Субсидии государства в сельское хозяйство: кому, за что и сколько
Думаю, в стране уже не осталось людей, которые хотя бы раз не высказались о дотациях нашему сельскому хозяйству. При этом саму суть — чему равны дотации, за что их дают и прочее — понимают единицы, как правило, те, кто непосредственно с ними работает.
Мы решили исправить ситуацию и «дотационно» просветить всех читателей «МП», чтобы в будущем, решив ввернуть умное слово, они делали это со знанием дела. Как специалисты.
Но прежде — небольшое уточнение. Чиновники, работающие с дотациями, слово это, как правило, не употребляют. Вместо «дотаций» они говорят «господдержка».
Теория
По словам первого заместителя председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Миноблисполкома Зарины Бова, вся господдержка аграрного сектора страны, все ее виды и меры определены Указом Президента №347 («О государственной аграрной политике» от 17.07.2014).
При этом следует знать, что господдержка бывает самых разнообразных видов. Это, к примеру, — льготное налогообложение, льготные кредиты, предоставление бюджетной ссуды, освобождение от уплаты пени за просроченный кредит либо вообще приостановка выплат по кредиту и т.д. и т.п.
В нашем случае мы будем говорить о самой понятной поддержке, напрямую выраженной в деньгах, которые доходят до сельхозпроизводителей в виде субсидирования деятельности и в виде выплаты надбавок. В первом случае средства бюджета выделяются на определенные цели (к примеру, на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), минеральных удобрений или средств защиты растений). Во втором — субсидия (средства бюджета) выделяется на единицу реализованной продукции. По-другому эту субсидию называют надбавкой (к закупочной цене). При этом важно, что субсидия является целевой (идет не на любую произведенную сельхозпродукцию, а лишь на конкретную). И выдается она не за «единицу выращенной продукции», а за «единицу продукции, реализованной в ПЕРЕРАБОТКУ».
Фактом, подтверждающим продажу продукции не на базар (в магазин), а в переработку, является «приемная квитанция переработчика».
К примеру, сельхозорганизация содержит коров, получает молоко, которое везет на молокоперерабатывающий завод. Тот по истечении отчетного периода выписывает эту самую квитанцию, в которой обозначены вид полученной продукции, ее объем, стоимость, качественные показатели и сумма, которая причитается организации, сдавшей молоко в переработку, от переработчика молока.
После чего с этой квитанцией производитель обращается в райсельхозпрод, куда поступают аналогичные квитанции от десятков агропредприятий, сдавших сельхозпродукцию в переработку.
Райисполком собирает справки, суммирует их и представляет в комитет по сельскому хозяйству облисполкома. А тот после обработки направляет их еще выше. После чего местный бюджет выделяет деньги, которые тем же путем (только сверху вниз) направляются адресатам.
Практика
Наконец, мы дошли до самой надбавки.
Виды продукции и размеры надбавок на нее ежегодно утверждаются в начале календарного года отдельным правительственным постановлением, которое для него разрабатывает Минсельхозпрод. К примеру, в нынешнем году действует постановление №47 (27.01.2022) «О выплатах в виде субсидий на единицу <…> сельскохозяйственной продукции».
В документе — две основные позиции: вид продукции и ее размер. Они не постоянны. Год от года меняются. К примеру, в прошлом году в перечне на субсидии присутствовала сахарная свекла, а в нынешнем году ее нет.
Итак, какая же продукция претендует на бюджетные надбавки в 2022 году? Молоко коровье; молоко козье; молоко кобылье; молоко овечье; молодняк крупного рогатого скота молочных пород, полученных на животноводческих фермах; крупный рогатый скот мясных пород и их помеси; овцы; шерсть овечья; просо; ячмень; гречиха; треста льна-долгунца. И все. За другие виды продукции надбавка не положена. Почему? Ответ прост. Государство таким образом стимулирует производство того вида продукции, который ему интересен. Есть заинтересованность в развитии молочного производства? Есть надбавки за производство молока и сдачу его в переработку. Есть интерес в производстве ячменя? Значит, и для него предусмотрены надбавки. А в прошлые годы, кстати, ячмень отсутствовал в перечне на субсидии.
Отдельно отметим такие виды продукции, как «овцы» и «шерсть овечья», которыми крупные сельхозпредприятия, как правило, не занимаются. Исключительно фермеры. Что говорит о том, что субсидии улыбаются не только крупным ОАО в системе АПК, но и всякой «мелочи», которая для государства оказывается очень даже нужной. Более того. Субсидии на овец — вообще запредельные! Судите сами. Если на мясо КРС надбавки установлены в размере 500,8 руб./т, то за овец в убойном весе добавляют 7448,2 руб./т, за шерсть овечью мытую — 6140,9 руб./т, за шерсть овечью немытую — 2763,1 руб./т.
Как видим, промышленных объемов с овцами нет, а отдача от их разведения есть. И серьезная. Причем не следует забывать, что это — не цена за продукцию. Это — своеобразная добавка, доплата за нее, если она сдана на переработку.
О влиянии государства на развитие отдельных сельхознаправлений может говорить и величина надбавки на молоко. Если за молоко коровье базовой жирности (3,6%) надбавка предусмотрена в размере 28,2 руб./т, то за тонну молока кобыльего — уже 99,7 руб./т, за тонну молока козьего — 40,1 руб./т, а за молоко овечье государство «накидывает», как и за молоко коровье — 28,2 руб./т.
— Государство стимулирует производство именно того продукта, который для него важнее, — говорит Зарина Владимировна. — А по размеру надбавки можно судить и о степени важности того или иного продукта. В любом случае нынешняя система, сложившаяся еще при СССР и серьезно модернизированная под реалии современной Беларуси, является хорошим подспорьем для сельхозпредприятий, чей основной денежный оборот приходится именно на молоко, мясо — за них государство доплачивает к той сумме, по которой покупают молоко и мясо перерабатывающие предприятия. И всем хорошо: производителям, переработчикам, потребителям.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!