Совершил 163 успешных боевых вылетов. Жизнь и боевая слава летчика-штурмовика Ивана Кухарева

На городском кладбище белорусского города Пружаны, центра одноименного района Брестской области, находится могила Героя Советского Союза, уроженца села Марьевка Самарской области Российской Федерации, летчика-штурмовика Великой Отечественной войны, подполковника Ивана Мироновича Кухарева.

В грозном, огненном небе Великой Отечественной войны Иван Кухарев совершил 163 успешных боевых вылетов на разведку и нанесение бомбоштурмовых ударов по наземным войскам фашистской Германии, участвовал в 16 воздушных боях, сумев сбить лично 2, а в группе еще 3 вражеских самолета.
После окончания Великой Отечественной войны фронтовик Иван Кухарев продолжил службу и летную работу в Военно-Воздушных Силах Советского Союза. Погиб подполковник Иван Миронович Кухарев, будучи помощником старшего штурмана 311-й штурмовой авиационной дивизии, 5 сентября 1951 года во время ночных полетов с бомбометанием на Ружанском полигоне в Брестской области.
Боевой путь летчика–штурмовика Ивана Кухарева
Великая Отечественная война для военного комиссара авиационной эскадрильи 52-го ближнебомбардировочного авиационного полка 62-й авиационной дивизии политрука Ивана Кухарева началась уже 23 июня 1941 года. Дивизия прикрывала наши наземные войска в приграничных оборонительных боях на западных рубежах страны, участвовала затем в обороне города Киева, наносила бомбовые удары по танковым колоннам фашистских войск в районе белорусского Бобруйска и украинского Коростышева. Летчики сражались на бомбардировщиках СБ и Пе-2, потери были огромны, как в летном составе, так и в технике, так к 10 июля 1941 года в составе 52-го полка оставалось только три бомбардировщика СБ и два бомбардировщика Пе-2. Политрук Иван Кухарев воевал смело и умело, увлекая летные экипажи личным примером, и за успешно совершенные 12 боевых вылетов был награжден орденом Красного Знамени.

Но в сентябре 1941-го года, на 37-м боевом вылете, самолет Ивана Кухарева был сбит зенитной артиллерией противника, и летчик вынужден был совершить посадку на территории, занятой противником. К своим Ивану Кухареву удалось выйти лишь в декабре 1941 года…
Можно лишь попробовать представить себе какие испытания он тогда преодолел. Пройдя проверки и госпиталя, Иван Кухарев вернулся в строй воздушных бойцов в мае 1942 года, воюя теперь на Юго-Западном фронте, в 135-м ближнебомбардировочном авиационном полку. Несмотря на большой перерыв в летной работе, Кухарев быстро вошел в строй, успешно освоив самолет Су-2. За период с 18 мая по 27 июня 1942 года Кухарев выполнил 30 боевых вылетов на Су-2 в районы Нечаевки, Харькова, Белгорода, Обояни, Суджи, Томаровки и был награжден вторым орденом Красного Знамени.
В июле 1942 года его полк вошел в состав 270-й бомбардировочной дивизии 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта. 12 июля 1942 года, с образованием Сталинградского фронта, 8-я воздушная армия вошла в его состав. На Сталинградском фронте Иван Кухарев с июля по октябрь 1942 года, участвуя в оборонительных боях, совершил 25 боевых вылетов на самолете Су-2 в районы Котельниково, Абганерово, хутор Вертячий, самого Сталинграда. Он успешно и весьма результативно наносил бомбовые удары по наступающим войскам противника, железнодорожным станциям и аэродромам, летал на разведку, бомбил переправы через Дон. Был ранен, но через три недели вернулся в строй.
В начале октября 1942 года 135-й ближнебомбардировочный полк был выведен из боев и до мая 1943 года проходил перевооружение и переобучение летного состава на штурмовик Ил-2, после чего был преобразован в 135-й штурмовой авиационный полк и включен в состав 308-й штурмовой авиационной дивизии 15-й воздушной армии Брянского фронта. А капитан Иван Кухарев был назначен командиром эскадрильи.
На Брянском фронте Кухарев участвовал в Курской битве — в ее оборонительной фазе (с 5 июля 1943 года, прим.), а затем и в Орловской стратегической наступательной операции (12 июля — 18 августа 1943 года, прим.). В июле 1943 года командир эскадрильи Иван Кухарев награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

В августе того же 1943 года он был назначен штурманом, а затем — заместителем командира 135-го штурмового авиаполка.
А осенью-зимой 1943 года, уже на 2-м Прибалтийском фронте поддерживал наземные войска в Городокской наступательной операции.
В январе 1944 года Иван Кухарев был выдвинут на должность командира 624-го штурмового авиационного полка. В этой должности на 1-м Прибалтийском фронте в составе 3-й воздушной армии участвовал в Витебской наступательной операции (3 февраля — 13 марта 1944 года).
На 3-м Белорусском фронте принимал участие в составе 1-й воздушной армии в Белорусской стратегической операции «Багратион» — Минской (29 июня — 4 июля 1944 года), Вильнюсской (5 — 20 июля 1944 года) и Каунасской (28 июля — 28 августа 1944 года) наступательных операциях.
В составе 2-й воздушной армии на 1-м Украинском фронте участвовал в Сандомирско-Силезской наступательной операции (12 января — 3 февраля 1945 года) — составной части Висло-Одерской стратегической операции; Нижнесилезской наступательной операция (8 — 24 февраля 1945 года); Верхнесилезской наступательной операции (15 — 31 марта 1945 года); Берлинской (16 апреля — 8 мая 1945 года) и Пражской (6 — 12 мая 1945 года) стратегических наступательных операциях.

Языком наградного листа: к званию героя Советского союза
«Майор Кухарев участвует в Отечественной войне с 22 июня 1941 года. За время войны произвел 163 боевых вылета в качестве ведущего групп и эшелонов самолетов, из них 38 боевых вылетов на Ил-2 и 125 боевых вылетов на Су-2 и СБ. В воздушном бою лично сбил 2 самолета противника Ме-109 и в группе 3 самолета противника. В неравных воздушных боях был дважды ранен.
С июня 1941 года по сентябрь 1942 года на Юго-Западном и Сталинградском фронтах в должности военкома эскадрильи, зам командира и командира эскадрильи произвел 23 боевых вылета на самолетах СБ и 102 успешных боевых вылета на Су-2, из них 17 вылетов на разведку.
Обладая отличной техникой пилотирования и штурманской подготовкой, имея большой практический боевой опыт, летал всегда ведущим групп от 3 до 32 самолетов. отлично выполняя боевые задания.
Эскадрилья под его командованием произвела 270 успешных боевых вылетов с потерей всего двух экипажей. Участвовал в 16 оборонительных боях с истребителями противника.
Вторично прибыл на фронт в июле 1943 года в должности командира эскадрильи 135-го штурмового авиаполка после переучивания на самолете Ил-2. Отлично овладел самолетом Ил-2 для полетов днем и ночью, подготовил 8 летчиков для полетов днем и 7 летчиков — для полетов ночью и в сложных метеоусловиях.
В должности командира эскадрильи 135 ШАП в составе 308 ШАД участвовал в боях на Брянском фронте по прорыву укреплений противника и ликвидации его группировок в районах Орел — Карачев — Брянск — Почеп — Клинцы. Эскадрилья под его командованием произвела 217 эффективных боевых вылетов. Лично произвел 21 боевой вылет ведущим групп и эшелонов Ил-2.
В августе 1943 года был выдвинут, как лучший командир АЭ, на должность штурмана, а затем — заместителя командира 135 ШАП. В этих должностях участвовал в боях на 2-м и 1-м Прибалтийских фронтах по изгнанию фашистских захватчиков из районов Городок, Невель, Витебск. В сложных метеорологических условиях зимы 1943 -1944 годов 8 раз водил в бой группы самолетов, успешно выполняя задания командования.
В январе 1944 года выдвинут на должность командира 624 ШАП. С первых дней командования, в период учебно-боевой подготовки, тов. Кухарев энергично взялся за сколачивание и подготовку боевого летного состава.

На 3-м Белорусском фронте полк под его командованием произвел 481 боевой вылет с потерей 7 летчиков и 9 самолетов, участвуя в боях по ликвидации сильно укрепленного плацдарма противника в районе Витебск-Орша, в дальнейшем изгнании немцев из Белоруссии и Литвы до границ Восточной Пруссии. Особенно отличился полк в боях за город Молодечно, за что приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. Сталина полку присвоено наименование «Молодечненский».
На Рижском направлении 1-го Прибалтийского фронта с 13 по 25 сентября 1944 года полк произвел 303 боевых вылета, показав образцы организованности и слаженности в боевой работе. За успешную боевую работу в приказе тов. Сталина всему личному составу полка объявлена благодарность.
С 12 января 1945 года майор Кухарев вместе с полком на 1-м Украинском фронте ведет исключительно успешную боевую работу по изгнанию немцев из Польши и уничтожению их на собственной территории.
За два месяца боевой работы полком произведено 827 боевых вылетов с потерей трех летчиков. По показателям боевой работы полк в дивизии и корпусе занимает первое место. За отличные боевые действия в боях по овладению городом Краков личному составу полка в приказе тов. Сталина объявлена благодарность. В данное время полк ведет боевую работу по уничтожению окруженной группировки противника в городе Бреслау.
Лично майор Кухарев за период командования полком произвел 9 боевых вылетов ведущим групп и эшелонов. Всего полк под его командованием произвел 1824 боевых вылета. В воздушных боях летчиками и воздушными стрелками полка сбито 28 самолетов противника разных типов, на земле уничтожено 16 самолетов противника.
Все боевые задания командования товарищ Кухарев выполнял всегда успешно, невзирая ни на какие преграды. За успешное выполнение боевых заданий, умелое вождение в бой своих подчиненных и их правильное воспитание награжден пятью орденами СССР.
Вот некоторые эпизоды из его боевых вылетов на фронтах Отечественной войны.

Юго-Западный и Сталинградский фронты.
8 июля 1941 года ведущим группы из 6 самолетов СБ штурмовал и бомбардировал мотомехвойска противника, подходящие к городу Новоград-Волынский. Под заградительным зенитным огнем противника группа сделала три захода на цель, уничтожив 8 автомашин, вызвав 5 очагов пожара и уничтожив до 40 солдат и офицеров противника. Самолет тов. Кухарева от огня зенитной артиллерии получил повреждения — отбиты левый руль глубины и половина руля поворота. Несмотря на это, полностью выполнил задание, привел самолет на свой аэродром, не потерял ни одного экипажа.
24 августа 1941 года тов. Кухарев получил ответственное задание — в районе города Янов уничтожить переправу через реку Днепр, имевшую важное стратегическое значение для противника. Ведущим группы из 9 самолетов Су-2, несмотря на заградительный огонь зенитной артиллерии и противодействие истребителей противника, задание выпонил отличною Переправа была разрушена, за что получил благодарность от командующего 5-й армией и командира 62-й авиабригады.
31 мая 1942 года ведущим группы из 6 самолетов Су-2 бомбардировал и штурмовал аэродром противника в районе Ячнев-Колодец. В резудьтате налета было сожжено 5 самолетов Ме-109, одна автоцистерна и один стартер, что подтверждено наблюдениями экипажей. За отличное выполнение задания получил благодарность командующего 21-й армией.
9 июля 1942 года ведущим группы из 7 самолетов Су-2 бомбардировал и штурмовал автоколонну противника до 200 единиц на дороге Россошь — Лизаковка южнее Воронежа. Над целью сделал группой 8 заходов. Тов. Кухарев первым сделал удар по голове колонны, образовав пробку. В результате налета сожжено и уничтожено до 60 автомашин, до 80 солдат и офицеров противника, что подтверждено фотоконтролем.
5 августа 1942 года ведущим 6 самолетов Су-2 бомбардировал и штурмовал 20 автомашин и 30 танков противника в районе юго-западнее Сталинграда на дороге Богомелай 1-й — Перегрузный. На первом заходе было уничтожено 1 танк и 3 автомашины. На втором заходе осколком зенитного снаряда Кухарев был ранен в ногу. Превозмогая боль, сделал еще 3 захода на цель, уничтожил 2 танка и 5 автомашин. После обработки цели вел бой с двумя Ме-109. Тов. Кухарев, истекая кровью, го помня о своих ведомых, построил группу в оборону, атаки истребителей были отбиты, и вся группа без потерь возвратилась на свой аэродром. Тов. Кухарев в тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь.
Вернулся через 3 недели и с 29 августа снова принимал участие в боевых вылетах западнее Сталинграда.
Брянский фронт.
15 июля 1943 года ведущим групп из 6 самолетов Ил-2 дважды летал на бомбардировку и штурмовку автомашин и железнодорожных эшелонов на станции Моховое. Цель прикрывалась сильным зенитным огнем. Несмотря на это, группы сделали по 6 заходов, уничтожив до 12 автомашин и вызвав до 8 очагов пожара. Лично тов. Кухарев прямым попаданием бомб разрушил станционное здание. Группы без потерь вернулись на свой аэродром.
7 сентября 1943 года ведущим 6 самолетов Ил-2 бомбардировал скопление живой силы и техники противника в районе Ветлица — Иванковичи. Цель прикрывалась зенитной артиллерией и двумя ФВ-190. Группа сделала 3 захода на цель, образовала 3 очага пожара (горели автомашины), уничтожила до 60 солдат и офицеров противника. Результат штурмовки подтвержден контролирующим — инспектором фронтовой авиации подполковником Поморцевым.
1-й Прибалтийский фронт.
4 января 1944 года ведущим группы из 18 Ил-2 бомбардировал и штурмовал войска и технику противника в районе Шумилино. Цель прикрывалась сильным огнем зенитной артиллерии, пятью ФВ-190 и тремя Ме-109. Несмотря на сопротивление противника, группа сделала 3 захода, в результате чего было уничтожила много живой силы и техники противника. Подсчет сделать было невозможно из-за больших пожаров и дыма.
3-й Белорусский фронт.
23 июня 1944 года ведущим 26 самолетов Ил-2 бомбардировал и штурмовал артиллерийско-минометные позиции противника в районе Буды, Жабьевка, Брюховцы. Цель прикрывалась сильным огнем зенитной артиллерии и истребителями противника. Группа сделала 3 захода на цель, подавила 5 зенитных батарей, 4 минометные точки и уничтожила много живой силы, за что станция наведения наземных войск объявила благодарность группе. Результат подтвержден фотоконтролем и контролирующим экипажем — заместителем командира 308 ШАД подполковником Хромовым. В результате удара, нанесенного группой Кухарева, наши войска 24.06.1944 года заняли населенные пункты Жабьевка и Брюховцы.
31 августа 1944 года ведущим группы из 6 Ил-2 летал в район Шакяй на выявление огневых точек противника. Группа сделала один круг с целью вызвать огонь огонь зенитной артиллерии, после чего пошла в атаку. Первый заход — бомбардировочный удар по зенитным точкам. На третьем заходе при стрельбе по траншеям и окопам штурмовики были атакованы двумя ФВ-190. Атаки были отбиты маневром и огнем пулеметов воздушных стрелков.
1 сентября весь день группы самолетов летали на подавление огневых точек, выявленных майором Кухаревым.
1-й Прибалтийский фронт, Рижское направление.
15 сентября 1944 года ведущим группы из 12 Ил-2 штурмовал северную окраину Иецава при сильном зенитном огне. Группа сделала 2 захода. На третьем заходе была атакована шестью истребителями ФВ-190, завязался воздушный бой. Группа потерь не имела. Штурмовым ударом противнику нанесен большой урон в технике и живой силе. Через 20 часов после штурмовки Иецава была занята нашими войсками.
1-й Украинский фронт.
12 января 1945 года группа из 16 Ил-2 (ведущий — майор Кухарев) в сложных метеоусловиях с высоты 30 — 40 метров при обстреле нашей артиллерией позиций противника произвела штурмовку переднего края с района северо-западнее Стойница. Группа одним заходом атаковала заданную цель и без потерь вернулась на свой аэродром.
16 января 1945 года ведущим группы из 6 Ил-2 в районе северо-восточнее Кракова штурмовал и бомбардировал колонны автомашин противника. Группой сделано 2 захода, в результате чего возникли 2 очага пожара, застопорило дорогу, уничтожено до 50 солдат и офицеров противника. Результат подтвержден фотоконтролем.
Такие эпизоды в боевой работе майора Кухарева не единичны. Как верный сын советского народа, патриот нашей социалистической Родины, в своей трехлетней боевой работе не имел случая невыполнения боевого задания. Майор Кухарев за боевые дела, стойкость и героизм заслуженно пользуется всеобщим уважением и любовью не только в своем полку. но и в дивизии и корпусе.
За лично произведенные на фронтах Отечественной войны 163 боевых вылета на самолетах СБ, Су-2 и Ил-2 ведущим групп на уничтожение живой силы и техники противника, большой урон, нанесенный врагу бомбардировочными и штурмовыми ударами, успешное руководство боевой работой полка, проявленные при этом стойкость, мужество и героизм, беспредельную преданность социалистической Родине майор Кухарев достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».
Командир 308 штурмовой авиационной Краковской Краснознаменной дивизии гвардии полковник Чумаченко
21 марта 1945 года.
В Беларуси чтят летчиков полка Кухарева
В 1944 году 624-й штурмовой авиационный полк, под командованием майора Ивана Кухарева, принимал самое активное участие в боях по освобождению Беларуси. Тогда летчики полка совершили 481 боевой вылет, отличились в Витебско-Оршанской операции, при освобождении столицы Беларуси–города Минска. А за бои за город Молодечно 624-й ШАП был отмечен почетным наименованием «Молодеченский».

Героев-летчиков 624-го полка в Беларуси помнят, их имена чтят, вот лишь один пример.
В городском поселке Богушевск Сенненского района Витебской области, в сквере по улице Горбунова (названной в честь погибшего при освобождении летчика 624-го ШАП, прим.), расположен памятник воинам, погибшим при освобождении Богушевска. Памятник возведен в 1959 году на братской могиле, в которую были перезахоронены погибшие воины из множества единичных захоронений на территории Богушевска. Здесь же были захоронены два экипажа 624 штурмового авиационного полка 308 штурмовой авиадивизии 3 штурмового авиакорпуса. Два самолета 624 авиаполка были сбиты зенитной артиллерией противника 24 июня 1944 года в районе деревни Малое Бабино Оршанского района Витебской области. Самолеты упали в болото, в котором пролежали четверть века.

В 1970 году, благодаря настойчивости местного краеведа преподавателя географии Г. С. Цветкова, очевидца падения одного штурмовика Ил-2 в июне 1944 года, удалось отыскать и поднять самолет. Находясь в болоте без доступа воздуха, документы экипажа почти полностью сохранились. Удалось прочитать фамилии, имена, отчества, места рождения и призывавшие их военкоматы.
Ими оказались:
Горбунов Владимир Михайлович, родился в 1917 году в селе Алексеевка Саратовской области, лейтенант, командир экипажа 624 ШАП.
Червов Иван Егорович родился в 1925 году в деревне Мальцево Кемеровской области, младший сержант, воздушный стрелок 624 ШАП.
А в ходе полевых поисковых работ поисковики подняли еще один самолет того же 624 шап, сбитый вражескими зенитками в тот же день, что и самолет Горбунова. У экипажа этого штурмовика удалось прочесть лишь фамилии, по которым затем и были установлены полные данные об экипаже:
Хоминич Лука Макарович, родился в 1918 году в деревне Жихово Сумской области, лейтенант, летчик, командир звена 624 ШАП.
Коряковцев Василий Дмитриевич, родился в 1919 году в городе Молотов, старший сержант, воздушный стрелок 624 ШАП.
Останки летчиков торжественно захоронили в центральном сквере Богушевска, возле памятника погибшим при освобождении Богушевска воинам. При захоронении присутствовали родственники погибших.
А в честь командира 624-го шап, Героя Советского Союза подполковника Ивана Мироновича Кухарева, погибшего при исполнении служебного долга уже в мирное время, в городе Пружаны Брестской области названа его именем улица.
Рекомендуем
