67% французов требуют отставки Макрона и досрочных выборов

Пока разведка Франции занималась организацией выборов в Румынии и Молдове, не заметила, как недовольство французского общества перешло точку кипения.
«Франция в тупике. Только 15% французов доверяют Макрону», — пишет The New York Times. Премьер-министру Байру грозит отставка, его рейтинг достиг практически исторического минимума — 14%.
Политический кризис во Франции
Над правительством меньшинства долго нависала угроза парламентского кризиса. Франсуа Байру и так продержался на посту около девяти месяцев на противоречиях двух оппозиций, но сам назначил на 8 сентября вотум доверия правительству. Кто-то может назвать это «самоубийственным шагом», но власти таким образом надеялись дать обществу сбросить пар в преддверии всеобщей забастовки.

По мнению Би-би-си, дни правительства Франсуа Байру и так уже сочтены. Он заявил, что депутатам Национальной ассамблеи предоставят выбор между хаосом и ответственностью. Но ответить должны те, кто привел к хаосу. Тактика «взять общество в заложники», очевидно, подсказанная террористами на этот раз не пройдет. Выбор депутатов будет проходить на фоне глубокого экономического кризиса в стране.
После прошлогодних выборов Национальная ассамблея разделилась на три непримиримые части: центристскую, правую и левую. На практике это означает, что ни одно правительство не может рассчитывать на большинство, и, видимо, стране придется еще раз окунуться в досрочные парламентские выборы, так как обе оппозиции на этот раз с парламентскими выборами требуют и досрочных для президента.
Заслуга всей вертикали власти в том, что дефицит бюджета Франции сейчас составляет почти 198 миллиардов долларов, или 5,8% от объёма производства. Нужно было еще больше выделять средств на сохранение украинской войны. С апреля Байру борется с растущим дефицитом бюджета. При этом Макрон летом объявил о повышении расходов на оборону, обещая выделить дополнительные 3,5 млрд евро.
Франко-британский союз Макрона и Стармера стал во главе коалиции нежелающих, что препятствует заключению прочного мира на Украине. Войну без США они вести не в состоянии, но всячески препятствуют выходу из конфликта Штатов, обещая заплатить любые деньги, которых у них даже нет.
Поиск выхода из тупика и долговая нагрузка
Госдолг той же Франции достигает 3,93 триллиона долларов. Страна, возможно, еще не банкрот, но уже близка к этому. Над расходами на систему соцзащиты, которая включает образование, здравоохранение и пенсионное обеспечение, нависла угроза. Разумно экономить на чужой войне — не вариант для властей Франции, а общество против экономии за счет французов. Это и стало причиной политического кризиса.
Хоть протестное движение не однородно, встречаются даже радикалы исламистского толка, они все одинаково готовы на последний и решительный бой. «Желтые жилеты», от которых прятался в Елисейском дворце президент Макрон в 2018 году, могут показаться аристократической фрондой на фоне грядущего Робеспьера, если власти примут антисоциальный бюджет, предложенный правительством.

Макрон публично призывает поддержать Байру, но уже консультируется, на всякий случай, по поводу нового кандидата на пост премьер-министра, которому удастся протянуть непопулярный бюджет до 2026 года. Он все еще пытается сохранить ту же стратегию, но для выхода из тупика, очевидно, уже придется назначать парламентские выборы, итоги которых будут значительно хуже для Макрона.
Если власти Франции не хотят менять курс, значит, избиратель будет менять власть. В этом составе парламента есть четыре проправительственные группы в Ассамблее, которые имеют в общей сложности 210 мест — оппозиция, левая и правая в совокупности, — 353 мандата. Результат голосования ни для кого не станет сюрпризом. Все оппозиционные движения, и слева, и справа, намерены сказать «нет» правительству.
Но президент Франции призывает их пойти на компромисс с совестью. «Компромисс — прекрасная вещь, — сказал президент французскому телевидению. — Но я не уверен, что он возможен». Президент, чей срок полномочий заканчивается в середине 2027 года, пытается переложить всю вину за последствия на оппозицию, несмотря на то, что не она бескомпромиссно разорила Францию.
«Политические партии должны проявить себя, найдя пути компромисса и стабильности, как это принято во всей Европе. Если они выберут хаос, то будут нести тяжелую ответственность в нынешний сложный геополитический момент», — заявил Макрон газете Journal du Dimanche, забывая, что это именно его правительство создает этот сложный геополитический момент.
Требования оппозиции и ультраправый фактор
Хоть и по разным причинам, но оппозиционные партии с левого и правого флангов критикуют план правительства сэкономить 44 миллиарда евро на людях и обвиняют премьера, что за лето тот не нашёл времени провести с ними полноценные консультации. Лидер правой оппозиции Марин Ле Пен и лидер левой «Непокоренной Франции» Жан-Люк Меланшон одновременно призывают Макрона уйти в отставку вместе с кабинетом министров и назначить досрочные президентские выборы.

По данным опроса общественного мнения Elabe, этого хотят избиратели. 67% респондентов хотят отставки Макрона, а 72% не желают, чтобы Байру оставался дальше на своем посту. Может, это Эммануэлю Макрону нужно пойти на компромисс со своими амбициями — но он уже неоднократно заявлял, что никогда этого не сделает.
Оппозиции придется сделать за него этот решительный шаг во имя будущего Франции. Левый политик Меланшон заявил, что инициирует 23 сентября процедуру отстранения Макрона от должности президента. Политический кризис в стране на фоне проблем в экономике уже отменить не удастся. Но Филипп Брун, высокопоставленный депутат от Социалистической партии, заявил Financial Times, что левым пора дать шанс возглавить правительство.
Если Макрон не пойдет на компромисс с левой оппозицией в парламенте и назначит новые парламентские и президентские выборы, не исключено, что расклад сил в Национальной ассамблее в очередной раз поменяется в пользу ультраправых, неуклонно набирающих вес в опросах общественного мнения. Этот фактор может расколоть левую оппозицию, но сохранение соцрасходов, как они того требуют, и расходов на войну одновременно невозможно при скудеющем доходе Франции.
Выбор французов — народный протест
Нужно выбирать, и французы делают ставку на того, кто против расходов на войну и членства в НАТО. Согласно недавним опросам, молодой соратник Марин Ле Пен, которой судебным запретом не позволят принимать участие в президентских выборах, Жордан Барделла сегодня — самый популярный политик Франции. Он может стать следующим президентом.

Это единственное, что останавливает левую оппозицию валить Макрона. У них нет своего столь же популярного лидера. Но и сохранение политической, а в первую очередь экономической нестабильности с этой властью помешает любым попыткам сократить государственный дефицит, что уже значительно превышает установленный ЕС предел в 3% ВВП. В прошлом году дефицит достиг 5,8%. По прогнозам, в этом году расходы на обслуживание долга достигнут 66 млрд евро и станут еще одной крупнейшей статьей расходов правительства, опередив образование, соцсферу и даже оборону.
А страна уже готовится если не к парламентскому кризису, то к драматической осени с народным протестным движением «Bloquons Tout» («Блокируем все»). Движение объявило о проведении «Дня действий» 10 сентября. Профсоюзы тоже планируют свои акции против «жесткой экономии» правительства и призвали французов провести 18 сентября протесты против «ужасающего» проекта бюджета.
Даже если удастся договориться с депутатами и избежать парламентского кризиса, властям будет сложно успокоить 70% французов, что требуют смены курса с милитаристского на более социальный. Ради компромисса в обществе нужно жертвовать войной, правительством и президентом.
От президента Франции требовалось уже найти компромисс возможностей страны с его желанием продолжать конфликт на Украине. Но он тогда предпочел лишь потакать своим капризам или, может, чьим-то еще.
Неизбежность неприятной развязки
Сложно понять, на что Эммануэль Макрон рассчитывал, убеждая президента США сохранить участие в украинском конфликте, когда тот еще в предвыборной кампании сказал, что это не его война. Белый дом теперь, мало того, что отказал в своих ресурсах на бесполезную для Трампа войну, еще и торговым соглашением с ЕС лишил Европу всех ресурсов для войны.
Если у кого-то теперь и найдутся лишние деньги, их можно передать для США в счет погашения обязательств Урсулы фон дер Ляйен перед Дональдом Трампом. В любом случае придется довольствоваться тем, что выторговал для Киева Трамп на Аляске, а любые попытки союзников по НАТО изменить договор будут только злить Белый дом и Министерство войны.

Всякая инициатива наказуема: кризис во Франции уже не удастся разрешить одной лишь жертвой правительства. Нельзя сбросить со счетов то, что общество уже крайне недовольно президентом Франции. Не только Брижит не готова больше сдерживать желание приложить руку к первому лицу. После того как тот нарвался в Риме, что Трамп его немножко послал на «свое место», авторитет французского лидера пошатнулся во всей Франции.
Но если интимные подробности отношений мужа и жены — семейная проблема, что решается у психолога, то развод Франции со своим униженным президентом должен оформляться через выборы. По-иному политический кризис уже, похоже, не разрешить и авторитет власти не восстановить.
Рекомендуем
