Штраф за непропуск «скорой» или полиции: как обстоят дела в разных странах
«Не увидел, не услышал, торопился», — именно так, по статистике, в ряде стран отвечают водители, которые не пропускают автомобили специального назначения. Речь про скорую, пожарную и милицию. По правилам им нужно предоставить преимущество, но на практике не всегда автолюбители это выполняют. Рассказываем, какие штрафы предусмотрены за столь грубое нарушение в разных странах.
ОАЭ
В 2022 году в Дубае появилась самая быстрая скорая помощь на Земле. Заявленная максимальная скорость Lykan HyperSport — 400 км/ч, а разгон от 0 до 100 составляет 2,8 секунды. Будет ли пациентам (нуждающимся в госпитализации) приятно ощутить на себе перегрузки во время разгона и на поворотах, неизвестно, но доехать до больницы явно получится быстро. Кстати, о дорогах. Бытует мнение, что, чем богаче гражданин ОАЭ, тем меньше у него штрафы. Это не так. Не важно, дорогой у тебя номер с восьмью цифрами, уникальный и такой же дорогой с одной или самый простой — платить придется одинаково. За непропуск автомобилей специального назначения предусмотрен штраф от 200—800 дирхамов или 178 — 714 BYN.
Украина
На Украине в этом году решили увеличить штрафы за игнорирование автомобилей специального назначения. Увеличить сумму штрафа планируют от 17 000 грн до 20 500 грн (1346 — 1624 BYN). Сегодня размер штрафа за такие правонарушения — 680 гривен (53 BYN).
Корея
В Корее наконец-то появились четкие правовые основания для уголовного преследования водителей за непропуск машин скорой помощи и любых других автомобилей специального назначения. Соответствующие поправки в законодательство были одобрены парламентом в сентябре 2020 года. А в январе следующего вступили в силу. Наказанием за блокировку спецтранспорта станет тюремное заключение на срок до 5 лет или штраф в размере до 50 миллионов вон (около 116 835 BYN). Точно такие же наказания уже существуют за воспрепятствование оказанию первой помощи и проведению спасательных операций, но из-за особенностей формулировок соответствующих статей их практически невозможно было применить в случае блокировки машины скорой помощи.
Литва
За непропуск полицейской, пожарной машин или скорой помощи с сигнальными огнями и сиреной предусмотрены денежные взыскания от €90 до €140 (311 — 483 BYN) с возможным лишением водительских прав на 2−4 месяца.
Сингапур
В интернете можно увидеть множество примеров того, как дисциплинированно разъезжаются по разные стороны дороги автомобили жителей других стран, как только они услышат звуки сирены. Чаще всего в пример приводят Германию. Однако самые суровые штрафы не в этой европейской стране, а в Сингапуре: там за непропуск машины оперативных служб водителю грозит штраф в 5 тысяч местных долларов (12,191 BYN) и тюремное заключение на шесть месяцев.
Германия
В стране правило спасательного коридора появилось в 1982 году, и здесь ему следуют по сей день. Однако не всегда и не все. Несколько лет назад на немецкой автотрассе А5 вблизи города Брухзаль произошла серьезная авария, которая повлекла за собой образование пробки, протяженностью 20 километров в одну сторону и 2 километра в другую. За то время, пока спасатели и правоохранители добирались до места ДТП, за непредоставление «коридора жизни» было оштрафовано более 100 водителей, на общую сумму более €23 000 (87 122 BYN).
Согласно немецким правилам, аварийный коридор должен создаваться при остановке движения (пробках), а не только во время проезда транспортных средств спасательных служб.
Также в октябре 2017 года в Германии были повышены штрафы за неустановление спасательного коридора. Ранее предусматривалось наказание в размере всего €20 (75 BYN), теперь приходится выкладывать из кармана от 200 до 400 евро (754 — 1508 BYN) в зависимости от последствий правонарушения.
В частности, немецким законодательством предусмотрены следующие штрафы:
- за несоздание коридора налагается штраф в размере €200 (754 BYN) и 2 штрафных балла;
- за несоздание коридора и блокировку машины скорой помощи налагается штраф в размере €240 (904 BYN), 2 штрафных очка и запрет на вождение в течение 1 месяца;
- за несоздание коридора в ситуации, которая может привести к угрозе жизни или здоровью, например, пожарного или пострадавшей стороны, налагается штраф в размере €280 (1055 BYN), 2 штрафных очка и запрет на вождение на 1 месяц;
- за несоздание коридора в ситуации, ведущей к материальному ущербу, налагается штраф в размере €320 (1206 BYN), 2 штрафных очка и запрет на вождение на 1 месяц.
Чехия
Эксперты этой республики подсчитали, что, если сократить срок прибытия скорой помощи к месту ДТП на четыре минуты (с 10 до 6), то шансы пострадавших на выживание увеличиваются на 40%. А потому начиная с октября 2018 года в стране вступили в силу поправки в закон о дорожном движении. Главной новинкой тогда стало то, что водители, подъезжая к пробке, обязаны встать и двигаться в ней таким образом, чтобы в любую минуту обеспечить беспрепятственный проезд автомобилей спасательных служб.
Какие штрафы предусматриваются за несоблюдение этого правила? 2000 крон (273 BYN), в случае административного разбирательства — 2500 (341 BYN). Однако здесь считают, что это маленькие цифры, а потому регулярно поднимают вопрос об увеличении штрафов.
Австрия
Здесь, как и во многих других европейских странах, действует правило спасательного коридора. Водители всех транспортных средств при образовании затора обязаны перестроиться на другую полосу движения для освобождения проезда экстренных служб. Кстати, штрафы тут одни из самых больших. Максимальное взыскание за несоблюдение правила составляет €2176 или 7521 BYN.
США
В Штатах дела обстоят не так радужно, как в Европе. Скорость приезда машины скорой помощи составляет 12–15 минут. В США водитель может получить срок за непропуск служебного автомобиля, если в результате его действий погибли люди. Поэтому даже в мегаполисах специальный транспорт проезжает, на удивление, быстро. Также в США проводятся информационно-агитационные мероприятия, которые позволяют донести до населения важность быстрого проезда служебного автомобиля. Все это позволяет снизить количество правонарушений и ускорить проезд транспорта со специальными сигнальными маяками.
В США самые громкие звуковые установки на автомобилях, около 130 Дб.
Беларусь
Все знают, что бригаду скорой помощи у нас можно вызвать бесплатно по городскому или мобильному телефону по номеру 103, а также при личном обращении на станцию СМП.
Нередко люди, вызывая неотложку, волнуются, путаются в мыслях. Однако очень важно быть собранным и максимально точно сообщить необходимую информацию. Вызывающий бригаду скорой медицинской помощи обязан сообщить: причину вызова; фамилию, имя, отчество, возраст больного; точный адрес местонахождения больного и его ориентиры, наиболее удобный подъезд к дому; основные жалобы больного; страдает ли человек хроническими заболеваниями, имеет ли осложнения; телефон и фамилию вызывающего бригаду СМП.
Все вызовы скорой медицинской помощи в Беларуси по приоритету делятся на экстренные, срочные и неотложные. Экстренный вызов передается бригаде СМП не позднее 4 минут с момента регистрации вызова, срочный — не позднее 15 минут, а неотложный — не позднее 1 часа. После чего бригада скорой помощи должна прибыть к пациенту в течение 15 минут в городе и 30 минут в иных населенных пунктах. Таким образом, время ожидания при неотложном вызове не должно превышать 75 минут в городе и 90 минут в иных населенных пунктах.
С каждым годом культура вождения в стране становится все выше и выше. Слыша звук сирены и видя проблесковые маячки, водители прижимаются к обочинам, сбрасывают скорость и всячески пытаются освободить дорогу. Исключением не являются и пешеходы. Видя подобный микс, они не имеют права переходить дорогу и обязаны предоставить приоритет. Для тех, кто игнорирует правила, предусмотрен штраф в размере от 2 до 10 базовых величин (от 80 до 400 BYN) с лишением права управления транспортными средствами сроком до одного года или без него.
17 октября 1910 года в Минске впервые ввели ночные дежурства врачей. Обслуживание больных было платным, стоимость одного вызова составляла от 20 копеек до 1 рубля. Несчастные случаи обслуживались бесплатно.