Последний бой Героя Советского Союза, который погиб за 6 дней до Победы

История Дмитрия Теплякова, командира батареи самоходных установок СУ-122, которые выполняли свою боевую работу как штурмовые орудия.
Вопрос о создании штурмовых орудий для поддержки пехоты поднимался в Красной армии еще в 1930-е годы, существовали даже некоторые образцы. А в 1942 году после анализа успешного применения штурмовых орудий немецкой армией разработку и создание отечественного начал конструктор Лев Горлицкий. Работы по созданию Су-122 развернулись в конце октября 1942 года и завершились меньше чем через два месяца, когда на войсковых испытаниях орудие показало неплохие результаты и было принято решение о его производстве.
Вот как вспоминал об этом сам Лев Горлицкий:
«В конструкторском бюро знаменитого «Танкограда» в Челябинске я обеспечивал артиллерийское оснащение тяжелых танков конструктора Жозефа Яковлевича Котина. В 1942 году мне удалось осуществить свою идею: создать артиллерийскую установку крупного калибра на базе танка «Т-34». К их массовому производству можно было приступить сравнительно быстро. В момент, когда германские армии были под Москвой и на Волге, фактор времени являлся решающим. Испытания самоходки обрадовали Г.К. Жукова. «Надо брать на вооружение!» — сказал он Сталину. И вскоре каждые сутки двадцать наших самоходок прямо с завода отправлялись на фронт. Эти «СУ-122» провоевали всю войну и принесли Гитлеру много горя. Они взламывали блокаду Ленинграда и штурмовали Берлин. В 1943 году я получил Сталинскую премию».
О Льве Горлицком и его СУ-122
Имя конструктора оставалось в тени других разработчиков советского оружия, хотя боевая техника, которую он спроектировал, широко известна и наряду с танками Т-34, КВ и ИС внесла решающий вклад в нашу Победу. Под руководством Льва Горлицкого в годы ВОВ создали проекты 13 боевых машин, четыре из которых — СУ-122, СУ-85, СУ-85М и СУ-100 — приняли на вооружение Красной армии.

В 1932 году Лев Горлицкий окончил Ленинградский военно-механический институт (так называемый «Военмех», его первый выпуск инженеров. — Прим.) и был направлен в КБ-3 (артиллерийское) на Ленинградский завод имени С.М. Кирова. Дипломной работой Льва Горлицкого была «Модернизация горной пушки», и справился с ней молодой инженер блестяще. Из его личных воспоминаний:
«Я фактически сконструировал новую пушку. И на международных испытаниях в 1938 году она оказалась лучшей по всем показателям. Очень довольный Сталин подошел ко мне, обнял за плечи и сказал: «Самый молодой, а всех заграничных обскакал!» Пушка эта пошла в производство и хорошо повоевала в свое время».
В 1938 году Горлицкого назначили главным конструктором завода имени М.В. Фрунзе в Ленинграде. Однако в 1939-м арестовали, обвинив во «вредительстве». Обвинение строилось на том, что его горная пушка, использовавшаяся в «испанских событиях», отказывала при стрельбе. К счастью, следствие выяснило, что безупречные пушки Горлицкого портили уже на пути в Испанию. Виновные были наказаны, а освобожденный из-под стражи Горлицкий в 1940 году становится главным конструктором Кировского завода по артиллерийскому производству и начальником артиллерийского КБ, в этой должности и встретил Великую Отечественную войну.
С июня до октября 1941 года его отдел занимался установкой орудий в долговременные огневые точки, защищавшие подступы к Ленинграду. В октябре же производство эвакуировали в Свердловск, и оно стало частью Уральского завода тяжёлого машиностроения.
23 октября 1942 года Государственный комитет обороны поставил перед оборонной промышленностью задачу в короткие сроки наладить массовое производство самоходно-артиллерийских установок. И когда Уралмашзавод получил задание спроектировать и изготовить опытный образец самоходной артиллерийской установки, вооруженной 122-мм гаубицей, за дело взялся именно Горлицкий.

Его САУ отличалась от танка, прежде всего, отсутствием вращающейся башни и более мощным вооружением. Корпус самоходной установки — боевая рубка — спроектирован был заново. В наклонном лобовом листе корпуса в специальной амбразуре помещалась качающаяся часть 122-мм полевой гаубицы. Орудие имело два прицела — танковый телескопический шарнирный (для стрельбы прямой наводкой) и гаубичный с панорамой (для стрельбы с закрытой позиции). Для стрельбы использовались осколочно-фугасные, а позднее и кумулятивные снаряды. Машина была эффективна против огневых точек и живой силы, но малая начальная скорость гаубичного снаряда не позволяла ей по-настоящему противостоять танкам.
Боевой путь и подвиг командира батареи СУ-122 Дмитрия Теплякова
Уроженец Воронежской области Дмитрий Тепляков перед Великой Отечественной войной был уже состоявшимся в жизни человеком: работал в должности заведующего районным отделом соцобеспечения в Поворино, воспитывал с супругой двоих детей. Но уже 25 июня 1941 года добровольцем ушел на фронт. Дмитрий Тепляков познал горечь отступления, довелось ему и сражаться в окружении. Воевал офицер Тепляков храбро, был умелым командиром, награждался.

А в 1944-м старший лейтенант Дмитрий Тепляков был назначен командиром батареи СУ-122 251-го гвардейского самоходного артиллерийского полка 2-го гвардейского механизированного корпуса 6-й гвардейской танковой армии 2-го Украинского фронта.
29 октября 1944 года началась Будапештская операция. 2-й гвардейский мехкорпус действовал на главном направлении, наступая на Кечкемет и Будапешт. На подступах к Кечкемету при отражении вражеской контратаки батарея Теплякова уничтожила четыре тяжелых вражеских танка и батарею шестиствольных минометов.

25 декабря 1944 года его батарея СУ-122, сопровождая подразделения механизированной бригады, ворвалась на окраину Будапешта. Действуя в составе штурмовых групп, самоходчики тяжелыми фугасными снарядами крушили стены массивных зданий, уничтожая находившихся там гитлеровцев.
В ночь на 2 января 1945 года танковая дивизия СС «Мертвая голова» атаковала наши позиции. Батарея Теплякова 18 дней стойко удерживала рубеж обороны. Командир самоходок подпускал танки противника на близкое расстояние и в упор расстреливал их. Десятки вражеских атак отбила батарея Теплякова, нанеся врагу тяжелые потери.
После взятия Будапешта советские воины освободили столицу Австрии — Вену.
А полк, в котором служил Дмитрий Тепляков, после приведения боевой техники в порядок, взял курс на Прагу. Сбивая вражеские заслоны, танкисты и самоходки 23 апреля 1945 года вступили на землю Чехословакии.
2 мая 1945 года пал Берлин, но вражеская группировка в Чехословакии не собиралась складывать оружие. 3 мая гитлеровцы предприняли контратаку в районе населенного пункта Павин у города Брно. В батарее Теплякова после предыдущих боев были на ходу только две машины. Командир полка приказал Теплякову выдвинуть эти две самоходки к деревне Павин на помощь пехоте. К населенному пункту самоходки подошли в тот момент, когда противник предпринял очередную атаку: восемь немецких танков приближались к позиции нашего стрелкового батальона. Гвардии капитан Тепляков занял удобную позицию в лощинке и ждал противника, обе самоходки ударили одновременно, и тут же вспыхнули два «Тигра». Третий вражеский танк подбили двумя снарядами, четвертому «Тигру» снесли башню. Остальные танки начали отходить.

Самоходки тут же пошли вперед, поддерживая пехотинцев. Но, противник открыл по ним интенсивный огонь. В машине Теплякова убили наводчика, ранили заряжающего. Да и самого командира задел вражеский осколок, но гвардии капитан Дмитрий Тепляков занял место наводчика и продолжал бой. А когда и второй снаряд врага ударил по самоходке, механик-водитель вывел машину в укрытие и пытался помочь командиру, но тот был мертв…
Под Брно, в селении Голубице, похоронили самоходчики командира. Он пал смертью отважных всего за шесть дней до нашей полной победы. За период боёв с октября 1944 года до мая 1945 года гвардии капитан Дмитрий Тепляков огнём своей батареи уничтожил 11 танков, 13 самоходных и 14 полевых орудий, 7 шестиствольных миномётов, 9 бронетранспортёров и до батальона пехоты противника.
За мужество, отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года гвардии капитану Дмитрию Теплякову посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

У поэта Ивана Есаулкова есть короткий стих, посвященный победному маю 1945 года, берущий за душу:
Тот май пропах черёмуховой грустью…
Хоть радость охватила весь народ,
У многих на душе такое чувство,
Что даже вроде оторопь берёт!
Ну, наконец, победы мы дождались
И в логове своём повержен враг!..
Сердца вот только, как от горя сжались,
Так ноют, всё не отойдут никак…
Ох, сколько получили похоронок!
Ох, сколь пролили по погибшим слёз!..
Пришла победа… Как певуче звонок,
И радостен весенний шум берёз!..
В родном селе и в городе Поворино Воронежской области Герою Дмитрию Теплякову установлены памятники, улица в селе Пески, пионерские дружины школ №2 и 22 в городе Поворино носят его имя.
Рекомендуем


