Ложные взрывы и реальные санкции: как США «спасают» Грузию

На сайте посольства США в Грузии 7 мая появилось странное сообщение: «Обратите внимание, что посольство США узнало об угрозах взрыва в трех торговых центрах Тбилиси» — и ниже были приведены адреса трех ТРЦ, которые не рекомендуют посещать сотрудникам посольства.
Служба государственной безопасности Грузии успокоила население, назвав это ложными сообщениями. «Соответствующие подразделения работают над ложным сообщением о заложенной бомбе в трех торговых центрах Тбилиси», — говорится в официальном заявлении СГБ Грузии.
Инцидент сам по себе беспрецедентный: чтобы телефонные террористы угрожали правительству через сайт иностранного посольства. Нормальным было бы передать информацию (если таковая имелась) грузинским спецслужбам для проверки, а не публиковать на своем сайте.

К заявлению посольства отнеслись серьезно, потому что Госдепартамент США имел и, видимо, имеет разного рода связи с террористами по всему миру. Это уже неоднократно доказанный факт, начиная с разоблачения Бен Ладена и «Аль-Каиды». Но чтобы вот так угрозы террористов публично передавались через сайт посольства — такого еще не было.
В Белом доме пока руки не дошли поменять все старые кадры в самых отдаленных структурах иностранного ведомства. Тем более что Грузия для США сегодня совершенно неприоритетное направление. Их посольство теперь допустило, мягко скажем, не очень дружественный акт по отношению к стране пребывания, сея там ненужную панику.
Когда в 2008 году российские миротворческие силы вошли для защиты жителей Цхинвала на территории Грузии, об этом сообщили все мировые новости. Любопытно, что негодование американских обывателей это вызывало лишь потому, что название страны в английском языке созвучно со штатом Джорджия, и они не могли понять, что на территории США делают русские. Но этот факт доказывает лишь то, что американскому обществу вообще нет никакого дела до того, что происходит в Грузии.
Когда объяснили, что речь идет не об американском штате, интерес к новости пропал, и для них стало непонятно, что делают американцы где-то на краю географии в их американо-центричной вселенной. Страна с населением меньше четырех миллионов, затерянная где-то за Европой, сама по себе не может быть объектом геополитических интересов для США. Она рассматривалась лишь как плацдарм на постсоветском пространстве для политики против России.

Посол США в Грузии Робин Данниган работает в Тбилиси с ноября 2023 года. Она была назначена, когда перед посольством стояла задача втянуть Грузию в российско-украинский конфликт. Сама Данниган работает в Госдепартаменте с 1992 года, а с 2014 по 2017 год она даже занимала должность заместителя помощника госсекретаря в Бюро энергетических ресурсов Госдепартамента.
Судя по тому, что ее карьерный рост удивительным образом совпал с периодом, когда там рулила Виктория Нуланд, она принадлежит к тем политическим группировкам. На парламентских выборах в прошлом году посол активно вмешивалась в избирательный процесс. Надеялась, что «избиратели будут внимательны с выбором, за кого они голосуют», намекая на то, что посольство США «сотрудничает с Германией и Евросоюзом в этом проекте».
Но после победы партии «Грузинская мечта» на выборах, действуя в рамках устаревших инструкций, посол еще долгое время воздерживалась от встреч с представителями грузинского правительства, но продолжала работу с так называемой грузинской оппозицией. Из опубликованных финансовых отчетов Агентства США по международному развитию (USAID) становится все более очевидно, что не такая уж она была и грузинская. Любопытно, что уже после избрания нового президента Грузии посол встречалась с экс-президентом Саломе Зурабишвили, которая отказывается признавать легитимность грузинского правительства и парламента.
Только после того, как новый глава Госдепартамента Марко Рубио начал наводить порядок во внешнеполитическом ведомстве США, Робин Данниган все же не решилась дальше саботировать работу. Встретилась с главой МИД Макой Бочоришвили и даже обсуждала с первым вице-премьером Леваном Давиташвили перспективы экономического сотрудничества Грузии с новой администрацией США. Но, видимо, лишь для того, чтобы в Вашингтоне не обратили внимание на бездействие посольства. Дипломатические отношения руководства Грузии с Соединенными Штатами пока можно назвать более чем натянутыми.

Палата представителей США поддержала «MEGOBARI Act» («Друзья») — законопроект под названием «Акт о мобилизации и расширении возможностей Грузии для создания подотчетности, устойчивости и независимости». Какая подотчетность и перед кем должна отчитываться независимая страна — оставим на совести американских законодателей. Нужно отметить, что этот законодательный акт содержит странные, даже с точки зрения американских интересов, требования к президенту Трампу ввести санкции против членов правящей «Грузинской мечты» и медиаруководителей. При чем тут вообще СМИ?
Также американские законодатели требуют от Белого дома оказать поддержку некоего «гражданского общества» в чужой стране. Понятно, что речь идет о любителях американских денег в Грузии. Благодаря тому что Грузия долгое время оставалась неофициальной колонией США на Кавказе, разные политические силы в стране имеют своих кураторов как в Демократической, так и в Республиканской партии США. Для вступления в силу законопроект должен одобрить Сенат и потом подписать президент Дональд Трамп. Может быть, хоть у кого-то из них появится желание прочитать законопроект и задаться вопросом: а где там интересы Соединенных Штатов?
«Акт, который от начала до конца проникнут враждебным отношением к грузинскому народу и избранному грузинским народом правительству, нельзя назвать дружественным», — заявил премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе. На юбилейном съезде правящей партии «Грузинская мечта» он был так же избран новым председателем правящей партии.
По его словам, «Грузинская мечта» никогда не отступала ни на шаг, от национальных интересов Грузии. Конечно же, разрыв дипломатических отношений Тбилиси с Вашингтоном не в интересах Грузии. Но что делать, если парламент США примат подобные законы, а посольство уже переходит от откровенного саботажа к террористическим провокациям?
Видимо Госдепартаменту США следует больше обратить внимание на качество работы своих дипломатических, ведомств вместо того, чтобы Конгресс угрожал странам санкциями, Госдепартамент США — такие «авгиевы конюшни», которые нельзя вычистить одним лишь распоряжением о сокращении финансирования из бюджетных фондов.

Что за странный обмен данными посольства США в Грузии с неустановленными террористами? Почему на сайте посольства США они дают объявление о возможных терактах в торгово-развлекательных центрах? Легко понять грузинских экстремистов, которые, видя, что их длительное топтание по улицам не принесло желаемого результата и никто не собирается отменять результаты народного волеизъявления. Но в чем здесь интересы США? Или это просто шкурный интерес американских дипломатов в Грузии?
На своем съезде правящая партия «Грузинская мечта» поставила себе задачу победить осенью на выборах мэров и сакребуло во всех 64 муниципалитетах Грузии. Если этот амбициозный план будет реализован, всем иноагентам в стране, как и их иностранным хозяевам, придется навсегда забыть вкус власти в независимой и суверенной Грузии…
Посольство США в итоге отозвало свое предупреждение о возможных взрывных устройствах в торговых центрах. «Грузинские правоохранительные органы вчера вечером сообщили посольству, что ни в одном из трех торговых центров не было обнаружено взрывных устройств», — говорится в заявлении посольства США в Грузии. Но, как говорится, «ложки-то нашлись, а осадок остался!» И должны остаться вопросы: зачем посольство провоцировало в стране угрозу терроризма?

Может быть, Госдепартаменту пора наконец омыть свою репутацию и доброе имя от дружбы с террористами, и начинать, видимо, следует с Грузии, где хвост пытается вилять собакой. Уровень дипломатических отношений между странами должен выстраиваться на основе договоров между правительствами. Посольство в данной ситуации — обслуживающий персонал, перед которым ставят задачи дипломатические ведомства.
В грузино-американских отношениях пока все наоборот: посольство задает тон, определяя, что считать интересами США в Грузии. Принятый Палатой представителей США «MEGOBARI Act» — лишь лишнее тому подтверждение. Большинство из конгрессменов, которые за него проголосовали, никогда не были в Грузии, и, возможно, все, что они о ней знают, — это то, что Джорджия — это не только американский штат.
Но они сегодня считают возможным превратить законодательство США в инструмент лоббирования интересов иностранных политических элит. Никакой разницы нет для американского налогоплательщика, который платит зарплату конгрессменам: наложат санкции на Зурабишвили или на Кавелашвили — им ничего не говорят эти незнакомые фамилии, как, впрочем, и тем, кто за это голосовал. Закон имел значение для внутренней повестки в Грузии.
Для грузинской оппозиции это лишний повод заявлять на акциях протеста, что их якобы поддерживают США. Но даже для большинства грузинских граждан это уже не аргумент во всем поддерживать оппозицию — пусть США теперь их держат и содержат, а могут и вообще себе забрать. Грузины голосуют за грузинскую мечту в Грузии.
Рекомендуем


