Меню

Доигрались до мышей: политолог о главных скандалах в Милане

Доигрались до мышей: политолог о главных скандалах в Милане

Первая дисциплина, в которой соревновались на Олимпиаде, стал свист. Не художественный, а самый обычный — на церемонии открытия болельщики освистали сборные Израиля и США, а также вице-президента Вэнса.

Вторым номером программы стало появление в Италии ICE. Это миграционная служба Штатов, которая отметилась убийствами в Миннеаполисе. Якобы какое-то подразделение ICE должно было отвечать за охрану американской делегации, и тут же по Милану распустили слух, будто ICE приехал избивать местных сомалийцев. Собрался даже митинг против — но ICE так никто и не увидел. Зато появился дословный комментарий от итальянского главы МИД, что «ICE это не СС-овцы», мол, бояться не надо. Сразу повеяло олимпийским духом 1936-го года.

Кстати, по-английски ICE означает «лед», и на этом связь с зимними Играми заканчивается. Причина негатива, конечно, в Трампе — против него на Играх ведут информационную войну. Но Дональд и сам хорош: накануне Олимпиады выдал в эфир мысль, что китайцы, если нападут на Канаду, то запретят там хоккей. А если на Штаты нападут марсиане, то они, наверно, запретят Илона Маска, добавим мы. В общем, накануне Олимпиады Трампом было сделано все, чтобы обидеть всех, кого только можно: от датчан с Гренландией до норвежцев с Нобелевским комитетом.

Канаде Трамп вообще накануне Игр пообещал стать 51-м штатом. В ответ канадские болельщики пришли на матчи с плакатами «1-е место или 2-ое, но никогда 51-е!» А за 10 дней до Олимпиады состоялся хоккейный матч в Монреале, который в Канаде воспринимали чуть ли не как войну за независимость. Люди дрались с американцами на трибунах, хотя в хоккее обычно дерутся на льду, а матч комментировала вся вертикаль вплоть до премьер-министра.

Нам же все это напомнило старый анекдот про крепостное право от Салтыкова-Щедрина. Переделать его можно так: «Любят канадские люди бунтовать! Встанут на колени перед Белым домом и стоят, подлецы! И ведь знают, что бунтуют, и все равно стоят!»

То есть Трампа, конечно, пытаются укусить, да не могут. А тот вошел в кураж: накануне Олимпиады взялся за женский бокс. Отвечая на вопрос о допуске трансгендеров на соревнования, Дональд с криками и кривлянием изобразил сцену избиения женщины-боксера ушлым мужиком со справкой. Тут уж мы вспомнили песню Высоцкого: «Я женщин не бил до 17 лет, в 17 ударил впервые». Оказалось, бард пел про подготовку трансгендерной сборной по боксу.

Так что перед Миланом европейский спорт получил сильный удар — но не под дых, а мы даже не знаем куда, потому что плохому спортсмену трико мешает.

Бочелли спел про качели

Крайней в противостоянии оказалась Джоржда Мелони, премьерша Италии. Дама считается сторонницей Трампа в Европе, поэтому за расположение Дональда ей пришлось бороться всеми силами. И главной звездой церемонии открытия стал оперный певец Андреа Бочелли — любимый музыкант Трампа.

Напомним, когда Трамп принимал Зеленского в Белом доме и тот ему сильно нахамил, встречу с Владимиром задержали на полдня из-за Бочелли. Певца с утра пригласили в Белый дом, где тот исполнял песни Дональду. И только вдоволь обсудив оперу, после тенора Андреа заслушали хриплого и мяукающего Владимира Александровича.

Так что Мелони намек поняла — КОГО надо позвать на Олимпиаду, и поэтому Бочелли через полгода выступал на открытии, как главная звезда. Надо сказать, что сама церемония была весьма хороша в том плане, что не было толстых синих ЛГБТ-шников, которые отплясывали за столом а-ля «тайная вечеря», как это было на прошлой Олимпиаде в Париже.

Вообще, при всем скепсисе автора к Европе, итальянцев он считает лучшими и самыми нормальными из того, что там осталось: все-таки они и наследники классического искусства, и античного спорта, так что музыка и мода у итальянцев всегда была более традиционной, чем в остальном ЕС. Правда, сама Мелони на открытии игр заснула — наверно, утомилась с организацией.

Несмотря на это к итальянцам почти нет претензий, за исключением большого «но» или даже «не». Это НЕйтральный статус белорусской и российской сборной, где спортсмены сплошь одеты в белое и выступают только в индивидуальных видах.

Но паралимпийцам повезло больше — в марте впервые за много лет мы увидим наши команды под государственными флагами.

Сделать спорт снова великим

Так что некоторые подвижки в спорте есть, вот только ведут они все в США. Потому что курс Трампа — организовать «десятилетие спорта в Америке». Именно эту задачу решает сегодня МОК, который, не скрываясь, берет деньги от США. Этим летом в Штатах пройдет чемпионат мира по футболу FIFA, в 2028 году — летние Олимпийские игры, а в 2034 — зимние. Так что подходы не меняются: спорт по-прежнему элемент престижа для крупных государств.

Но есть и немалые шансы, что на следующих играх Беларусь и Россия будут выступать, как полноценные команды, потому что Штатам выгодно, чтобы Китай собрал как можно меньше наград — а именно китайцы сегодня главный конкурент для Дональда. Тут надо сказать, что автор сам бывал в КНР, жил в бывшей олимпийской гостинице и даже проходил мимо олимпийского стадиона в Пекине в виде гнезда. Так вот пока в США спецназ избивает латиноамериканцев, а наркоманы кучкуются в гетто, все китайские горожане от мала до велика делают зарядку, бегают и прыгают. Это массовый спорт, который можно и нужно развивать в любых условиях, даже если вас куда-то не пустили, так что пример надо брать с китайцев.

Есть только предложение добавить к лыжам и конькам откапывание машин на скорость и пуск с толкача на льду — вместо бесполезного буржуазного керлинга и бобслея.

Езда на «нейтралке»

Если же говорить серьезно, то очень порадовал факт, что нейтральный статус белорусских спортсменов воспринят в нашем обществе с пониманием. Если в России Вячеслав Фетисов, например, заявил, что выступать без флага и гимна — недостойно (хотя сам в 1990-е выступал в НХЛ, и ничего), то в Беларуси акцент сделан на карьерах спортсменов. Для них пропустить Олимпиаду — это 5-10-15 лет вырванной жизни. А что мы получим с того взамен неявки — вообще неясно. Если противники добиваются, чтобы нашей страны не было видно и слышно, то спорт — это, наоборот, шанс громко заявить о себе. В конце концов, иностранец всегда найдет Беларусь по фамилии спортсмена, если тот окажется на пьедестале. Более того, победить в нейтральном статусе — означает преодолеть огромное давление; это была бы двойная сенсация.

С другой стороны, как бы мы ни мирились с Трампом, мировой спорт идет к тому, что соревнования поделятся на региональные зоны. В Европе будут выступать трансгендеры, Штаты будут героически бороться с канадцами, в Евразии организуют собственные игры, а Ближний Восток с Африкой и Латинской Америкой вообще хотят бросить под каток войны.

Но ничто не ново под луной: когда-то американцы бойкотировали нашу Олимпиаду, потом мы —американскую. Сегодня мир примерно в той же точке, с той лишь разницей, что советский спортсмен вряд ли мечтал уехать на Запад и выступать за чужую сборную. С другой стороны, нам сложно осуждать некоторых бывших украинских спортсменов, особенно молодежь, которые разбегается из страны со времен Януковича. Новые украинские власти детский спорт практически не финансировали, и если вы хотели отдать ребенка, например, на хоккей или фигурное катание, то какой он ни был талантливый, все от клюшки до заливки льда пришлось оплачивать самостоятельно. Как, к слову, и во многих странах ЕС.

Если ты отстал на круг

Престиж страны в спорте — это не сами медали, а демонстрация спортивной школы и ресурсов. Есть более дорогие виды, есть более дешевые, но когда небольшая страна добивается мировых результатов с завидной частотой — это говорит о том, что внутри все нормально.

А вот если государство у себя дома свободно продает наркотики, а на внешней арене — лицемерно борется с допингом; если выступает якобы за равенство всех наций — и в это же время занимается депортациями; если предлагает перемирие во время Олимпийских игр — и проводит две крупные военные операции за месяц до Игр — значит, сейчас в спорте наступило право сильного.

Но дело не в том, что Штаты усилились. Наоборот, это европейские спортивные функционеры доигрались до мышей. Институт МОК настолько измельчал, что Трамп играет с ними, как кот с мышами.

Так что лучше Олимпиады 1980-го года, наверно, в мире уже ничего не будет. Но спорт — это не столько про зрелища, сколько про характер. Спортсменом станет один из тысячи, олимпийским призером — один из миллиона, зато в каждой белорусской школе на физкультуре ребенка научат побеждать и проигрывать, выступать в команде, никогда не сдаваться и доходить до финиша — даже если ты отстал на круг.

Потому что политика все-таки отличается от спорта. В политике во время забега конечная точка может легко поменяться на противоположную, и если западный мир 30 лет бежал в непонятное место к трансгендерам и ЛГБТ, а при Трампа развернулся обратно — то победят в забеге те, кто никогда и не стремился к ложным ценностям. Особенно в спорте.  

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59