Они помогали побеждать: чем запомнился тягач «Я-12»

Армия всегда нуждается в надежной технике, но в разгар войны нехватка собственных агрегатов стала серьезной проблемой. К середине Великой Отечественной производство моторов на заводе «ЗИС» прекратилось из-за эвакуации, и советские конструкторы столкнулись с необходимостью искать альтернативные решения. Так появился артиллерийский тягач «Я-12» — машина, которая была создана в максимально сжатые сроки.

Что интересно, разработчики использовали импортные материалы: американский дизельный двигатель, сцепление и трансмиссию просто интегрировали с шасси проверенного «Я-11». Всего за две недели были подготовлены чертежи и техническая документация, после чего Ярославский завод приступил к производству новой машины. В итоге «Я-12» стал легким, но весьма надежным тягачом. Он уверенно буксировал орудия весом до 8 тонн, обеспечиал высокую скорость даже на сложном рельефе. Средняя скорость движения по пересеченной местности составляла 13 км/ч.

Однако проходимость машины оставалась уязвимой из-за нехватки специальных деталей. Вместо оригинальных траков пришлось использовать танковые, которые оказались не лучшим вариантом для грязи и льда. Тем не менее, «Я-12» быстро пополнил ряды войск. Его массовое производство продолжалось даже после окончания войны, а общий выпуск составил более двух тысяч экземпляров.
Рекомендуем


