Всегда на высоте. Почему без «Автомобильного комбината» на стройке — как без рук
О столичном ДУП «Автомобильный комбинат» УП «Минскоблсельстрой» «Минская правда» уже неоднократно писала. На этот раз мы расскажем о том, о чем не говорили…
Название-маскировка
Первые свои суждения о предприятиях и организациях каждый человек делает зачастую непроизвольно в момент прочтения их названий. Но это не всегда верно. Учреждение образования учит, учреждение здравоохранения лечит, сельхозпредприятие косит и доит, налоговая взыскивает, суд разбирается, филармония развлекает. А автокомбинат занимается автоперевозками. Но это если автокомбинат обычный. А ДУП «Автомобильный комбинат» УП «Минскоблсельстрой» очень даже необычный. Потому что основной вид деятельности предприятия — это аренда башенных кранов и сопутствующий набор действий: снять с объекта кран, разобрать его, перевезти на новое место, собрать и запустить в работу. Разумеется, с собственным крановщиком. Чего уж проще…
А исключительно грузоперевозками «автокомбинат» занимался до 2007 года. До той самой поры, когда в его деятельности появилось новое направление — крановое, в скором времени вытеснившее автоперевозки на обочину производственной деятельности предприятия.
Когда сапожник без сапог
Всего у автокомбината около 40 башенных кранов, различающихся высотой, грузоподъемностью, вылетом стрелы и т. д. С самым высотным можно построить 18-этажный дом. При этом самым востребованным оказывается 10-тонный КБМ-401, который несмотря на свою максимальную заявленную грузоподъемность, на конце стрелы держит 2,2 т.
Несмотря на то, что произведены краны на белорусских, российских и украинских заводах, конструктивно все они взаимозаменяемы. Так что проблем с ремонтом какой бы то ни было сложности обычно не возникает.
Но возникает вопрос: почему у строительных организаций, даже очень крупных, нет собственных башенных кранов — самых востребованных тружеников на строительной площадке, которые в избытке есть у автокомбината, ничего не строящего?
Ответ — на поверхности. По словам директора предприятия Дмитрия Гулевича, башенный кран — это не машина, в которую можно сразу после покупки сесть и поехать.
— Башенный кран — недешевое удовольствие. Во-первых, он стоит значительно дороже автомобильной техники.
Во-вторых, для работ на башенном кране необходимо соответствующая лицензия, получить которую довольно непросто. Нужны также лицензии на монтаж крана, его демонтаж и обслуживание. Все эти операции делают узкие и тоже лицензируемые специалисты. К слову, при нормативном демонтаже крана в 5 дней, работники автокомбината за это же время успевают не только разобрать башенный кран, но еще перевезти его на новую площадку и вновь собрать. Случайный человек с улицы такого ни за что не воспроизведет! Да его без лицензии вообще никто к монтажу крана не допустит.
А еще чтобы предприятию получить нужную лицензию, помимо машинистов кранового оборудования, специально обученными должен быть целый коллектив — механики, наладчики приборов безопасности, электромонтеры, монтеры путей, сварщики и пр. Для двух-трех кранов еще целый штат работников в количестве 15–20 человек.
А еще кран надо где-то хранить. И далеко не факт, что занятая на стройке строительная организация найдет для себя новый объект, на котором будет востребован кран. А его надо где-то хранить… Именно поэтому строителям куда проще (а главное, дешевле) обратиться непосредственно к специализированным предприятиям, которые занимаются башенными кранами. Куда дешевле им заплатить за аренду крана. И на душе спокойнее.
В каком месте цепи должно быть дешевле?
С декабря прошлого года производственные объемы автокомбината значительно выросли, свободных кранов на площадке автокомбината нет от слова совсем. Все смонтированы и работают на объектах. И также с одного строительного объекта на другой переезжают. Зачастую меняя заодно и административные районы области; вчера был Дзержинск, сегодня — Сеница, а завтра могут быть Смолевичи… А бывает, что приходится менять и область. К примеру, сегодня высотная техника ДУП «Автомобильный комбинат» УП «Минскоблсельстрой» трудится помимо Минской, еще и в Гродненской области. При этом Дмитрий Гулевич неслучайно обмолвился, что привычная для сегодняшнего дня очередь на башенные краны растянута на три и более месяцев. Причем это касается не только одного из филиалов «Минскоблсельстроя», но вообще всех организаций, чья деятельность имеет аналогичный с автокомбинатом профиль деятельности. Из чего становится понято: в стране — настоящий строительный бум. Кранов (башенных) реально не хватает. Казалось бы, самое время побеспокоится об увеличении численности кранов. Ан нет.
— Один дополнительный кран погоды нам не сделает, — замечает директор. — Вот если бы сразу 10 добавились. Но цена 10 для предприятия неподъемна. Даже невзирая на бум. Напротив, не может настораживать тот факт, что при возросшем по сути на 150% объеме работ (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), выручка предприятия осталась практически неизменной. Говорит начальник участка механизации и башенных кранов Алексей Евтуховский:
— Все хотят снижения стоимости строительных работ. В том числе и от нас того же требуют. Но за счет чего?
От нас одновременно требуют и увеличения зарплаты работников при увеличении производительности труда. А мы с учетом дефицита на рынке некоторых специальностей и без таких напоминаний готовы платить больше, особенно если люди того заслуживают. А еще у нас серьезно возросли затраты, к примеру, на те же запчасти. Даже лицензии выросли в цене. При этом, если производственная часть затрат имеет под собой прямое экономическое обоснование (выросла цена металла, возросла цена доставки и пр.), то чем обосновать рост тарифов на то же лицензирование, которое требуется каждые три года подтверждать, — неясно.
Когда-то сдача экзаменов (при получении и подтверждении лицензий) в Госпромнадзоре была бесплатной, а сегодня за каждый экзамен требуется платить. На первый взгляд, немного — 16 рублей. Но их требуется умножить на количество людей (в нашем случае более двух десятков), а затем на количество экзаменов (кому-то — 4, кому-то — 2, совокупно для всех категорий работников — 24 экзамена). Не сдал — на переэкзаменовку, и вновь платишь…
А бывает так, что меняются правила промышленной безопасности. Поменялись пара пунктов — и вновь надо сдавать экзамены. Даже если ты их неделю назад сдал на получение лицензии…
Еще есть регулярное прохождение технического освидетельствования в том же Госпромнадзоре, где за каждый кран необходимо регулярно платить около 400 рублей. Поставил на строительной площадке кран — освидетельствовал его. Перевез кран на новый объект — повторил процедуру оплаты. За год за иные краны платить приходится по десятку раз.
С учетом того, что большинство наших кранов отработали нормативный срок, им требуется регулярное проведение диагностики. Для этого вызывается бригада специалистов, и за каждый обследованный кран выплачивается 500 рублей. Сумма из года в год возрастают…
Нельзя забывать и про перевозку башенных кранов, элементы которых, как правило, негабаритны и требуют спецразрешения на транспортировку. Тоже стоит денег, цена привязана к базовой величине, но она тоже растет.
А еще есть и платные дороги, по которым оборудование приходиться перевозить, здесь все привязано к евро, цена может меняться ежедневно.
При этом никто почему-то не обращается к Госпромнадзору снизить расценки на свои услуги, чтобы строительство квадратного метра жилья хоть немного снизилось… Не обращается к Автодору с просьбой о снижении расценок и т. д.
Поэтому и цена «квадрата», складывающаяся из десятков других цен (от строительных материалов до экзаменов в Госпромнадзоре), и дальше будет только расти. Чтобы она снизилась в целом, она должна снизиться на всех этапах, на всех звеньях огромного строительного сектора, в котором работа башенных кранов — одна из самых ключевых.
Сегодня техника автокомбината УП «Минскоблсельстрой» трудится на трех десятках объектах по всему столичному региону. Самые знаковые из них:
- город-спутник Смолевичи. Квартал №2. Средняя школа по генплану №20;
- строительство многоквартирных жилых домов в микрорайоне № 22 Солигорска;
- многоквартирные жилые дома в микрорайоне Лядище-2 в Борисове;
- многоквартирный жилой дом №3 в г. Марьиной Горке;
- многоквартирные жилые дома по ул. Моторостроителей в Столбцы;
- учреждение общего среднего образования в районе ул. Зеленой в Фаниполе Дзержинского района.
ДУП «АВТОМОБИЛЬНЫЙ
КОМБИНАТ»
УП «МИНСКОБЛСЕЛЬСТРОЙ»
220024 Г. МИНСК,
УЛ. БАБУШКИНА, 17
ТЕЛ. +375 (17) 270-85-12
E-MAIL: AK_MSS@TUT.BY
УНП 690019100