Всем выйти из сумрака! Вместе с ГАИ посмотрели, носят ли пешеходы фликеры в Дзержинском районе
Дзержинск встречает серостью и мелким дождиком. Будний день, шесть часов вечера. Казалось бы, совсем не поздно еще, но уже темнеет. Сумерки. Оно и понятно — поздняя осень. Пешеходы спешат, водители спешат — все хотят поскорее оказаться дома, где вся семья в сборе, где теплый ужин и долгожданный отдых. Может ли случится так, что не все доберутся домой?
Может. Пока люди не поймут, что их жизнь, в первую очередь — их сфера ответственности.
Самым незащищенным участником дорожного движения является пешеход — водителя, в случае ДТП, может защитить металлический корпус авто, пешеход же такой защитой не обладает. Пешеходный травматизм по количеству погибших и травмированных людей преобладает над всеми видами ДТП, и именно от него наибольшая тяжесть последствий для здоровья в дальнейшем. Практически все аварии с погибшими пешеходами произошли в темное время суток, многие из пешеходов не были обозначены световозвращающими элементами.
Сегодня мы со старшим инспектором ДПС старшим лейтенантом Суликом Александром и старшим госавтоинспектором майором Кажуро Владимиром — сотрудниками Дзержинского РОВД удостоверимся, что на дороге видно каждого пешехода и велосипедиста. И там, где светло, и там, где освещения нет.
Инспекторы проблемные места района знают. Направляемся в сторону деревни Мостище Дзержинского района. По дороге, в попутном нам направлении, идет пешеход — пожилой мужчина с явно тяжелой сумкой и тележкой, на которой аккуратно сложены какие-то ящики, коробки. Все перевязано ремнем для надежности. Лично я заметила дедушку метров за 10, водитель патрульного авто, конечно, раньше, но, вынуждена констатировать, фликеров на нем — ни одного.
— Здравствуйте, — с удивлением оборачивается пешеход, искренне не понимая, чем привлек внимание сотрудников ГАИ. Инспекторы представляются, интересуются именем отчеством мужчины и спрашивают про фликеры. Он, будто вспомнив о чем-то, лезет в сумку и с видом победителя демонстрирует их нам. И даже не один, а два.
— Ну, как же так, — расстраивается сотрудник, — два фликера, и оба в сумке! Не бережете себя, трасса ведь, сумерки, не видно вас совсем.
— Зато есть, — парирует пешеход, пытаясь закрепить фликеры почему-то на ручке тележки.
Александр, наклеивает дедушке на рукав и на спину светоотражающие полосы. Процедуру «фликерования» проходят также вещи — коробка и сумка.
— Они не нанесут одежде никакого вреда, — поясняет инспектор, — ни следов, ни пятен не останется. Зато все водители вас хорошо будут видеть издалека. На электричку, наверное, идете?
— На электричку, — подтверждает пешеход.
— А какого вы года рождения?
— 1945, — отзывается дедушка.
— Ого! Ну, здоровья вам, долгих лет! Не нарушайте!
Трогаемся. Оглядываюсь. В свете фар следующего авто дедушка действительно светится и блестит — не заметить невозможно.
— Очень, очень тяжело доносить до людей, особенно пожилых, особенно нетрезвых, что фликер — это жизнь, — сетует Владимир, — люди будто не понимают. Или не хотят понимать.
Агрогородок Негорелое. На первый взгляд — не маленький, тут и частный сектор, и многоэтажки. Пешеходов немного, но есть. Навстречу мужчина полностью в черном. Уже сразу, по походке понятно, что нетрезвый.
— Сегодня не пил, а вот вчера с друзьями выпил немного, — нечетко формулирует он.
Удивил так удивил. Я даже дверь в служебном авто не закрываю — запах алкоголя такой, что глаза слезятся.
— А сколько вчера выпили? — интересуется инспектор, параллельно поглядывая в служебный планшет. Пешеход долго вспоминает, но в итоге выдает, — 0.7 на троих.
Инспекторы, конечно, сомневаются. Уверена, что длительный опыт работы и наметанный взгляд позволили им сразу примерно прикинуть, когда и сколько употребил этот «человек в черном». Но закон есть закон — в ход идет алкотестер.
— 1.6 промилле в выдыхаемом воздухе, — констатирует Владимир, — точно сегодня алкоголь не пили?
— Нет. Только вчера — говорит пешеход заплетающимся языком.
Убедившись, что он понял, что именно нарушил и согласен с нарушением, инспекторы выписывают ему штраф, наклеивают на одежду светоотражающие полосы.
— В следующий раз штраф будет еще больше! — строго предупреждает Владимир. «Возможно, жизнь», — проносится в голове у меня.
Женщина на велосипеде в поселке Энергетиков рассказала, что едет с работы и указала на малюсенький катафот на педали. Предложение инспекторов сделать ее и велосипед ярче встретила, однако, с энтузиазмом и улыбкой. Вот только инспекторам совсем не до улыбок, когда человек, фактически наплевав на свою безопасность, спокойно едет на велосипеде, в темноте, уверенный, что затертого от времени, грязного мини-катафота будет достаточно, чтобы его заметили.
За прошедшие 10 месяцев 2023 года стражами дорог Минщины выявлено и привлечено к административной ответственности 30702 пешехода, из которых 6364 находились в нетрезвом состоянии, 12310 не были обозначены световозвращающими элементами.
Вот вам реальная история. 27 октября, примерно в половине восьмого вечера в Клецком районе, скорее всего очень спокойно и без дурных мыслей в голове вдоль загородной трассы ехали на велосипедах два брата. Обоим по 63 года — не мальчики, жизненного опыта не занимать. Но надеть на себя яркие световозвращающие жилеты опыт не подсказал. В попутном направлении ехала Тойота, за рулем был тоже не юный мальчик, с водительским опытом. Но что можно предпринять, когда велосипедиста не видно?! Случилось ДТП. Один из братьев погиб на месте, второй с травмами в больнице.
Как думаете, сделал кто-нибудь для себя вывод, что в темноте велосипедист и пешеход должен сиять на дороге, как новогодняя елка? Надеюсь, вы, люди, читающие этот материал, именно так для себя и решили. Ибо о вас в первую очередь должны заботится вы сами, а уж потом ГАИ, начальник на работе или адвокат в суде…
Из-за поворота, что-то увлеченно обсуждая, показываются две женщины. И снова искренне удивление и непонимание. Правила дорожного движения? Нет, не слышали. Закон? Да ладно, мне же тут пару метров пройти…
— Действительно, даже если совсем недалеко иду фликер нужен?
— В темное время суток фликер обязателен.
— А там, где фонари? — не унимаются пешеходы
— А вдруг фонари сегодня не работают? — спокойно, но строго отвечает инспектор.
Женщины согласно кивают и послушно ждут, пока сотрудники наклеят им на одежду световозвращающие элементы. Данные женщин заносят в базу. Далее последует наказание рублем.
И, поверьте, все это не зря. Ведь за 10 месяцев текущего, 2023 года на территории Минской области зарегистрировано 126 ДТП с участием пешеходов, в которых 34 человека погибли и 99 — получили травмы. Только представьте, какое количество людей больше никогда не вернутся домой, не вырастят своих детей, никогда не увидят внуков! А сколько будут месяцами поправлять здоровье и неизвестно, восстановятся ли полностью, смогут ли полноценно трудиться и зарабатывать себе на жизнь! Воистину, страшная статистика при такой легко решаемой проблеме — просто быть ярко обозначенным, а, следовательно, видимым для водителей на дороге.
Акция «Не будь невидимкой на дороге!» проводилась по всей республике с 20 по 30 октября. Конечно, спасенные жизни подсчитать невозможно, но проведенные в эти дни Госавтоинспекцией Минской области масштабные мероприятия, без сомнения, в эту капризную пору года, были кстати. Был усилен контроль за дорожным движением, организованы рейды и в «часы пик» и, в целом, в темное время суток по отработке нерегулируемых пешеходных переходов, автодорог и улиц, наиболее подверженных риску совершения наездов на пешеходов. И вот результаты: в рамках акции Госавтоинспекцией Минской области было выявлено 2094 нарушений пешеходами, из которых 19 нарушений допущено лицами, передвигающимися на средствах персональной мобильности, 518 пешеходов находились в состоянии алкогольного опьянения, 1113 пеших участников подвергли себя опасности, не обозначив себя световозвращающими элементами.
С участием велосипедистов произошло 56 ДТП, в которых 11 человек погибли, 47 – получили травмы.
Кроме того, стражами дорог выявлено 400 нарушений со стороны велосипедистов, из которых 76 — управляли велосипедом в состоянии алкогольного опьянения, 81 велосипедист не был обозначен световозвращающими элементами в темное время суток.
Вы только вдумайтесь в эти цифры! Ведь все эти люди — потенциальные жертвы ДТП!
Правоохранители делают многое: проводят информационно-разъяснительную работу в трудовых коллективах и учреждениях образования об основных рисках и угрозах безопасности с учетом сезонных факторов; рассказывают о необходимости использования световозвращающих элементов, о мерах безопасности на пешеходных переходах, о правилах безопасного поведения при участии в дорожном движении на велосипедах и средствах персональной мобильности. Кстати, велосипедистам Госавтоинспекция настоятельно рекомендует использовать яркие жилеты с нашитыми на них световозвращающими полосами. Эти жилеты повышенной видимости – вообще прекрасный аксессуар для всех участников дорожного движения: и велосипедиста, и пешехода, и водителя, которому, скажем, необходимо поменять колесо на обочине, гарантированно будет видно издалека!
Казалось бы, простые, очевидные вещи пытается донести до нас ГАИ — будьте осторожны, обозначьте себя и останетесь живы и здоровы. Сохраните жизнь нетрезвому пешеходу – не поленитесь, наберите 102 и сообщите, в каком месте «гуляет» потенциальная жертва ДТП. Ведь люди на дорогах продолжают гибнуть. И самое ужасное, что часто — по собственной глупости. Ведь каждому подарить фликер просто невозможно.