Меню

«Доктрина Донро»: Трамп объявляет Западное полушарие зоной интересов США

«Доктрина Донро»: Трамп объявляет Западное полушарие зоной интересов США
Фото: AP, Getty Images, dvidshub.net

В недавнем заявлении Госдепартамента США было жестко подчеркнуто, что Западное полушарие объявляется исключительной зоной интересов Вашингтона. Это сообщение, опубликованное на официальной странице ведомства в социальной сети X, стало важным политическим сигналом, который вызвал шоковую реакцию со стороны европейских стран. В частности, это заявление может напомнить о колониальных амбициях европейских государств, таких как Великобритания, Германия, Франция, Испания и Португалия, которые исторически оказывали влияние на государства Западного полушария.

Трамп «усиливает» доктрину Монро в Венесуэле и Латинской Америке

Президент США Дональд Трамп заявил, что доктрина Монро, провозгласившая американский континент зоной, закрытой для вмешательства других держав, теперь переименована им в «доктрину Донро» и отметил, что «доктрина Донро — это доктрина Монро на стероидах». Трамп утверждает, что его администрация уже значительно превзошла цели, заложенные в этой внешнеполитической концепции. Он напомнил о важности доктрины Монро в контексте своей политики в отношении Венесуэлы, подчеркивая, что США не намерены допускать внешние угрозы и сохраняют лидерство в регионе.

Доктрина Монро была сформулирована президентом Джеймсом Монро в 1823 году и стала основой для геополитического доминирования США в Западном полушарии. Трамп, комментируя текущую ситуацию, подтвердил свои политические амбиции, выразив уверенность в том, что американские интересы в Венесуэле и других странах региона не должны подвергаться сомнению. Госсекретарь США Рубио отмел интересы в сырьевых ресурсах, заявив, что США достаточно обеспечены нефтью и не нуждаются в венесуэльских ресурсах, в отличие от Китая, России и Ирана, которые, по его мнению, имеют свои интересы в этом регионе.

Трамп также намекнул на возможность применения военной силы в Латинской Америке, указывая на проблемы с наркокартелями в Мексике и обвиняя президента Колумбии Густаво Петро в производстве кокаина. Он заявил, что ситуация в Колумбии требует вмешательства США, и что скоро можно ожидать операции с участием американских спецназовцев.

Кроме того, Трамп подчеркнул, что без венесуэльской нефти режимы на Кубе и Никарагуа не смогут устоять. Это заявление подразумевает возможность применения блокады и других силовых мер для достижения американских целей в регионе. В контексте этих угроз американцы использовали и провокационные методы, такие как публичный проезд арестованного президента Венесуэлы Николаса Мадуро по Нью-Йорку, что вызвало широкий резонанс и обвинения Вашингтона в «древнеримском триумвирате» — Мадуро демонстрировали, как военный трофей, публично унижая его под восторженные крики толпы, кричавшей: «Ты должен умереть!».

Последствия для региона и Европы

Таким образом, действия и заявления Трампа и его администрации демонстрируют решимость США укрепить свои позиции в Западном полушарии, что может привести к обострению отношений с рядом стран региона и вызвать ответные меры со стороны европейских держав. В условиях глобальной политической нестабильности, подобные действия Вашингтона могут иметь далеко идущие последствия как для стран Латинской Америки, так и для международной политики в целом.

Претензии на Гренландию: угроза для Дании и НАТО

Геополитические амбиции США нашли свое отражение и в разморозке истории с Гренландией. 5 января глава Белого дома заявил, что Евросоюз с точки зрения обороны нуждается в том, чтобы Штаты владели Гренландией. По его словам, корабли Китая и России уже окружают датский остров! Поэтому Гренландия и Дания могут стать следующими целями Трампа — датская военная разведка уже назвала США угрозой безопасности, что ранее было немыслимо для союзника по НАТО.

 Тема вокруг Гренландии — крупнейшего острова мира, который, из-за природных богатств и стратегического положения, опять стал объектом трамповских притязаний. Основной причиной этого интереса является расположение острова, находящегося к западу от Гринвичского меридиана и к востоку от 180-го, что попадает под действие доктрины Монро. Трамп, который в прошлом высказывал уверенность в возможность присоединения Гренландии к США, основывается на предположении о слабости Европы. Журналист Sky News Дебора Хейнс подчеркивает, что европейские страны, в том числе Великобритания, сильно зависят от США в вопросах обороны, что создает предпосылки для усиления американского влияния на Гренландию.

Издание Politico сообщает, что европейские эксперты и чиновники ожидают, что США могут предпринять шаги к установлению контроля над Гренландией в ближайшие месяцы, особенно в преддверии 250-летия независимости США в июле и промежуточных выборов в Конгресс в ноябре 2026 года. Вероятные методы могут включать не только военный нажим, но и «кампанию политического влияния», направленную на изменение существующего баланса сил. Это может проявляться в попытках подкупа местных политиков и усилении военного и гражданского контроля.

Среди обсуждаемых вариантов действий США — предложение Гренландии Договора о свободной ассоциации (COFA), который исторически использовался для небольших стран Тихого океана. Этот договор позволял бы американским вооруженным силам свободно действовать на территории Гренландии, а взамен предоставлял бы финансовую поддержку, оставляя внутреннее самоуправление за островом.

Британская газета Times выделяет четыре возможных сценария для получения контроля над Гренландией. Первый вариант — применение военной силы и захват острова. Второй — экономическое давление, когда Вашингтон может попытаться выкупить Гренландию у Дании и сделать крупные инвестиции в её экономику. Третий вариант включает заключение Договора о свободной ассоциации, аналогичного соглашениям с другими островными государствами. Четвертый путь — оставить Гренландию под датским контролем, но значительно увеличить американское военное присутствие и наладить сотрудничество в области разработки месторождений полезных ископаемых.

Заместитель главы администрации США Стивен Миллер даже поставил под сомнение легитимность датского контроля над Гренландией, что вызвало резкую реакцию европейских лидеров. Министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль напомнил, что Гренландия, являясь частью Дании, подпадает под защиту НАТО. Премьер-министр Дании Метте Фредериксен отметила, что любые агрессивные действия США против члена НАТО приведут к разрушению альянса и существующей системы безопасности.

Заместитель главы администрации США Стивен Миллер

Исторический контекст и текущие планы по Гренландии

Напомним, что интерес США к Гренландии не нов — после Второй мировой войны Вашингтон уже пытался приобрести остров, но получил лишь право на создание авиабазы. Исторически Гренландия стала протекторатом США после подписания соглашения с датским послом в 1941 году, что обеспечило размещение американских войск на острове. С тех пор США неоднократно высказывали желание приобрести Гренландию, и эти предложения становятся всё настойчивее.

На текущий момент, как сообщает The Economist, Белый дом готовит условия для заключения с Гренландией Договора о свободной ассоциации, что может означать «возвращение» острова под протекторат США. В этом контексте стоит отметить, что Трамп, назначив специального посланника по Гренландии, губернатора Луизианы Джеффа Лэндри, явно настраивает общественное мнение на возможность референдума о присоединении Гренландии к США. Это первый вдумчивый подход Трампа к решению вопроса Гренландии, выходящий за рамки привычного бахвальства и пустословия.

Таким образом, ситуация вокруг Гренландии остаётся крайне напряжённой и многослойной. Геополитические амбиции США, зависимость европейских стран от американской защиты и исторические контексты создают уникальную ситуацию, в которой будущее Гренландии может оказаться под вопросом. Вопрос контроля над островом не только в его ресурсах, но и более широких стратегических интересах в Арктическом регионе, что делает его актуальным в рамках глобальной политики США.

Довольно показательной выходкой отметилась супруга советника президента США Стивена Миллера Кэти, которая опубликовала в соцсети Х карту Гренландии, где остров окрашен в цвета американского флага. Свою публикацию она сопроводила одним словом «soon» (в переводе с английского — «скоро»), тем самым намекнув на планы США захватить Гренландию.  Генсек НАТО Марк Рютте на фоне американских претензий на датский остров начал истерить, заявляя, что территория острова полностью открыта к размещению дополнительных военнослужащих США и в НАТО существует единая позиция по вопросам безопасности в Арктике и «участие США в регионе считается обоснованным».

Военные базы США в Латинской Америке

Несомненно, выпады Дональда Трампа, полные самоуверенности и граничащие с гротеском, вызывают ассоциации с патологическим поведением. Однако в его риторике прослеживается определенная логика, отражающая агрессивную внешнюю политику США. И действия Вашингтона в отношении Венесуэлы, где был проведен «трюк» с похищением Николаса Мадуро, демонстрируют стремление Соединенных Штатов к жесткому контролю над всем Западным полушарием. Эта политика прямо заявляет о том, что страны региона должны подчиняться интересам США, а любое инакомыслие или попытка самостоятельного развития будут жестоко подавлены. Такая позиция США вызывает серьезную озабоченность даже у европейских союзников. США больше не главный союзник Евросоюза, заявил Жозеп Боррель: «Мы переживаем еще одну главу реальность, которая все яснее дает нам понять, что мы должны обеспечить нашу защиту своими собственными средствами», — считает бывший верховный представитель ЕС по иностранным делам.

Существование военных баз за пределами США всегда отражало интервенционистскую политику Вашингтона, направленную на поддержание американского доминирования. Военное присутствие США в Латинской Америке является важным элементом стратегии гегемонии, реализуемой через «Сеть сетей» под управлением Южного командования. По заявлению секретаря Совбеза РФ Н. Патрушева в 2024 году в Латинской Америке насчитывалось более 70 военных баз США. Наибольшая концентрация военных баз наблюдается в таких странах как Гондурас, Колумбия, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Эквадор. Особое внимание Пентагон уделяет Центральной Америке и Карибскому бассейну, что обусловлено географической близостью и влиянием региона на США.

Ключевыми элементами американской военной инфраструктуры в регионе являются Объединенная оперативная группа-Браво в Гондурасе, база в Гуантанамо на Кубе и Межучрежденческая целевая группа в Ки-Уэст, Флорида. Вашингтон всегда рассматривал Кубу как угрозу своим интересам, особенно в контексте ее влияния на Венесуэлу и Никарагуа. Колумбия, в свою очередь, укрепляет свои позиции как ключевой партнер США (правда, вскоре после проведения в Каракасе операции по захвату Мадуро, Трамп на пресс-конференции рекомендовал президенту Густаву Петро «быть осторожнее»), активно наращивая военные расходы и развивая отношения с НАТО.

Военные базы США в Латинской Америке классифицируются на «базы операций», «небольшие военные базы» («кувшинки») и «финансируемые базы». Кроме того, существуют «неподтвержденные оперативные базы», не афишируемые ни американским, ни местным правительствами. Примером может служить база в Неукене (Аргентина), появившаяся после обнаружения крупного месторождения нефти компанией YPF.

По мнению секретаря Совбеза РФ Н. Патрушева, США стремятся привести к власти в странах Латинской Америки подконтрольных лидеров, чтобы использовать экономику этих стран в интересах американских корпораций. США также планируют усилить военное присутствие в регионе под предлогом борьбы с наркокартелями, создавая авиабазу в Эквадоре и расширяя использование военных объектов в Панаме и Пуэрто-Рико. Военное присутствие США в Латинской Америке вызывает неоднозначную реакцию среди местных правительств и населения. С одной стороны, сотрудничество с США в борьбе с наркотрафиком и организованной преступностью представляется выгодным, особенно для стран с ограниченными ресурсами. С другой стороны, опасения по поводу суверенитета, вмешательства во внутренние дела и потенциальной дестабилизации региона только усиливаются, особенно после военной операции в Венесуэле. Военные эксперты часто указывают на то, что военные базы США используются для продвижения геополитических интересов США, а не для реальной борьбы с преступностью.

Пиратская стратегия Трампа и выход из организаций

«Стратегия Донро» реализуется не дипломатическими демаршами и экономическими альянсами, а методами, больше напоминающими пиратские набеги. Это эдакая политическая «охота за сокровищами», где в роли добычи выступают суверенитеты и независимость стран Латинской Америки (и не только). Тем более, что Трамп подписал меморандум, предписывающий выход США из 66 международных организаций! Меморандум предписывает всем исполнительным департаментам и агентствам США прекратить участие и финансирование 35 организаций, не входящих в систему ООН, а также 31 структуры ООН! А какое обоснование? Пресс-служба Трампа комментирует так: они больше не служат американским интересам, продвигают радикальную климатическую политику, глобальное управление и идеологические программы.

Совершенно очевидно, что такая тактика не приведет к построению устойчивой и предсказуемой системы. Напротив, она порождает хаос и усиливает нестабильность в мире. Но, похоже, долгосрочные последствия мало волнуют Трампа, который мыслит категориями краткосрочной выгоды.

Главная цель — «победа любой ценой» на грядущих выборах в Конгресс. Республиканцам нужны свежие победы, пусть даже завоеванные пиратскими методами. И в этой игре Трамп готов пожертвовать не только международной репутацией США, но и стабильностью всего региона. Актуализируется и более фундаментальный вопрос — о реальных границах защищённости политических лидеров в условиях современной гибридной политики, где уязвимости выходят далеко за рамки классической силовой безопасности.

А 3 января 2026 года — день, когда маска «миротворца» окончательно слетела с Трампа, обнажив истинное лицо колонизатора, стремящегося к единоличной власти и готового ради нее на любые авантюры. И теперь вопрос лишь в том, насколько далеко он готов зайти в своей пиратской стратегии и какие последствия это будет иметь для всего мира.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59