Пять раз горел в танке и уничтожил 36 вражеских машин. История Героя СССР Владимира Бочковского
Танковый комбат в 20 лет, тяжелейшие ранения, интуиция, которая не раз спасала от гибели, дерзкие, но продуманные и очень результативные рейдовые атаки в тылу немцев и, вместе с тем, насколько это было возможно на войне, он берег своих танкистов. В этом и был весь капитан Владимир Бочковский, легендарный танковый командир Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
Начало боевого пути, тяжелое ранение и непростое возвращение на фронт
Окончив танковое училище летом 1942 года, танкист-лейтенант Владимир Бочковский был направлен на Брянский фронт в знаменитую 1-ю гвардейскую танковую бригаду Катукова.
И в составе пополнения Бочковский сразу же попал, образно говоря, с корабля да на бал. В те дни 1-я гвардейская танковая бригада вела тяжелые бои с наступающими немецкими частями в районе Воронежа, и пополнению пришлось вступить в бой прямо с железнодорожных платформ на станции, когда эшелон сначала бомбили немецкие самолеты, а затем атаковали танки врага. По воспоминаниям самого Бочковского, для отражения атаки противника огонь пришлось открыть прямо с платформ. А первые несколько недель войны оставили в памяти офицера неизгладимое впечатление, по его словам, в эти дни он буквально жил в своем танке и даже пищу принимал внутри боевой машины.
12 августа 1942 года лейтенант Владимир Бочковский, командир танкового взвода 1-й гвардейской танковой бригады получил серьезное ранение в левое бедро. Раненного офицера, который не имел физической возможности самостоятельно выйти из боя и мог погибнуть от потери крови, спас сержант-танкист Виктор Фёдоров, который вывез Бочковского и его экипаж на легком танке Т-60. За спасение офицера в бою Виктор Фёдоров был награжден орденом Красного Знамени, позже он сам станет офицером и будет воевать в батальоне, которым командовал спасенный им Владимир Бочковский.
Ранение Владимира Бочковского было весьма тяжелым. Вот как много лет спустя о том, что было в госпитале, делилась его жена Нина Бочковская:
— Должны были ампутировать ногу. Но он отбивался лангетом, чуть не покалечил того, кто пытался его отвезти в операционную. Врач сказал наложить гипс, если к вечеру температура поднимется, отрезать вместе с гипсом. Это он мне сам рассказывал. Температура не поднялась, но из-за того, что его не положили на вытяжку, нога стала короче на 4,5 см. Его списали подчистую. Сказали: для вас война закончилась, вы свободны.
Это был декабрь 1942 года. 19-летнего Владимира Бочковского, который бросил любимую историю и археологию ради того, чтобы стать танкистом и воевать с фашистами, из-за тяжелого ранения отправляли на гражданку всего лишь через полгода пребывания на фронте. Он не мог этого допустить и добился возвращения в боевой строй.
— Он поехал в Москву и через отца одноклассницы в ЦК Компартии добился, чтобы его отправили именно в его часть, в 1-ю гвардейскую танковую бригаду, которая показала себя блистательно. Его вернули, он ходил с палкой, полгода на крыле танка воевал: не мог залезть в танк, нога не сгибалась. А на Курской дуге, когда его встретил Жуков и где его военный талант уже заметило руководство, он был с тростью, — продолжала рассказ его вдова.
И после длительного лечения в тыловом госпитале в Мичуринске, Бочковский вернулся-таки в строй, продолжив службу в 1-й гвардейской танковой бригаде. В составе бригады участвовал в боях на Калининском фронте, был участником операции «Марс», основной целью которой была ликвидация Ржевско-Вяземского выступа, занимаемого немецкой 9-й армией. За участие в декабрьских боях Владимир Бочковский был награжден одной из самых почитаемых боевых медалей — медалью «За отвагу».
Именно под Курском он стал дерзким, но и расчетливым командиром
Тогда танковая рота под командой молодого капитана оборонялась на шоссе под Обоянью, ее усилили противотанковой батареей и пехотой, так как именно на этом участке обороны советских войск наступали части немецкого 48-го танкового корпуса, в составе которого была и элитная танковая дивизия «Великая Германия». Соединения вермахта пытались пробить оборону РККА на Курской дуге атакой массы танков на узком участке.
Владимир Бочковский организовал оборону очень грамотно: боевая техника была замаскирована, огонь по немецким танкам вели из засад, не задерживаясь долго на одной и той же позиции. А еще танки и орудия Бочковского прикрывали друг друга, стараясь заманить наступавших немцев в огневые мешки. Позже Бочковский описывал любопытную психологическую проблему: и танкистам, и артиллеристам было тяжело бить не те танки, которые шли прямо на них, а поражать во фланг тех, кто подставлял борта, атакуя соседа, так как был риск попасть и по своим. Однако этот прием был единственно правильным, ибо бить по крепко бронированным «лбам» немецких «тигров» и «пантер» привело бы лишь к растрате снарядов, без поражения их боевых машин, а значит и неминуем был бы прорыв немцами нашей обороны. В итоге боевая группа капитана Бочковского весь день 6 июля вела жесточайший бой, уничтожив 16 вражеских танков, при этом командир лично подбил три. А впоследствии сам Владимир Бочковский вспоминал об этих боях с содроганием: «… такого чудовищного количества техники он не видел в одном месте никогда».
К Золотой Звезде Героя Советского Союза
В конце 1943 года гвардии капитана Бочковского ранило в очередной раз. Понимая, что может быть комиссованным, танкист снова сбежал из госпиталя в войска. У Владимира Бочковского были особые отношения с лазаретом, по словам его сына Александра: «…отец 5 раз горел в танке, перенес не одну операцию и при этом три раза «терял» медкнижки.»
Освобождая Западную Украину, 21 марта 1944 года танковый батальон гвардии капитана Бочковского ворвался в городок Чортков Тернопольской области, 27 марта провел дерзкий рейд на город Коломыю, что во Ивано-Франковской области тогдашней Украинской ССР.
В Коломые его танкисты буквально затушили подожженный немцами запальный шнур к мосту через Прут, который должны были разнести заложенные полтонны взрывчатки. В уличных же боях немцы потерпели поражение от танкистов Бочковского.
Тогда за эти стремительные рейды в тыл врага, позволившие нашим войскам развить наступление, гвардии капитану Владимиру Бочковскому и присвоили звание Героя Советского Союза.
На завершающем этапе войны
1945 год, война близилась к концу, но испытаний в судьбе Владимира Бочковского было еще немало. Именно Бочковский стал командиром авангарда, ворвавшегося в Лодзь в январе 1945-го. Дослужившийся до танкового комбата, он — совсем еще молодой человек и старый уже солдат, все время оставался на острие боев 1-й танковой бригады. Но довоевать в боевом строю Бочковскому не повезло, в самом начале наступления на Берлин, в апреле 1945-го года, Владимир Бочковский вновь был тяжело ранен. Командиры танков на поле боя часто вылезали из машин, в буквальном смысле рискуя головой ради лучшего обзора для принятия решения. Так и он, когда 16 апреля выводил свой батальон во фланг очередного укрепленного района врага, остановился, чтобы сориентироваться, и получил осколок снаряда в живот. Молодого комбата вывезли на танке с огромной раной, отправили самолетом в госпиталь: выживет ли, у врачей были большие сомнения, но, как писалось в одной из публикаций о легендарном танковом комбате, «гроб» этого мужественного и бесстрашного воина остался пустым: в ноябре 1945 года Владимир Бочковский покинул госпиталь.
За время Великой Отечественной войны он пять раз горел в танках, был ранен или контужен девять раз, а на его боевом счету 36 уничтоженных вражеских танков и самоходных орудий.
Танковому асу Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза, майору, командиру танкового батальона Владимиру Александровичу Бочковскому поэт Игорь Артюхов посвятил такие стихи:
Танкист Ас
Пять раз горел, и 6 раз ранен —
Сам словно из железа был.
Однажды паровоз таранил,
Что на платформах зло тащил.
Там были Тигры в эшелоне —
Состав весь с танками в расход.
Вдобавок технику в вагонах,
Цистерны с топливом сожжет.
Не раз ходил к врагу в тыл смело,
Рискуя жизнью в честь побед,
Приказ, задачи — первым делом
Ранения себе — терпеть.
Земля немецкая давилась
Под траками танкиста Ас.
Фашистам в логове могилу
Нашел Владимир, и не раз.
О памяти Владимира Бочковского
Он был награжден орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Богдана Хмельницкого 3-й степени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями.
В послевоенный период Владимир Александрович продолжил военную службу в танковых частях Советской Армии. В середине 1954 года он окончил Военную академию бронетанковых войск СССР. Проходя службу на командных должностях, был направлен для дальнейшей учебы в Военную академию Генерального штаба, которую в 1964 году с успехом окончил. В 1974 году Владимиру Бочковскому было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант танковых войск».
Он стал почетным гражданином шестнадцати советских и иностранных городов, почетным гражданином Молдавии, когда она была Советской. На стене зала Славы в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве золотом выбито его имя. Золотом оно выбито и на Триумфальной арке в Кишиневе. В Тирасполе его именем названа улица, в одном конце которой до сих пор стоит дом, в котором он родился и рос, а в другом конце школа, в которой он учился. На доме и на здании школы — мемориальные доски.