Истории большой победы: кто помогал освободить городской поселок в Витебской области

Во времена Великой Отечественной войны местечко Подсвилье связывало гитлеровские гарнизоны на станциях Крулевщизна, Подсвилье, Зябки, Прозороки. Главную ценность представляла железная дорога Молодечно-Полоцк. Кроме этого, здесь размещались склады, аэродромные площадки, госпитали, ремонтные и хозяйственные службы оккупантов. Вражеская охранная дивизия не только несла службу на этих коммуникациях, но и наводила «новый порядок».
Важную роль в освобождении деревни сыграли подпольщики, работа которых помогла приблизить общую победу. Их деятельность была разной: распространение большевистской печати, проведение бесед среди населения, подрыв вражеских складов, паровозов, железнодорожных станций, добыча разведданных и оружия, а также передача их партизанам.

На территории Подсвилья и его околицах действовала одна из подпольных групп, состоящая из семьи Максима Филипповича Самсонова. Его сын Тимофей знал немецкий язык, играл на скрипке и гитаре, гитлеровцы часто приглашали его в качестве переводчика и музыканта. Второй сын Григорий работал монтером на железной дороге, дочь Катя была учительницей, а Анна имела непосредственную связь с партизанами 1-й бригады имени Суворова, выполняя их задания по сбору разведданных. Они помогли найти убежище радисту Юрию Селедкину, десантировавшемуся в районе станции Подсвилье, приобрели разведчику настоящий паспорт. Но местный староста быстро донес немцам, что в доме Самсоновых проживает кто-то чужой. Поэтому в конце 1944 года был арестован Тимофей Самсонов. После допросов и издевательств, которые он мужественно перенес, 8 апреля его расстреляли. Гитлеровцы арестовали также отца, мать и дочь Екатерину. Все они держались на допросах стойко и тоже никого не выдали. Далее был Освенцим. Родители не выдержали ужасных условий лагеря, навечно остались на чужой земле. Екатерину вместе с другими узниками Освенцима освободила Красная Армия. Позже Екатерина Максимовна Самсонова оказалась в числе свидетелей на Нюрнбергском процессе вместе с Якубом Коласом.

Немало сделала еще одна подпольная антифашистская группа в соседней деревне Передолы. Ее руководителем был Андрей Иванович Баран, который держал связь с партизанами 1-й бригады имени Суворова. Он следил за перемещением гитлеровцев и докладывал о результатах в штаб бригады. Предатели, работавшие на оккупантов, не раз пытались навредить семье подпольщика. Однако им не хватало смелости делать это открыто: боялись мести партизан. Последний раз под дом была подложена мина замедленного действия, которая взорвалась, когда никого не было в доме. Свидетели того — перебитые взрывной волной бревна в старом доме Андрея Ивановича. Хозяин шутил, что остатки дома он «бережет на память».
Всего в подпольной группе насчитывалось 7 человек, среди которых был и Константин Мартинкевич. Под руководством Андрея Барана они все устроились работать на железную дорогу в гарнизон.
Имя разведчика Константина Александровича Мартинкевича знали во многих бригадах партизанской зоны. Перед войной он работал начальником Подсвильского отделения связи. Профессиональные навыки очень пригодились ему во время войны. Сначала он помогал членам разведывательной группы И. А. Петрусенко, а потом с ним установил связь штаб 1-й бригады имени Суворова. По заданию бригады К. А. Марцинкевич устроился к оккупантам мастером линейной связи. Рискуя жизнью, бригадный разведчик под видом служебных обязанностей проникал в оккупационные учреждения и добывал необходимые сведения. «Боевой» — такая партизанская кличка была у разведчика. Он также участвовал и в подрыве эшелонов. Так, в начале ноября 1943 года ему стало известно, что в ближайшее время на фронт пройдет эшелон с продуктами. Константин Мартинкевич в составе подрывной группы пошел на железную дорогу. Операция прошла удачно, и на следующий день партизаны раздавали продукты жителям окольных деревень.
Информация для материала предоставлена краеведческим музеем Подсвильской средней школы
Екатерина КУРДО
Рекомендуем




