Как в Германии хотели помочь Украине, а решили поменять конституцию для себя
В Германии 29 мая окончательно решили создать специальный кредитный оборонный фонд в размере 100 млрд евро. На протяжении последних почти полутора десятков лет ФРГ сокращала расходы на оборону, за что ее критиковали Соединенные Штаты. Согласно стандартам НАТО, члены альянса обязаны тратить на оборону 2% своего ВВП. Почему в ФРГ решились прислушаться к мнению союзников по НАТО именно сейчас?
На такой шаг новое правительство Германии пошло, в том числе и по той причине, что оно вынуждено оказывать военную помощь Украине и своим союзникам по НАТО, которые согласились передать украинцам свои далеко не передовые вооружения в обмен на более новые немецкие. Германия и здесь слукавила: полякам вместо новых, сошедших с конвейера, самоходок, немцы согласились поставлять расконсервированные и отремонтированные. Это обстоятельство говорит не только о возведенной в абсолют практичности немцев, но и о серьезном недостатке тяжелых вооружений для собственных нужд. На самом деле, Германия является не самым сильным государством в плане вооружений. На заре своего существования ФРГ была демилитаризована, вооружаться начала с момента вступления в НАТО в 1955 году, но в последние десятилетия, с момента объединения, бундесверу не уделялось особо большого внимания, а сейчас, в связи с известными событиями, положение решили радикально изменить.
Многие военные аналитики продолжают считать, что того тяжелого вооружения, которое было обещано Украине, бундесвер просто не имеет. Не исключено, что именно по причине отсутствия оружия, Германия заключила негласный договор с Великобританией, Францией и США об отказе поставлять Украине танки и другие тяжелые вооружения. Реальное отсутствие техники у бундесвера немцы преподносят как опасения за то, что в случае перехода Украины в наступление немецкие танки могут воевать на территории России, а Германия не может допустить этого, чтя историческую память.
С целью усиления бундесвера, который не может предоставить кому-то свои устаревшие вооружения, а также в случае необходимости действовать по своему прямому назначению, было решено расширить финансирование оборонной сферы ФРГ. Кроме финансовой проблемы новую правящую коалицию волновал вопрос о том, каким образом сформировать оборонный фонд, если конституция государства предусматривает долговое ограничение, в которое новый стомиллиардный фонд не вмещается. Поскольку никаких лазеек в законодательстве ФРГ нет, необходимо вносить изменения в конституцию, что возможно сделать, если за необходимые изменения проголосуют две трети депутатов бундестага и бундесрата. Около трех месяцев пришлось потратить представителям правящей коалиции и оппозиционных партий для формирования конституционного большинства, необходимого для внесения изменений в конституцию.
Переговоры велись под руководством четырех модераторов: Свободную демократическую партию Германии представлял ее лидер Кристиан Линднер, являющийся сейчас министром финансов, социал-демократов — министр обороны Кристина Ламбрехт, «зеленых» — министр иностранных дел и сопредседатель партии Анналена Бербок, оппозицию – Матиас Миддельберг. Правящей коалиции было необходимо проводить переговоры с оппозицией, потому что ее голосов в бундестаге и бундесрате было недостаточно.
Об успехе переговоров сообщило министерство финансов Германии утром 30 мая: «Вместе мы обеспечим усиление бундесвера в ближайшие годы дополнительными инвестициями в размере 100 млрд. евро….. Так называемая двухпроцентная цель НАТО должна быть достигнута в среднем за несколько лет».
Министр финансов ФРГ Кристиан Линднер приветствовал создание фонда, отметив, что этим шагом достигнуты две цели: «Во-первых, мы укрепляем бундесвер за счет единовременных финансовых усилий. Во-вторых, так называемое правило долгового тормоза, которое запрещает тратить из бюджета больше, чем в него поступает, останется в Основном законе».
Если изменения в конституцию будут внесены, то средства будут поступать из кредитов, которые не учитываются в долговом тормозе (кредитном лимите федерального бюджета).
Глава минфина Германии уточнил: «Закреплением фонда в конституции подчеркивается особый исключительный характер бундесвера». Средства фонда пойдут на инвестиции и проекты в области вооружений, не затрагивающие кибербезопасность. Это может означать, что на укрепление кибербезопасности средства будут выделяться федеральным бюджетом отдельно.
Решение руководства ФРГ означает также, что оно достаточно скептически относится к идее создания единой армии ЕС, озвученной на последней декаде мая Жозепом Боррелем и Урсулой фон дер Ляйен. Бундесвер намерен остаться ударной силой НАТО в Европе, как и задумывалось в середине 50-х годов прошлого века.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!