Пять орденов разведчика. Фронтовая история Константина Дарбашкеева

Безусловно, каждый из участников Великой Отечественной войны — герой. И все же среди них были те, кто выделялся своей беспримерной храбростью, неординарностью личности, особо запоминающимися боевыми эпизодами и подвигами. Одним из таких и был лихой боец пешей разведки, бурят по национальности, Константин Дарбашкеев, который в возрасте 19 лет, за неполный год участия в боях удостоился 5! орденов.
Кто же он и его боевые награды
Константин Дарбашкеев родился в 1925 году в бурятской крестьянской семье. На фронтах Великой Отечественной войны с 1944 года, воевал в пехоте, принимал участие в прорыве Голубой линии фашистов на реке Молочная, освобождал Таманский полуостров и Крым. Выделялся бесстрашием и сноровкой, в одном из боев лично уничтожил пулеметную точку врага, в другой раз выявил и уничтожил гранатами немецкую противотанковую пушку. Его отличительные бойцовские способности заметили командиры и перевели Дарбашкеева из стрелковой роты во взвод пешей разведки.
Гвардии младший сержант Дарбашкеев и в разведке показал себя храбрым и отважным. Десятки раз участвовал в разведывательных поисках в тылу врага, лично пленил двух артиллерийских офицеров-наблюдателей, нескольких унтеров и фельдфебелей и даже командира пехотного батальона противника.
За свои подвиги Константин Григорьевич Дарбашкеев был награжден 5-ю боевыми орденами: орденами Славы 3-й и 2-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени и еще двумя орденами Отечественной войны, высшей — 1-й степени!

Выдержки из наградных листов на разведчика Дарбашкеева
Вот как характеризовался смелый и дерзкий разведчик Константин Дарбашкеев в наградных листах к боевым наградам высшей пробы:
*** «…смело бросился на группу немцев, вступив в рукопашный бой, уничтожил 4-х вражеских солдат… рискуя жизнью, принял бой, отражая натиск немцев, идущих к месту подрыва пушки, где автоматным огнем прикрыл отход группы разведчиков, уничтожив при этом шесть вражеских солдат…»
*** «… прикрывал действия группы товарища Ширинкина, которая производила захват «языка». Несмотря на то, что противник вел обстрел, он смело атаковал блиндаж, забросал его гранатами, благодаря чему разведчики имели возможность захватить двух пленных, товарищ Дарбашкеев при этом истребил до 11 немецких солдат…»
*** «… ведя наблюдение за передним краем немцев, обнаружил подготовку противника к контратаке, вместе со стрелками отбивал атаку, при этом метким огнем он уничтожил 19 немецких солдат и офицеров. Преследуя противника, напал на группу немцев, в короткой схватке им было истреблено 5 гитлеровцев и 1 взят в плен.»
Как видим, разведчик Дарбашкеев все время был на острие боевых схваток с противником, проявляя отвагу и героизм и своими смелыми и дерзкими действиями способствуя выполнению разведчиками боевых задач. Не зря командование полка поручало выполнение самых сложных и крайне опасных боевых заданий именно младшему сержанту Константину Дарбашкееву и его боевым друзьям.
Из редких личных воспоминаний разведчика
«Я родился 29 мая 1925 года в деревне Киркей Иркутской области, в семье нас было пятеро детей. Я младший. Окончил 8 классов, а из девятого ушел на фронт. Работа у нас была обычная — взять живого «языка». В основном брали пехотинцев. Иногда проникали в тыл. Шуровали по штабам, старались привести штабистов. Отлично помню своих друзей, с которыми ходил в разведку. Это Татевосян Михаил Маргосович, 1925 года рождения. Он из Ленинакана из д. Артек. Мы с ним долго переписывались. Второй — Ширинкин Виктор. Старше нас на два года, жил в городе Миассе. Однажды на Немане, под городом Тильзит, подорвали танк, взяли механика-водителя. Ходили всегда втроем. Взяли более 15 языков, точно не помню. Приведем, сдадим в штаб, по наградам, к которым нас представляли, видимо, приводили кого надо».
К читателям. Как скромно говорит прославленный разведчик: «РАБОТА У НАС БЫЛА ОБЫЧНАЯ —ВЗЯТЬ ЖИВОГО «ЯЗЫКА»… А за этими словами сколько солдатского пота и крови, мужества и героизма!
Константин Григорьевич, как и многие фронтовики, не любил вспоминать и рассказывать о войне, тем более о себе, а мы, при их жизни, надо признаться, и мало интересовались… Сужу, в частности, и по собственному примеру, теперь горько сожалею, что так мало успел расспросить отца гвардии — старшего сержанта советской пехоты-матушки.
Но, счастью, в одной из книг серии «В боях за Родину», изданных Бурятским книжным издательством, есть короткий очерк С. Миронова «И грянул бой в тылу врага», посвященный легендарному земляку — фронтовому разведчику. Константину Григорьевичу Дарбашкееву.

Эпизоды фронтовой биографии Дарбашкеева из книги
*** «Ловкость, меткий глаз и твердую руку заметило командование полка, и солдат Дарбашкеев становится разведчиком. Очень скоро ему стали доверять самые сложные задания. Костя совершал смелые вылазки и обязательно возвращался с «языком» в часть. На его счету к концу войны было полтора десятка «языков». Особенно Константин отличился в Прибалтике. Летом 1944 года здесь развернулись ожесточенные сражения. Наши войска продолжали вести наступательные бои. Успех продвижения зависел во многом от хорошо действующей разведки. …Под городом Шяуляем соседним 85-м стрелковым полком была проведена разведка боем, но неудачно. Ребята попали в засаду и почти полностью были перебиты. Вот тогда-то и получила задание группа, руководил которой сержант Дарбашкеев. Когда совсем стемнело, разведчики ползком двинулись в сторону немецкой обороны. Вскоре заметили немецкий патруль. Посоветовавшись, решили разделиться. Константин остался один. Чутье опытного разведчика подсказывало, что до немецкой обороны совсем близко, поэтому надо дождаться рассвета, чтобы увидеть посты и заграждения. Каково же было его изумление, когда утром увидел всего метрах в пятнадцати за деревьями потягивающегося после сна фрица. Костя затаил дыхание. Через несколько минут из блиндажа вышли еще двое немцев. Они тоже сделали утреннюю зарядку, а потом все трое ушли обратно в блиндаж. Спустя некоторое время вышел первый немец. В руках у него было три котелка. «Значит, их только трое, — сообразил Костя. Надо действовать». Как только немец скрылся, разведчик вихрем ворвался в блиндаж, сразу уложил оторопевших немцев автоматной очередью. К приходу третьего немца Костя успел подготовиться. Трупы прикрыл, а сам успел переодеться в немецкую форму. Немец вошел, ничего не подозревая, замурлыкал песню, да так и застыл, увидев в углу незнакомого солдата, наведшего на него автомат. Разведчик разоружил фрица, пригрозил ему, потом дал автомат без патронов и приказал идти вперед, так что можно было подумать: идут солдаты на передний край обороны. Так и привел к своим. Его «язык» оказался на редкость ценным, дал существенные сведения о расположении немецких частей, их планах».
*** «А однажды, будучи во главе группы разведчиков, Костя зашел далеко в тыл врага. Лежа в кустах, на опушке леса, на расстоянии одного километра от шоссе, по которому нескончаемым потоком двигались автомашины, танки и орудия, поняли разведчики, что находятся на виду у немецких частей. Что делать? Двое суток оставались на месте, ничем не выдавая своего присутствия. Продукты вышли. Стояла неимоверная жара. Ночью жевали траву и листья с выпавшей на них росой. Надо было действовать, иначе… С наступлением ночи вышли на дорогу и в нескольких местах заминировали ее. На рассвете следующего дня на шоссе взлетели в воздух один за другим несколько «фердинандов». За образцовое выполнение боевых заданий в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами и проявленные при этом и геройство правительство наградило старшего сержанта Дарбашкеева высокими наградами. На фотографии двадцатилетнего разведчика грудь его украшают пять боевых орденов и пять медалей».

И помнит мир спасенный…
Отгремели победные залпы. Константин Григорьевич Дарбашкеев на Параде Победы 1945 года представлял свой родной гвардейский 82-й стрелковый полк. Демобилизовавшись, он вернулся домой, женился, прожил длинную жизнь, воспитав пятерых детей.
В 1985 году, к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Константин Дарбашкеев был награжден своим четвертым орденом Отечественной войны и третьим 1-й степени!
Привлеку внимание читателей: орден Отечественной войны занимал особое место среди государственных наград Советского Союза. Первоначально орден планировалось назвать «За военную доблесть». Всего орденом Отечественной войны 1-й степени были награждены свыше двух миллионов человек, орден 2-й степени получили более шести миллионов. Начиная с момента трагического разлома общей великой страны — Советского Союза, в 1991 году, награждения этим орденом прекратились, однако он навсегда остался символом подвига советского народа в борьбе с фашизмом!
Константина Дарбашкеева не стало в канун 70-летия Великой Победы, в 2015 году.
Но мужественного человека, по праву героя Великой Отечественной войны, Константина Григорьевича Дарбашкеева помнят и им гордятся земляки.
А поэт Владимир Литвишко как будто с него написал стихи: «Солдатская смекалка. Разведчик»:
Пришел приказ доставить «языка».
На подготовку день, другой — не более!
Уже три группы нашего полка,
ушли за ним… Мы, зря их ждали, с болью.
А дело в том, что Днепр впереди!
Пристрелян берег немцами отлично.
Жжет холодок предчувствия в груди.
Осознаешь: ты — смертник! Непривычно.
Так! Будь спокоен. Разработай план…
чтоб, без толку — не лезть, на пулеметы!
Изучим все, коль день на это дан,
а помирать покуда нет охоты!
Нашлось решенье, где переплывать!
Там берег крут. Авось, и ждать не стали!
Уходим в ночь… Храни, в молитвах, мать!
Удачи пожелай, товарищ Сталин!
По-тихому, невидимы пока.
Под берег лечь: рассвет не за горами!
День — просидим, и вбок. Наверняка
два-три км, прокрасться сможем сами.
Так и случилось… Нас не ждал никто,
в тот самый миг, во вражеской траншее!
Двоих, связав, забрали мы: вдруг, что,
хоть одного, доставить в штаб, сумеем.
Назад под кручу. Пережили день.
Искать нас, не хватило им догадки!!!
Вновь, через реку. Ночь укрыла в тень.
Как чай горяч был, как был сахар сладок!
Мы, выпили, понятно, не «по сто»
Задача, оказалась — нам, по силе!
Дан отдых, на дня три! А позже, что?
Да, как всегда! И дальше немцев били!