Помирит ли всех Трамп? Спросили у политолога
Переговоры в Москве длились пять часов — но, кажется, стороны ни о чем не договорились. Почему только кажется, корреспонденту «МП» рассказал директор Центра международных исследований БГУ Никита Беленченко.
— Я бы не говорил, что мирный план не сработал. В этой ситуации есть два ключевых момента. Первое — это сам факт, что мирные переговоры идут. Вашингтон пытается услышать российскую позицию и выработать общий план. Более того, он пытается услышать и позицию Киева. К сожалению, позиция Киева диктуется Евросоюзом, но в большей степени мирные переговоры идут.
Второй ключевой момент, по словам политолога, — «дипломатия любит тишину»:
— Важно, что после переговоров между Путиным и спецпосланником Президента США Уиткоффом нет никаких публичных объяснений. Соответственно, будет выработана общая позиция. И важно, что этот процесс не прекращен. Трамп очень четко сказал, что чем дальше отодвигается способность Киева вести мирные переговоры, тем меньше у него остается территории. Главный вопрос — это территории, готовность Украины вывести войска с этих 20% территорий, которые по результатам референдума де-юре принадлежат Российской Федерации.

Не менее важны вопросы безопасности: нейтральный статус Украины (не в составе НАТО), отсутствие на ее территории войск стран Запада или «коалиции желающих».
— Некоторые аналитики высказывают мнение, что Вашингтон отходит от активного вовлечения в поддержку Украины. То есть сейчас будет начинаться прокси-война не между Вашингтоном и Россией на территории Украины, а между Европейским Союзом и Россией на территории Украины, — продолжил эксперт. — Поэтому Президент с самого начала говорил (и эта позиция оставалась максимально ясна и правильна): необходимо разойтись, оставить точку размежевания, дальше разрешать вопросы и обсуждать свои позиции и прийти к какому-то общему знаменателю.
Что нужно ЕС?
Никита Беленченко подчеркнул также, что Евросоюз пытается получить от конфликта дивиденды:
— Соединенные Штаты подписали соглашение по редкоземельным металлам, получили 500 миллиардов (сумму, которую они затратили вооружение на территории Украины, через 5−10 лет вернут). Евросоюз такое соглашение не подписал. Затратили они в этом конфликте приблизительно такую же сумму. И вынужден стращать население, чтобы оно поддерживало их действия на территории Украины. Других планов у них нет, и другого врага у них нет. Они не могут просто отказаться от политического руководства и сказать «всё, мы были неправы, извините, пожалуйста, мы уходим».
От чего зависит успех переговоров

Политолог подчеркивает: для полного успеха переговоров необходимо, чтобы Россия согласилась с мирным планом, который был изначально анонсирован Вашингтоном. Важно также, чтобы этот мирный план был абсолютно удобен и для Украины:
— Если стороны вернутся к этому мирному плану, если Вашингтону удастся убедить Киев, что необходимо отказаться от позиций Европейского Союза, конфликт быстро закончится. И Вашингтон пытается Киев в этом убедить за счет коррупционных скандалов. Поэтому все зависит от позиции Киева и от позиции Европейского Союза по поддержке Киева.
Но главное, в чем убежден Никита Беленченко, белорусам можно не опасаться за свое мирное небо:
— Как ни пафосно это звучит, но у руля Александр Григорьевич. У него очень хорошие, ровные отношение с Владимиром Путиным. У нас есть устрашающий элемент для Евросоюза — тактическое ядерное оружие. И Евросоюз прекрасно понимает, что Александр Григорьевич до трех считать не будет.
Рекомендуем