Фальсификация, финансирование и дистанционное голосование — 5 (не) глупых вопросов о выборах
![Фальсификация, финансирование и дистанционное голосование — 5 (не) глупых вопросов о выборах](https://mlyn.by/app/uploads/2024/02/photo_2024-02-08_16-13-51-1024x576.jpg)
Выборы давно стали основным событием в общественно-политической жизни любой страны. В этом выпуске разбираемся в главных отличиях в выборах США и Беларуси вместе с политологом Андреем Лазуткиным.
Для чего придумали дистанционное голосование?
Мода последних лет в США — это повальное дистанционное голосование. Считается, что демократы больше склоны голосовать по почте, а республиканцы приходят на участок в день выборов, как мы.
И вот чтобы как можно больше людей проголосовало дистанционно, перед выборами Байдена была информационная кампания, проплаченная Демпартией, типа, «как полезны новые технологии, как это модно и прогрессивно и короновирусом не заболеешь». Так они увеличивали себе электорат. И, самое главное, давали деньги, чтобы для этого были куплены сервера, компьютеры, реклама. Если бы что-то такое было у нас, представьте, один кандидат занес деньги в ЦИК на какую-то хитрую электронную систему, потому что его сторонники хотят голосовать из дома или из Польши. У нас такое невозможно, а у них — вполне.
Для чего ограничивают финансирование выборов?
Самое главное на западных выборах это деньги — но у нас и даже в Европе есть потолок суммы, которую после регистрации кандидата можно внести в избирательный фонд. Не важно, ваши это деньги или вам их подарили. В Беларуси на парламентских выборах это 2000 базовых, 50 базовых для областного и Миногорсовета, и 20 базовых для местного уровня. Даже если брать по максимуму — 2000 базовых — это много, 74 тысячи рублей, можно купить хорошую машину. И даже если буду соревноваться богатые люди, они будут в равных условиях, потому что больше этой суммы потратить нельзя.
А в США тратить на кампанию можно неограниченное количество денег. Представьте, какой это рынок, и поэтому там настолько яркая избирательная кампания, что отголоски доходят даже до нас. Но откуда деньги? Не от граждан, а от топливного комплекса, от энергетики, от оборонных компаний. Взамен они просят, чтобы была дорогая нефть, сжиженный газ шел в Европу и покупалось оружие. То есть нужна новая война на Ближнем востоке и конфликт Европы с Россией. Поэтому президенты там вроде меняются и все говорят, как здорово, это демократия. А политика не меняется, потому что спонсоры выборов плюс-минус всегда одни и те же. В этом плане наша система более честная.
Что такое нарезка округов? Какую роль на выборах играют мигранты? Для чего нужна двухпартийная система? На эти и другие вопросы отвечает политолог Андрей Лазуткин.