Посмотрели, как строитель из Первомайска создает картины из теста в Клецке

О выборе профессии мастер-пекарь Клецкого производственно-пищевого завода Татьяна Никитенко ничуть не жалеет, даже несмотря на ночные смены. Ведь что может сравниться с запахом свежего хлеба?!
Пирожки с капустой и горчичный хлеб
— Смена начинается в пять вечера и продолжается до пяти утра. Первыми в процесс производства мы запускаем батон и хлеб. В течение смены изготавливаем и лепешку сырную, и витушку, и сайку, и халу. Много наименований продукции, — рассказывает Татьяна. — В мои обязанности входит контроль готовой продукции, участие в самом производстве.

Откуда у мастера-пекаря такая любовь к хлебопекарному делу? Оказалось, в детстве Татьяна любила вместе с бабушкой жарить пирожки на дрожжевом тесте: с картошкой, капустой, мясом… Однако пекарем становиться не планировала — хотела строить здания. Девушке нравилось заниматься отделочными работами, создавать декоративные предметы из строительных материалов (гипс, цемент, тому подобное), она даже окончила строительный колледж. Но в архитектурный институт поступить не удалось. И тогда Татьяна в родном Первомайске (Луганская область) устроилась на частный хлебозавод в цех хлебопечения.
Так прошло 11 лет, пока в 2014 году она с мужем и дочкой, которой сегодня уже 17 лет, не переехала в Клецк. (Кстати, недавно получила белорусское гражданство). Сразу устроилась на производственно-пищевой завод. В процесс погрузилась быстро, ведь с производством была хорошо знакома. Только оборудование другое, как и наименования продукции. Например, в Первомайске пекли хлеб с добавлением горчичного масла. Татьяна и сейчас помнит его неповторимый вкус.

«Кирпичик» в почете
— Из продукции, которую мы изготавливаем на Клецком ППЗ, мне больше всего нравится наш хлеб-кирпичик «Светличный». Он всегда на столе, всегда в почете. Из необычных сортов предпочитаю наш хлеб «Радужный особый», он с добавлением семян льна, семян подсолнечника, сушеной моркови. Весь перечень добавок и не упомнишь, — замечает Татьяна.

Как же горстка муки превращается в хлебобулочное изделие? Начинается все с дозировки сырья для замеса, из которого тестовод замешивает готовое тесто.

— В хлеб и в хлебобулочную продукцию идет разное сырье. Например, в состав нашего хлеба «Светличный» входит мука первого сорта, мука ржаная сеяная, дрожжи, соль и растительное масло, — перечисляет Татьяна. — А для батона изначально замешивается опара (мука, вода, дрожжи). Опара выбраживает свое время, после этого дозируется сырье (сахар, маргарин, все остальное) — и замешивается тесто.


Потом продукция отправляется в бродильную камеру, где выстаивается до нужного состояния. Каждому наименованию нужно разное время для дозревания. Хлебу больше, батонам меньше, но в среднем 40-60 минут для всех.
— Дальше — разделка. Тесто засыпается в тесторазделочный бункер, а оттуда идут уже заготовки по линии. Если хлеб, то он идет в формы, — поясняет мастер-пекарь. — Батоны проходят процесс округления и закатки. То есть отрезается часть готовым весом, кладется в округлитель: там он принимает форму шара и затем продвигается в тестораскатки. И на выходе получается батон. После формовки он отправляется в расстоечный шкаф, где происходит расстойка продукции. Через некоторое время он достается, нарезается — батон отправляется на дальнейшую расстойку. При полной расстойке батон поступает в печь.



«Производство хлеба — командная работа, в которой участвуют все. В нашем коллективе все взаимозаменяемы: каждый может подменить любого при необходимости, и я могу стать на любой участок производства».
Татьяна Никитенко
Ну, и финальный аккорд — упаковка, в которую продукция «одевается» только после того, как хорошо остынет.


Соленое тесто вместо гипса
Пусть архитектором Татьяна не стала, но с творчеством не завязала. Более того, смогла применить свои таланты в хлебопекарном деле. На счету нашей героини — два участия в каравай-фесте «Бацькава булка». В прошлом году она взяла Гран-при, в этом завоевала диплом II степени.
Сомнений по поводу участия в конкурсе не было, ведь это задание по работе, а значит, надо делать. Тем более процесс очень схож с изготовлением декоративных изделий из строительных материалов. Только тут вместо гипса — соленое тесто.
— Нужно было из теста, пищевых материалов слепить достопримечательности Беларуси. В прошлом году выбрала Слуцкую браму в Несвиже и Несвижский замок. Посмотрела разные картинки, сразу поняла, какую лучше выбрать для эскиза, — рассказывает Татьяна. — Использовалось для изготовления соленое тесто, поскольку соль является консервантом, и при соблюдении определенных условий картина должна храниться десять лет.

Процесс, безусловно, не самый простой и достаточно трудоемкий, поэтому взялась за это дело Татьяна в отпуске. Две картины изготавливала по очереди. Пока на одной высыхали нанесенные предварительно подкрашенным тестом рельефы, занималась другой. И так постепенно работы приобрели законченный вид.
А в этом году для конкурса Татьяна изготовила картину нестандартной формы: вырезала из фанеры карту Беларуси и на ней сделала целое панно.
«Сами понимаете, ночные смены»
Без творчества Татьяна не может. Шьет одежду, кошельки, изделия из кожи, расписывает футболки акриловыми красками. Друзья и знакомые нашей героини с нетерпением ждут праздников, ведь знают, что в подарок получат настоящий, эксклюзивный хендмейд. Вот только времени на все задумки не всегда хватает.

— Сами понимаете, ночные смены, — пожимает плечами Татьяна. — Привыкаешь уже по ночам не спать: режим есть режим. Когда днем работаешь, ночью спишь — чувствуешь себя намного лучше. Но когда работаешь в разбитом графике, становишься рассеянным. Все равно ночная смена дает о себе знать. Прихожу домой — и сразу ложусь спать, потому что сильно устаю.
Логично поинтересоваться: если в хлебопроизводстве так трудно, почему бы не задуматься о смене деятельности? Но для Татьяны пекарское дело не просто запись в трудовой книжке, а любимая работа, от которой, как известно, не отказываются.
Из домашней выпечки Татьяны ее муж и дочь особенно любят чебуреки. А из сладкого — пирожки с черной смородиной, которая растет на их участке.
— Мне нравится работать с дрожжевым тестом, — заверяет Татьяна. — С первого взгляда могу определить, хорошее оно или плохое. Просто приложу руку — и сразу понимаю, что из этого теста выйдет. Кондитерское тесто не понимаю, а дрожжевое у меня в руках само подходит.

Глядя, как легко Татьяна управляется с тестом, ловлю себя на мысли, что хочу поскорее попробовать тот шедевр, который из него получится. Не это ли лучшая оценка работы мастера?
Рекомендуем


