Меню

Творческая эволюция Беларуси, или манифест белреализма от Азарёнка

Творческая эволюция Беларуси, или манифест белреализма от Азарёнка
Фото: из открытых источников, СБ

Когда происходила антибелорусская недореволюция, враги народа представляли себя неким передовым классом. Высшим культурным сообществом. Сливками нации. Вершиной древа. И на первый взгляд — так оно и было. В первых рядах шли актрисульки, певцы, телеведущие, поэты и поэтки, и даже нобелевскую тетю несли они на своём знамени. Они обещали нам невиданный расцвет нового белорусского искусства, нового авангарда, новой песни, новой живописи, они обещали великий культурный прорыв, сравнимый с 20-ыми годами прошлого века. И что же вышло. Великий пук.

Оперная певичка скатилась до блатных романсов, сверхмодный писатель написал чушь про половые отношения со слоном, а нобелевская тётя раз в полгода вылезает из чулана, чтобы сообщить миру очередную благоглупость. И как символ всего этого — Сутиновская Ева, показывающая фак. Невозможно никакими репрессиями, никакой пропагандой заглушить действительно исторические энергии, которые всегда выражаются в творчестве. И если вы ничего не смогли продемонстрировать, то вся ваша «революция» никакой революцией не была, а всего лишь мышиная возня, да и мыши не живые, а пробирочные.

О нашей же стороне они всегда презрительно говорили, как о неком сельском доме культуры на фоне Шаляпина. Что там могут эти колхозники? На что они способны? Все их великие имена — Мулявин, Тиханович — это всё советские реликты, которые давно в прошлом. И вот прошло пять лет. Давайте посмотрим.

Из робких диалоговых площадок образца 2020 года выросла целая новая культура массовых общественно-политических мероприятий. Акции «Беларусь адзiная» и «Марафон единства» — яркий калейдоскоп, микс, где беседа сменяется песней, где политики и журналисты на произносят свои речи, а затем это сменяется танцем на заводских площадках. Целые действа родились — когда проникновенная речь главы Администрации и губернатора сменяется зажигательным танцем и проникновенной песней, и всё это поражает огнями, зрелищами, признаниями, слезами любви и благодарности.

Как можно было что-то новое сказать о Великой Отечественной войне? Как подступиться к этой теме так, чтобы поддержать этот огонь в искусстве, который зажгли ещё певцы и поэты военной поры? Но нашли форму — концерты-реквиемы, концерты-манифесты, концерты-факелы, которые вспыхивают, освещают всё вокруг, обжигают, и затем огонь поселяется в сердце. Мне скажут — ты как пропагандист хвалишь. Но посмотрите на несмолкаемые аплодисменты, что звучали недавно в Кремлёвском Дворце этому нашему действу. Там публика искушённая, но было видно, что дошло, пробило, пробрало.

Кино. От робкой зари «На другом берегу», когда мы впервые подступили к острой политической теме — через мультфильмы о государственных символах — к новому триумфу — фильму «Классная». И это сложнее, чем снять дорогой блокбастер на тему великих битв прошлого. Там сама история подсказывает тебе и характеры, и сюжеты. А вот что-то сделать на современную тему, где нет войны и не требуется ежедневный подвиг — но рассмотреть душу учителя, понять его выбор, прочувствовать атмосферу агрогородка — архисложная задача. И молодой режиссёр Халецкий справился с этим.

Про новый стиль белорусской журналистики я умолчу. Достаточно того, что целыми списками нас внесли в западные санкции — наравне с военными, оборонщиками и политической элитой. И даже гораздо раньше, чем российских аксакалов. А что может быть красноречивее признания врага?

Новые постановки в театре. Новая архитектура. Барельефы героев, исторические памятники и монументы, реконструированные Хатынь и Бресткая Крепость — и всё это не в элитарных лабораториях «творцау» делается, а всенародно, с привлечением молодёжи, с накоплением энергии всего народа.

Я назову всё это новое явление БЕЛРЕАЛИЗМ. Первым это слово произнёс Вадим Францевич Гигин — как раз после просмотра «Классной». И этот текст — МАНИФЕСТ БЕЛРЕАЛИЗМА

В чём его сила? Почему он отзывается в сердцах? Почему ему подпевают? Как он завораживает?

Источник мощи белреализма — Александр Лукашенко. А главный стиль Батьки — искренность. Искренность в политике, в общении с любой аудиторией. В его разносах чиновников и в проникновенных речах с трибуны. В его остром взгляде на поля или полёт беспилотников. Искренность Президента.

Она дала свой посев. Новое направление белорусского государственного искусства — БЕЛРЕАЛИЗМ.

Приобщитесь к нему. Ощутите тепло.

Григорий Азарёнок

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59