , лишь примерно 4 месяца он был в расположении своего 3-го батальона 371-го гвардейского мотострелкового полка 5- й гвардейской  мотострелковой дивизии.

Остальное же время прошло, как в самодеятельной солдатской афганской поры песне:

«Под руками теплый руль,

А педали и ствол под ногами.

И под боком земля,

Мне плюющая пулей в лицо...»

У каждого, прошедшего ту войну, было свое ее начало и ее окончание, для Сергея Рожкова с июня 1983 года по август 1985 года, а этот период характеризуется военными аналитиками как один из самых напряженных, с большим количеством проводимых операций по уничтожению бандформирований и их возросшим, благодаря поддержке ряда западных стран, сопротивлением и дерзостью в организации засад и горных ловушек против правительственных и наших советских войск.

Детство и юношество Сергея прошло в родном для него Белоозерске, где он учился в школе №3 и ГПТУ-82, увлекаясь, как и многие мальчишке тех лет, дворовым футболом, занимаясь греблей. Думается, что он подспудно готовился к армейской службе, тем более, что у него был пример отца Юрия Николаевича, образцово отслужившего на Военно-Морском Флоте более 4-х лет, а в Тульской области покоится прах деда Николая, активного участника Великой Отечественной войны, не раз раненного и рано умершего от фронтовых контузий и ранений.

Поэтому, когда в июне 1983 года 19-летний Сергей Рожков получил назначение в Афганистан, он воспринял его с достоинством, как и подобает мужчине и воину, наследнику боевой славы рода Рожковых и на протяжении более 2-х лет достойно выполнял тяжелую и опасную солдатскую работу водителя — «наливника». Его 371-й гвардейский мотострелковый полк, базируясь в провинции Герат, вблизи Шинданта, участвовал во многих операциях, Рожкову приходилось участвовать в боевых выходах в составе  колонн, доставлять топливо советским гарнизонам  Герата и Кандагара, а также принимать участие в боестолкновениях с душманами, обеспечивать засадные группы на караваны боеприпасами и вытаскивать из-под огня раненных...война есть война,  со своими ,часто жестокими правилами...

Даже сейчас, по происшествии более чем 35 лет, тяжело солдату Рожкову вспоминать свой афганский период, часто жжет память, словно горячим свинцом, а во сне снова и снова приходят образы боевых друзей-товарищей, чаще, к сожалению, раненных и покалеченных. Видимо поэтому в ходе наших с ним бесед Сергей Юрьевич предпочел называть имена тех своих сослуживцев, кто вернулся живым: Юрия Корнелюка, украинца с Донбасса, Мансура Кугарова, таджика, Александра Левкова, русского, а называя их, говорит о той атмосфере дружбы и готовности прикрыть товарища собой, царившей в их взводе обеспечения, да и во всем полку.   Признателен Рожков своим непосредственным командирам прапорщикам Дзюбе и Бруснецову, учившим как выживать и побеждать и старавшихся беречь молодых срочников в боевых выходах колонн. Весьма сожалеет Сергей Юрьевич, что не сохранилась в памяти фамилия заместителя командира их 3-го батальона по технической части, помнит лишь, что офицер был из Марьиной Горки, белорус по национальности.

Думается, что читателям, будет интересно узнать мнение рядового Рожкова о тогдашнем командире их 5-й гвардейской мотострелковой дивизии генерал-лейтенанте Борисе Всеволодовиче Громове, впоследствии ставшим Командующим Ограниченным контингентом советских войск в Афганистане, Героем Советского Союза:

«С генералом Громовым лично не встречался, руку не пожимал. Но при боевых выходах он всегда приезжал в полк и провожал колонну от начала до конца, держа руку в воинском приветствии («под козырек», как принято говорить), как бы благословляя вернуться всем живыми. Был строг к командирам, требовал беречь солдата. Одним словом, настоящий боевой Офицер и Мужик».

Превозмогая себя, Рожков с горечью сказал и о потерях, среди которых и лучший его друг Николай Инятин, погибший 21 декабря 1984 года, поэтому 15 февраля для Сергея Юрьевича прежде всего День памяти и скорби по боевым товарищам.

А сам Рожков и подрывался на мине, когда вытаскивал раненных друзей из-под огня, отделавшись лишь контузией…, было свалился с приступом малярии, но молодой организм быстро победил и снова в строй.

А ведь, говоря честно, каждый боевой выход был сродни игры со смертью, ибо прицельный выстрел из душманского гранатомета и топливозаправщик превращался в горящий факел, но «наливник», если оставался жив, не бросал горящую машину, а старался увести ее с дороги, чтобы могли продолжать движение остальные и тем самым спасти жизни боевых товарищей... Вот как отзывается о «наливниках» Сергей Семуха, прошедший Афганистан в 1980-1981 годах:

«По полной ощущая на себе все "прелести" душманской минной войны против нас- танкистов, скажу, что мы с большим уважением относились к "наливникам", у которых не было и вовсе никакой "брони". Мужественные были ребята».

Сейчас довольно часто можно услышать разное, включая и осуждение за ту, афганскую войну... Да, много горя и бед она принесла, но все же будет правильным, что право на оценку имеют лишь те, кто сам ее прошел, тем более, что никогда они не смогут забыть, выбросить из души те дни, месяцы, годы... Афганистан навсегда их боль и крест по жизни. Учитывая, что «афганцы» уже теперь достаточно возрастные, а многих беспокоят и полученные увечья, и болезни, а то и психологический надлом, нужно и властям, и обществу помнить и помогать им, и не только 15 февраля.

Они это заслужили и заплатили дорогой ценой!

Сергей Рожков вернулся к мирной жизни в августе 1985 года. Работал и слесарем, и кровельщиком, и смотрителем кладбища, сторожем, ибо после Афганистана еще долго за руль сесть не мог.  Но главное, что не потерялся в жизни, не растерял свои лучшие человеческие качества, был среди тех, кто создавал афганскую организацию в городе, входил в руководящий состав районной. Сейчас, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, возглавляет городскую ветеранскую организацию Белорусского общественного объединения ветеранов.

У Сергея Юрьевича прекрасная семья: супруга Людмила Николаевна, его верная спутница и друг, двое взрослых детей, успешные в жизни, две внучки и внучек — продолжатель рода Рожковых!

Спасибо, тебе солдат, за верность Военной Присяге, за мужество при выполнении такой тяжелой и трудной солдатской работы, за скромность — не за награды воевали, сам сказал!

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59