Рекорд ЕС по оборонным тратам: очевидные цифры и неочевидные риски

Европейский союз бьет все рекорды по военным расходам, демонстрируя самый стремительный рост за последние десятилетия. Согласно данным Европейского оборонного агентства (European Defence Agency, EDA), опубликованным в начале сентября 2025 года, в 2024 году 27 стран-членов ЕС потратили на оборону 343 млрд евро, что на 19% больше, чем годом ранее. Это составило 1,9% от совокупного ВВП блока. Впервые оборонные инвестиции превысили 100 млрд евро, составив 31% от общих расходов. Это самый высокий показатель, зафиксированный Европейским оборонным агентством с начала сбора данных.
Справочно:
Европейское оборонное агентство 2 сентября 2025 года опубликовало ежегодный отчет об оборонных расходах за 2024–2025 годы, в котором подробно описаны оборонные расходы всех 27 государств — членов ЕС. EDA ежегодно собирает данные об оборонных расходах, начиная с 2006 года, в соответствии с решением руководящего совета агентства от ноября 2005 года.
Прогнозы на 2025 год еще более амбициозны: ожидается, что расходы вырастут до 381 млрд евро, достигнув 2,1% ВВП и впервые превысив старый ориентир НАТО в 2%. Ожидается, что в 2025 году объём инвестиций в оборону составит около 130 млрд евро (по сравнению с 106 млрд евро в 2024 году).
Рост, обусловленный в основном рекордными объёмами закупок оборудования и увеличением инвестиций в исследования и разработки, отражает стремление государств-членов укрепить военный потенциал Европы в ответ на меняющуюся обстановку в сфере безопасности.
Этот рост не является случайностью. Он — прямое следствие событий 2014 и 2022 годов, когда геополитическая обстановка в регионе кардинально изменилась. Лидерами по темпам роста расходов стали страны, непосредственно граничащие с Беларусью и Россией, такие как Польша, Эстония, Латвия и Литва, которые тратят на оборону более 3% своего ВВП. Эта «лихорадочная» гонка вооружений, безусловно, продиктована стремлением к сдерживанию, но возникает вопрос: какова цена этой безопасности?

Куда уходят деньги?
Анализируя структуру расходов, мы видим, что рост оборонных бюджетов — это не просто увеличение финансирования существующих армий. Это глубокая и целенаправленная модернизация.
Инвестиции в оборудование: в 2024 году инвестиции в оборону достигли рекордных 106 млрд евро. Из них 88 млрд было направлено на закупку нового оборудования, что на 39% больше, чем в 2023 году. Это самый существенный драйвер роста, указывающий на смену приоритетов с оперативных расходов на приобретение современных систем вооружений.

Исследования и разработки (R&D): финансирование НИОКР также резко увеличилось — до 13 млрд евро в 2024 году, с прогнозом роста до 17 млрд в 2025 году. Это говорит о стратегическом стремлении ЕС к технологическому превосходству, хотя, как отмечает EDA, блок все еще уступает США в общих затратах на НИОКР.
Стоимость солдата: увеличение расходов идет не только на технику, но и на персонал. При относительно стабильной численности военнослужащих, в 2024 году общие расходы на одного солдата достигли рекордных 249 000 евро, что значительно выше, чем 138 000 евро в 2014 году. В то же время, численность европейских армий выросла всего на 1% при 19% увеличении расходов. Это может привести к созданию «элитарных армий», состоящих из высокооплачиваемых и хорошо оснащенных специалистов, что, в свою очередь, усугубляет проблему набора кадров и может привести к дефициту персонала для обслуживания новой, сложной техники.

Скрытые импульсы 2025: социальная дилемма и новая реальность
За этими впечатляющими цифрами скрывается не только стремление к безопасности, но и серьезная дилемма, о которой не принято говорить вслух. Наращивание военного потенциала неизбежно происходит в ущерб другим секторам.
Пока Европа строит «щит», социальные расходы, финансирование здравоохранения, образования и инфраструктуры могут оказаться под угрозой. Хотя некоторые аналитики и проводят параллели с «рейганомикой» 1980-х годов, когда военные расходы якобы способствовали технологическому прогрессу, в современных условиях это может привести к росту инфляции и государственного долга. Дефицит бюджета ЕС в 2024 году составил 3,1% ВВП, что является тревожным звонком.

Более того, если страны ЕС начнут выполнять новые, еще более амбициозные цели НАТО — в частности, достичь 3,5% ВВП на основные оборонные нужды и до 1,5% на связанные с безопасностью расходы к 2035 году (общий целевой показатель — 5% ВВП), это потребует дополнительных инвестиций в размере около 254 млрд евро, доведя общий объем оборонных расходов ЕС до 635 млрд. Такая «милитаризация экономики» может стать новой нормой, где приоритет будет отдаваться оборонно-промышленному комплексу в ущерб гражданскому сектору.

Другой важный аспект — это проблема фрагментации. Несмотря на колоссальные инвестиции, европейские страны закупают вооружения разрозненно, что приводит к несовместимости систем и снижению эффективности. Преодоление этой проблемы путем совместных закупок (EDIRPA — European Defence Industry Reinforcement through common Procurement Act) и интеграции оборонных рынков является одним из ключевых вызовов.
Итог: пульс бьется все чаще

Рекордный рост военных расходов ЕС — это не просто ответ на текущие угрозы, а предвестник новой эры. Европа стремится превратиться из «мягкой силы» в «гибридного гиганта», способного проецировать свою силу и обеспечивать собственную безопасность.
Однако путь к этой цели не лишен рисков. Если эта гонка вооружений не будет сопровождаться ростом благосостояния и социальными гарантиями, она может привести к серьезным внутренним проблемам. Как сказал бы классик, «на войне как на войне», но эта война ведется не только за пределами, но и внутри европейской экономики и общества. 2025 год станет не пиком, а лишь трамплином, который покажет, сможет ли ЕС стать подлинным лидером в сфере безопасности или же окажется жертвой своих собственных амбиций.
Рекомендуем
