Меню
Мядельский райисполком

Имя сменила, чтобы открыть тату-салон. Какие истории хранит архив Клецкого ЗАГСа

архив Клецкий ЗАГС
Фото: Вячеслав Цуранов и из открытых источников

Для многих ЗАГС — это «объявляю вас мужем и женой» или «согласен на развод, претензий к бывшей не имею». По факту же здесь можно оформить усыновление и удочерение, установить отцовство и материнство, сменить имя/фамилию… А еще в ЗАГСе обязательно есть архив — маленькая комнатка, уставленная стеллажами с папками. Имеется такая и в отделе ЗАГС Клецкого райисполкома. Здесь сотни уникальных документов, некоторым около 100 лет. Попасть сюда удается не многим, но для корреспондентом «МП» сделали исключение. Признаюсь: спрятанная от посторонних глаз история Клецкого района открылась для нас с новой стороны…

архив Клецкий ЗАГС

В 40-ые деревня опережала город по рождаемости

Самый первый документ в жизни каждого человека — свидетельство о рождении. Появился на свет Антошка или Мишутка: его нужно обязательно зарегистрировать!

— У нас на хранении находятся записи актов о рождении, смерти и др. с 1944 года частично. Все, что касалось довоенного времени, — три года назад было передано в Национальный исторический архив Беларуси, — говорит начальник отдела ЗАГС Клецкого райисполкома Ольга Рудко.

архив Клецкий ЗАГС

Записи актов о рождении за 1944 год: не ошибка ли это? Клецк был занят немецкими войсками еще 26 июня 1941 года: под оккупацией город находился три года, долгожданное освобождение пришло только в июле 1944 года. Неужели местные женщины не боялись беременеть и рожать детей? Ведь условия тогда были нечеловеческими: голод, холод, постоянный страх за свою жизнь…

— Но даже в таких условиях находилось место «обыкновенному чуду», — улыбается Ольга. — В том же 1944 году нашим отделом ЗАГС было зарегистрировано 81 рождение. То есть только в городе на свет появилось более 80 ребятишек. А в деревнях этот показатель и того больше. В Грицевичском сельсовете, к примеру, по 1944 году зарегистрировано 75 новорожденных. По другим сельсоветам цифры чуть ниже, но детки рождались везде.

архив Клецкий ЗАГС

Свадебный дресс-код: пижама!

Сотни документов, многие из которых с годами порядком пожелтели — кое-где чернила уже почти выцвели, так что разобрать написанное трудно. Людей, которые упоминаются в этих бумагах, возможно, нет в живых. Но в архивах про них осталось много информации. За каждой строчкой, каждой сухой записью — чья-то судьба.

архив Клецкий ЗАГС

Браки жители Клецкого района заключали даже в страшное военное время. Но что интересно: до 1950 записей актов о расторжении брака нет! Ольга Рудко пояснила: до этого периода отдел ЗАГС не производил расторжений браков. А вот уже в 1950 году было три развода.

— В 1945 году в Клецком районе было зарегистрировано 242 брака, большинство опять-таки в сельской местности. Как правило, женщина брала фамилию будущего мужа. Возраст молодоженов самый разный: от 18 до 45 лет. Обязательно указывалась национальность супругов, место работы, в который по счету раз вступают в брак.

В отдел ЗАГСа нередко обращаются с просьбой о выдаче справки о регистрации брака. То ли эта бумажка так часто теряется среди семейных документов, то ли с ней что-то делают…

архив Клецкий ЗАГС

Для сравнения: в минувшем году в Клецком районе семью создала 141 пара. То есть такой активности уже нет… Возможно, молодежь стала более осознанно подходить к решению создать семью, не хочет торопиться. С другой стороны, о какой серьезности может идти речь, когда некоторые буквально на следующий день после свадьбы бегут подавать заявление на развод, еще даже не оплатив услуги фотографа и тамады? Да и сами торжественные церемонии порой превращаются в спектакль…

— Насчет разводов на следующий день: на моей памяти такого не было! Самый быстрый брак, который мы регистрировали, продлился всего 1 год и 3 месяца. А насчет спектакля: был случай, когда молодожены приехали на регистрацию в пижамах.

Лишилась жизни по причине простуды

Архивные книги регистраций о смерти — фактически документальные свидетельства издевательства, которым подвергались жители Клецкого района в годы Великой Отечественной войны. Большинство записей сделаны в отношении детей и подростков. Так, некий 17-летний Иван скончался в 1944 году по причине «случайно полученных огнестрельных ранений». Маленький Георгий умер «от дифтерита», 15-летняя Ольга — «от простуды». Еще один 11-летний житель Клецка в 1945 году «разорван миной».

архив Клецкий ЗАГС

— В 40-ые годы, чтобы зарегистрировать смерть, родственники не всегда предъявляли справку или другой документ, подтверждающий, что их сын, отец или мать умерли. Зато нужны были данные заявителя: его адрес, имя. И обязательно подпись. Кто не умел расписываться или был безграмотен, ставил просто крестики.

архив Клецкий ЗАГС

Записи актов о смерти нельзя назвать информативными, но один момент привлек внимание. А именно то, как указывали причину смерти — простуда, заражение крови, коклюш, дизентерия. Сейчас в свидетельствах о смерти в графе «причина» пишут буквенно-цифровой код. Каждый обозначает какую-то болезнь. Так, код J18.9 подразумевает смерть от пневмонии неуточненной. А С16.8 указывает на новообразование в желудке.

архив Клецкий ЗАГС

Как одна буква может лишить наследства

Судя по архивным документам, в 80-ые годы была популярна такая процедура, как смена имени или фамилии. В 1983 году некто Исхак Хусинович, житель Клецкого района, пожелал стать… Сашей. А 31-летний Вячеслав — Вацлавом.

архив Клецкий ЗАГС

Еще один клетчанин, 24-летний Сергей, судя по приложенным заявлениям родился с фамилией Мелешко. Но в записи акта о рождении его обозвали Мялешко. Казалось бы, одна буква: что она может решить? Очень многое! Предположим, тот же Мелешко (Мялешко) окажется одним из наследников большого состояния. Однако получить деньги мужчина не сможет: в завещании будет указана одна фамилия — а в документах другая. Вот и бегай потом, доказывай правду. А иначе богатства не видать.

архив Клецкий ЗАГС

— И в 1980 годы, и сейчас, чтобы поменять имя или фамилию, одного «я хочу» недостаточно. Нужно обосновать это желание. Скажем, у человека не очень созвучная фамилия, даже обидная. Или юноша хочет взять фамилию матери, отказавшись от фамилии отца — тот не принимал никакого участия в воспитании сына, даже не виделся с ним, — говорит Ольга Рудко. — Аргумент «хочу стать Виктором Цоем, потому что его все знают», неубедителен.

архив Клецкий ЗАГС

И все-таки отдел ЗАГС обязан принять заявление на смену имени или фамилии. Правда, оно вместе с другими документами направляется на рассмотрение в УВД Миноблисполкома. Мало ли: а вдруг 45-летний Андрей Козлов хочет стать Михаилом Семеновым, чтобы не иметь ничего общего с дочерью, на которую обязан платить элементы? Или того хуже: находится в розыске за преступление?

— Если УВД дает разрешение на смену имени/фамилии, мы пишем свое заключение — и документы далее направляются в Главное управление юстиции облисполкома. Там уже принимают окончательное решение.

Если 40 лет назад меняли фамилию, чтобы скрыть, в том числе, национальность — по каким причинам сейчас это делают?

— Женщина рассталась с мужем: сразу после оформления развода она не стала менять фамилию, но спустя время решила вернуть девичью. Или кому-то хочется более уникальное, редкое имя — вместо Анастасии стать Стефанией. А как-то девушка планировала открыть тату-салон, при этом в его названии собиралась использовать свое имя. Но данное при рождении не подходило — она решила его сменить.

архив Клецкий ЗАГС

В среднем человек обращается в ЗАГС 5-8 раз в жизни. Но некоторые бывают там и чаще: до 40 раз!

архив Клецкий ЗАГС
Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59