Убивали, сжигали, делали рабами. Истории узников концлагерей из Николаевщинского дома-интерната
В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики увозили белорусов в Германию в концлагеря на принудительные работы. Такая участь постигла Николая Бразговку и Николая Брацука, которые проживают в Николаевщинском доме-интернате в Столбцовском районе. В преддверии Дня Победы поздравить бывших узников приехали почетные гости. А также — услышать их истории.
В этом году Николай Бразговка отметит свой 97-й день рождения. И хотя с ужасами Великой Отечественной войны мужчина столкнулся более 80 лет назад, воспоминания о них крепко отпечатались в памяти. В 1941 году Николаю было 14 лет. Его отец погиб при боевых действиях в годы Первой мировой войны. Парень жил в деревне Мощеново Пуховичского района с мамой и 7 братьями и сестрами.
— Объявление о начале войны мы услышали по радио. Впервые немцев увидел, когда в деревню вошла колонна машин и мотоциклов. Собрали всех жителей. Комсомольцев и членов партии вывели и расстреляли за деревней на Поповой горке, а их дома сожгли. Оставшихся людей заставили ходить на работы, — вспомнил Николай Александрович.
Выжившие жители деревни трудились в лесах. Рубили деревья и отправляли их в Германию. Питались в те годы, в основном, картофелем, который удавалось вырастить на участках.
Во время войны в лесах Пуховичского района действовала партизанская бригада «Полымя» под руководством Евгения Филипских. Братья Николая помогали партизанам в боевых заданиях: подрывали мосты на автодорогах, железнодорожные пути. Жили герои в лесных землянках. «Было холодно и голодно», — говорит Николай Александрович.
Партизанская бригада наносила серьезный ущерб немецкой армии. Поэтому на молодых парней началась серьезная облава. Лес блокировали. Всех, кого удавалось поймать, немецко-фашистские захватчики вывозили в Германию. Так Николай оказался в концлагере в городе Брауншвейг.
— Страшно, что творили там фашисты. Одних людей убивали, других сжигали в печи, третьих использовали как рабов. Меня отправили на работы: добывал гранит в карьере, строил лечебницу. Кормили плохо. Приходилось есть траву, чтобы не умереть от голода и как-то поддерживать силы, — рассказал бывший узник.
Из-за изнурительных работ и голода молодой парень тогда весил всего 30 килограмм. Иногда хорошо поесть все же удавалось. Однако, разумеется, фашисты давали такую возможность не из благих намерений:
— В лечебницу при лагере привозили тяжело раненых немецких солдат. Для их лечения использовали узников: брали кровь на переливание у молодых парней. Вот перед этим нас хорошо кормили, чтобы побольше крови использовать, — рассказал мужчина.
Какие издевательства придумывали немцы для узников — Николаю Александровичу сейчас страшно вспоминать. «Но я выжил», — одновременно и с радостью, и с болью сказал он. Жестоко избить могли за любую провинность. А для убийства причин и вовсе не нужно было.
— Не знаю, что одному немцу не понравилось. Но он ударил меня прикладом автомата. Так, что я отлетел в сторону. А затем направил оружие на меня. Слава богу, все обошлось. Не знаю, что ему помешало и почему он не решился выстрелить. Но в итоге оставил в живых. Позже друзья, которые работали со мной, нашли меня и забрали, — сказал Николай Александрович.
Однажды в концлагерь приехал немецкий помещик выбирать себе работников. Точнее — рабов. Николай оказался в их числе. На владениях парень выполнял сельскохозяйственные работы: пахал землю, сеял, косил, ухаживал за скотом. Все это сопровождалось постоянными избиениями. Сделал работу не так, как хотел помещик, — 25 ударов нагайкой.
Настал 1945 год. Фашистской Германии пришел конец. Армия освободила узников, отправила в госпиталь, одела и накормила. Несмотря на то, что американские солдаты предложили Николаю переехать в любую страну, он выбрал родную. Однако «остарбайтеру» вернуться домой было не так просто. Из одного лагеря он попал в другой:
— Меня отправили на Колыму. Работал там 10 лет, мыл золото. Только после 1953 года освободили, и мне удалось вернуться домой.
За годы войны родную деревню Николая Александровича немецко-фашистские захватчики сожгли. Он рассказал, что первое время люди строили бараки. Порой, жили в них по 50 человек. Со временем деревню восстановили.
Вернувшись домой, Николай окончил 7 классов школы. Женился, у пары родилось двое детей. Работать устроился на торфзавод в Пуховичском районе. Но большую часть жизни посвятил профессии водителя. За свой многолетний и упорный труд получил медаль «Ветеран труда».
В 2017 году, оставшись один, стал жить в Николаевщинском доме-интернате. Николай Александрович — постоянный участник мероприятий и диалоговых площадок, а также член Совета ветеранов. Своей непростой судьбой в годы Великой Отечественной войны он делится с гостями дома-интерната, учащимися школ.
Рядом живет и Николай Брацук, также несовершеннолетний узник концлагерей. О Великой Отечественной войне мужчина помнит мало — ему было всего два года. Из рассказов родителей лишь знает, что до окончания войны семья находилась в концлагере Маутхаузен в Австрии.
Накануне Дня Победы в Николаевщинский дом-интернат заглянули почетные гости: председатель Минской областной организации Белорусского профсоюза госучреждений Владимир Филимонов, начальник управления социальных учреждений комитета по труду, занятости и социальной защите Миноблисполкома Инга Симонова, архивист отдела использования и публикации документов учреждения Государственного архива Минской области Антон Миронов, начальник управления по труду, занятости и социальной защите Столбцовского райисполкома Ольга Новицкая. Они поздравили Николая Бразговку и Николая Брацука с праздником и вручили им подарки.
— Вы пережили ужасы войны, которые нам страшно представить и о которых страшно подумать. Мы вас очень уважаем, любим и благодарим от всего сердца за то, что мы сегодня живем в мирное время, можем спокойно с вами встретиться, попить чай и поговорить, — обратилась к бывшим узникам Инга Симонова.