Орден Красной Звезды получил в 19. История пулеметчика, который в одиночку сутки вел бой с немцами
Старший сержант Александр Алексеенко — командир пулеметного расчета 566-го стрелкового полка 153-й стрелковой дивизии 2-го Белорусского фронта.
Родился он 15 марта 1924 года в селе Суходольское Долинского района Кировоградской области в семье крестьянина, украинец. В 1942 году, в 18 лет, был призван в Красную Армию Нижнетагильским районным военкоматом Свердловской области, на фронтах Великой Отечественной войны — с октября 1942 года. Воевал на Юго-Западном фронте, и за отличия в боях пулеметчик Александр Алексеенко был награжден медалью «За отвагу», а в декабре того же года — орденом Красной Звезды. И это в неполные свои 19!
Дважды раненный, Александр Алексеенко долгое время находился на лечении и вернулся на фронт в июне 1944 года, прибыв в состав 566-го стрелкового полка 153-й стрелковой дивизии 49-й армии 2-го Белорусского фронта. И в боях за освобождение Беларуси снова отличился мужеством и подвигами.
Из исторических фронтовых документов лета 1944-го года
***26 июня 1944 года командир пулеметного расчета старший сержант Алексеенко из подручных материалов соорудил плотик, вместе с бойцами своего расчета 27 июня преодолел Днепр севернее Могилева и закрепился на противоположном берегу, обеспечивая огнем переправу подразделений. Противник, стремясь сбросить наши войска с плацдарма, в течение дня предпринял на этом участке четыре контратаки силами до двух батальонов. Алексеенко, даже оставшись один у пулемета, около суток продолжал бой и удерживал позицию, уничтожив при этом около 190 гитлеровцев.
***28 июня 1944 года старший сержант Алексеенко отразил еще две контратаки, уничтожив 45 фашистов и подбив автомашину врага.
***2 июля 1944 года Алексеенко, ведя с плота губительный для врага огонь, в числе первых переправился через реку Березину.
***3 июля 1944 года, во время наступления на правом берегу реки Березина, Алексеенко шел в боевых порядках пехоты и поддерживал ее пулеметным огнем. В этом бою он уничтожил до 100 немецких солдат и офицеров. Когда был поврежден его пулемет, Алексеенко с автоматом и гранатами первым достиг вражеской траншеи в районе деревни Жарковка и вывел из строя станковый пулемет противника и уничтожил до 35 гитлеровцев.
И 28 июля 1944 года старший сержант Александр Алексеенко был удостоен высшей солдатской награды — ордена Славы 3-й степени.
А в наградном листе ко второму уже ордену Красной Звезды на старшего сержанта Алексеенко говорилось: «Первым переправился через реку Неман, в бою уничтожил до 100 гитлеровцев. Тов. Алексеенко — один из лучших воинов Советской страны».
И Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему сержанту Алексеенко было присвоено звание Героя Советского Союза.
Стихи о пулеметчиках Великой Отечественной войны
Один остался — все погибли,
Один — зато не побежден,
Он не расплачется в молитве,
В груди пробитой сдержит стон.
Идут, смеются… «Ближе, твари!»
«Максима» он нажал курок,
Патроны с ленты поскакали
Пехоте, очередью в бок.
И будто срезанный косою,
В сырую землю ляжет враг
И жизнь уж не важна герою,
Он не отступит ни на шаг.
И вот в окоп летит граната,
Он улыбнется, грянет взрыв…
Вокруг лежат его солдаты,
Он командир — один из них.
Что говорили пулеметчики Великой Отечественной о себе
***«Быть на передовой пулеметчиком — это значит, что ты находишься всего в четырех шагах от смерти, ведь мы были мишенью номер один для противника. В Беларуси я воевал с июня до середины августа 44-го. За это время получил три ранения: два легких, даже в госпиталь не отправлялся, но одно тяжелое, которое до сих пор меня не отпускает. После него в пяти госпиталях лечился».
***«По поводу страха смерти я хочу добавить пару предложений. Пулеметчик больше двух-трех боев в строю не держится: или погибает, или ранен. Как я уцелел в кромешном аду войны — не знаю. В памяти сохранились десятки эпизодов войны, когда казалось все — сейчас погибну, но судьба была милостива ко мне и сохранила…».
***«Знаете, я не суеверный, но где-то в первых боях мы выбрали позицию с отличным сектором обстрела. Отрыли окоп, поставили пулемет. Ночью мне снится старик с белой бородой, в белых одеждах и говорит: «Слушай, ты куда поставил свой пулемет? Там сейчас бомба упадет. Переводи пулемет или налево, или направо». Я проснулся и приказал солдатам сменить позицию. Они возмутились, но я их заставил. Прошло не больше получаса, и бомба попала точно в наш окоп. С этого дня мои солдаты без пререкания выполняли все, что я говорил. Повторять было не нужно».
***«Хлеб пулеметчика на войне очень тяжелый и горький. В расчете всегда только два человека, никогда у нас не было подносчиков патронов. Вес пулемета почти семьдесят килограмм, с собой берешь две-три коробки с пулеметными лентами, большую флягу с водой для кожуха, да на тебе еще свой вещмешок, саперная лопатка, автомат ППШ, гранаты, а иногда и пистолет трофейный на ремне, и со всем этим тяжелым «хозяйством» ты должен быстро передвигаться в бою под немецким убийственным огнем и после каждой выпущенной длинной очереди или расстрелянной полной ленты, если, конечно, хочешь остаться в живых, надо было немедленно менять позицию. Ты, пулеметчик, первый кандидат на тот свет. За тобой, за пулеметчиком, всегда идет охота, ты как «трофейный приз» или «любимое лакомое блюдо» для немецких снайперов, артиллеристов, минометчиков. Подавить пулеметную точку всегда считалось делом доблести и чести, и для нас, и для немцев, и, наверное, «зачетной галочкой» для получения награды. Стреляющий «живой» пулемет противника, это всегда как пощечина, как «заноза в теле», которую надо выдернуть первым делом. Стоишь в обороне, дал одну очередь, и если тебя засекли, то через минуту вокруг тебя настоящий ад, светопредставление, сыпятся мины, земля ходит под ногами от разрывов снарядов. Но ты не можешь без приказа уйти на запасную позицию, даже если она есть. Или такая страшная, жуткая напасть, как танковая атака. Идет немецкий танк на тебя, и ты знаешь, что обязательно будет давить расчет. Через стрелков в траншее пройдет не останавливаясь, оставит их за кормой, «на закуску» своей пехоте, а действующий пулемет своим вниманием никогда не обойдет. Поэтому, каждый опытный расчет всегда таскал с собой противотанковые гранаты. Или, например, только мы заняли оборону, окопались, но тебе не дадут отдохнуть и поспать, твой расчет всегда выдвинут в боевое охранение, поближе к врагу, чтобы в случае чего, встретить немца достойно еще на подступах. Немцы наступают, и на тебя все бойцы роты смотрят с надеждой, ты должен своим огнем всех выручить и не допустить врага к нашим окопам. Артиллеристы и минометчики наши сзади, далеко, и на них взгляды твоих товарищей-бойцов не устремлены, смотрят только на тебя, мол, дай им, товарищ сержант, этим немцам, хорошо прикурить. Умелого, опытного пулеметчика всегда уважают в батальоне, и старшина лишних сто грамм организует, и повар тебя не забудет, потому что ты главная огневая мощь стрелковой роты, и даже когда все побегут, у тебя такого права нет, ты обязан прикрыть отход, да и куда ты без пулемета денешься, я же вам уже сказал: бросил «максим» в окопе при отступлении — «гремишь» под трибунал».
Вместо заключения
Вся наша многонациональная республика скоро будет праздновать 80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Величайший подвиг и мужество всех, кто сражался во имя Победы, во все времена будут служить примером верности долгу и преданности Отчизне. За освобождение Беларуси 1642 человека были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них — 39 белорусов, 23 казаха, 20 башкир, 19 узбеков, 18 татар, 11 армян, 10 грузин и представители еще около 30 национальностей. Основное же количество награжденных составляют русские и украинцы. И для них, для всех, земля Беларуси не была чужой!