Меню

Герой Советского Союза Михаил Баранов: ас неба Сталинграда с 24 сбитыми самолетами

Герой Советского Союза Михаил Баранов: ас неба Сталинграда с 24 сбитыми самолетами
Фото: из открытых источников

На фронтовых фотографиях молодой советский летчик, любимец 183-го истребительного авиационного полка. А после воздушного боя 6 августа 1942 года, в котором ему удалось сбить 4 самолёта противника, Михаил Баранов стал известным и всей стране. 20-летний парень внешне совсем не похож на грозного для врага воздушного бойца, но в воздушных боях Михаил Баранов преображался, становился лётчиком, прекрасно владеющим самолетом, отличным воздушным стрелком и умным тактиком в схватках с врагом. Известно, что за ним специально охотились немцы, но сбить его им так и не удалось…

Вот как писал о нем исследователь истории авиации в годы Великой Отечественной войны, журналист Олег Каминский.

«Среди тысяч советских асов истребительной авиации есть один совершенно уникальный летчик, который прославился в 1942 году, в дни тяжелейших сражений за Сталинград. Ещё бы! Ведь к тому времени на его счету числилось 24 личные воздушные победы, в том числе четыре из них он одержал в одном бою! Кроме него, никто из «сталинских соколов» не имел тогда таких достижений. Самое поразительное, что на вид этот летчик был не солидным, умудренным многолетним опытом ветераном, а самым обыкновенным худеньким 20-летним мальчишкой. Среднего роста, с веселой, мальчишеской улыбкой на веснушчатом лице, он был чрезвычайно скромным и даже застенчивым по натуре. Меньше всего в нём виделся грозный воздушный боец, тем не менее, паренек был виртуозным лётчиком, мастером воздушной стрельбы, имел звание старшего лейтенанта и был заместителем командира эскадрильи. Звали его Михаил Баранов».

Сильный летчик и умелый командир

С первых же дней Великой Отечественной войны Михаил Баранов вступил в ожесточенные бои с фашистскими захватчиками на Южном фронте в составе 183-го истребительного полка.

Командуя звеном, Баранов уже в первых боях показал свой «ленинградский характер», как говорили о нем летчики. Фашисты ожидали здесь, как и в покоренных ими странах Европы, легких побед, но Михаил Баранов водил в бой своих летчиков так удачно, что за первые два месяца не потерял ни одного воздушного бойца, ни одного самолета своего звена. Такой исход боев был в те, первые месяцы войны, очень большой удачей, и за Барановым прочно закрепилось определение «сильный». А еще сильный летчик Михаил Баранов был и умелым командиром.

7 ноября 1942 года — 25-ю годовщину Октябрьской революции Михаил Баранов встречал с особым душевным подъемом: в канун праздника, 5 и 6 ноября, он был награжден сразу двумя орденами Красного Знамени. И как бы в ответ на эти награды Родины, уже 8 ноября Баранов уничтожил еще один «хейнкель» и один «мессершмитт». Это произошло так.

Во время штурмовки позиций противника Михаил Баранов увидел вражеский самолет-корректировщик. Выйдя из атаки, он набрал высоту и устремился на него, а сблизившись, Баранов несколькими короткими очередями зажег вражескую машину, и она стала беспорядочно падать. Затем, уже возвращаясь с задания, Михаил обнаружил ниже себя и несколько в стороне четыре «мессершмитта». Используя элемент внезапности, Михаил Баранов сумел сразу подбить один «мессер», и тот ушел со снижением. Но, три других Me-109 атаковали самолет нашего смельчака-летчика и нанесли ему повреждение. Почувствовав, что самолет серьезно «зацепило», Баранов сумел выйти из боя, оторваться от немцев и на поврежденной машине он все же пересек линию фронта и благополучно произвел посадку на своем аэродроме.

Вот как писалось после этого боевого эпизода в листовке Политического управления Южного фронта:

«Молодой лётчик N истребительного авиационного полка младший лейтенант Баранов славится в своей части как бесстрашный воздушный боец. Только за последние пять месяцев младший лейтенант совершил более ста боевых вылетов, причем 62 из них на штурмовку фашистских войск.

Обладая высокими лётными качествами, младший лейтенант Баранов не раз добивался в воздушных боях победы над численно превосходящим противником. Однажды во время штурмовки тов. Барановым был замечен немецкий корректировщик «Хеншель-126». Советский лётчик несколькими меткими очередями сбил фашиста. На обратном пути он встретил четыре «Мессершмитта-109».

Пользуясь преимуществом в высоте, тов. Баранов смело пошёл на врага. С первой же атаки он зажёг один «Мессершмитт» и продолжал бой с остальными. В этом бою машина нашего лётчика была повреждена. Всё же он мастерски перетянул повреждённый самолёт за линию фронта и благополучно произвёл посадку.

Восемь фашистских самолётов за короткий срок сбил тов. Баранов».

В феврале 1942 года он стал заместителем командира эскадрильи, и тогда-то особенно ярко проявилось его тактическое мышление и умение грамотно руководить боем, будучи ведущим больших групп самолетов.

Михаил Баранов навязывал врагу свою тактику и технику боя, а его любимым маневром было заставить противника вести бой на фигурах пилотажа, стараясь поставить противника в такое положение, когда тому не остается ничего другого делать, как искать способы выхода из боя. И тогда-то, когда обессиленный враг пытался покинуть поле боя, Михаил Баранов и уничтожал его. 

Свой почерк имел Баранов и в штурмовых атаках наземных вражеских позиций: его штурмовки отличались стремительностью атак на объекты противника. В том же феврале 1942 года фронтовая газета писала о бое, в котором старший лейтенант Баранов показал высокое искусство наносить штурмовой удар по врагу:

«Напав звеном на колонну противника, двигавшуюся по шоссе, Михаил с товарищами уничтожил пятнадцать автомашин, несколько танков, повозок и около сотни солдат».

Были у Михаил Баранова и дни особенно напряженные, когда приходилось делать до шести боевых вылетов в сутки. Как- то в мае сорок второго, во время очередного боевого вылета, Баранов обнаружив большое скопление самолетов на вражеском аэродроме, он повел свою группу на обнаруженную цель, и одной атакой наши истребители сожгли восемь вражеских самолетов. А вернувшись в расположение своего полка, Михаил Баранов предложил повторить налет на вражеский аэродром, при этом он лично детально разработал план уничтожения аэродрома противника, составил расчеты групп штурмовиков и прикрывающих их истребителей и, добившись утверждения плана командованием, сам повел на штурмовку. Скрытно и точно привел он группу штурмовиков, прикрываемую его истребителями, к вражескому аэродрому, а когда зенитные орудия стали обстреливать наши самолеты, Баранов с пикирования подавил их огнем своих пушек, что позволило штурмовикам прицельно отработать. В результате этой атаки противник потерял двадцать самолетов, а двадцать первый самолет был сбит Михаилом Барановым в воздухе. И 12 августа 1942 года Михаилу Дмитриевичу Баранову было присвоено звание Героя Советского Союза. К началу 1943 года, когда он сражался в небе Сталинграда, по количеству сбитых самолётов капитан Михаил Баранов стал первым в списке лучших летчиков- асов Красной Армии. На его боевом счету было 24 самолёта, которые были сбиты в воздухе, и еще 6 — уничтоженных на земле. И это без учёта побед, одержанных в групповых боях. Кроме того, им было уничтожено много вражеской техники и живой силы на земле.

А 13 августа 1942 года о подвигах летчика-истребителя Михаила Баранова сообщала главная советская газета «Правда»:

«Старший лейтенант Михаил Баранов — выдающийся лётчик — истребитель. На днях только в одном бою он сбил 4 немецких самолёта. Последний вражеский самолёт он протаранил».

Подвиг летчика Михаила Баранова в августе 1942 года

6 августа сорок второго года о Михаиле Баранове узнала вся страна. В тот день Совинформбюро сообщило: «Командир звена 183-го истребительного авиационного полка 8-й воздушной армии старший лейтенант М. Д. Баранов, возглавляя группу патрулировавших над переправой через Дон самолетов, вступил в бой с двадцатью пятью истребителями противника. В первой атаке Баранов сбил один самолет противника. Затем атаковал подошедшие бомбардировщики врага, подбил один из них и принудил совершить посадку в расположении советских войск. В ходе боя Баранов заметил, что немецкие истребители атаковали советских штурмовиков. Баранов немедленно пришел им на помощь и сбил еще один вражеский самолет. Израсходовав боезапас, он пошел на таран и плоскостью своего самолета нанес удар по хвостовому оперению вражеской машины. Та рухнула на землю. Баранов спасся, выбросившись с парашютом».

Позднее, посвящая подвигу Михаила Баранова большую статью под названием «Самолет двадцати четырех звезд», известный советский писатель П. А. Павленко так рассказывал в ней:

 «При подходе к цели группа Баранова заметила четыре Ме-109, атакующие нашу пехоту. План боя родился мгновенно. Баранов и сержант Савинов вдвоем сбивают один Ме-109. Второй фашист атакует Баранова. Лейтенант Юдин, выручая командира, сжигает самолет атакующего врага. Два уцелевших «мессершмитта» уходят. И тотчас же, без передышки, завязывается второй бой: большая группа вражеских истребителей и бомбардировщиков нападает па три наших самолета. Соотношение сил в пользу противника. На одного Баранова приходится пять Ме-109 и семь Ю-88. Он сбивает два истребителя, а когда иссякают боеприпасы, таранит третьего. Самолет немца и самолет Баранова падают почти одновременно. Баранов выбрасывается с парашютом и под прикрытием своих благополучно достигает земли. Один час этого последнего воздушного боя стоил немцам девяти истребителей и одного бомбардировщика».

Весьма интересно и важно, и прежде всего своей объективностью, мнение о подвиге Михаила Баранова известного советского лётчика — истребителя Бориса Ерёмина, который заявил:

 «На заключительном этапе войны многие наши известные асы в одном бою сбивали по 2 и даже по 3 вражеских самолёта. Но это даже для того времени было редкостью, а что говорить о лете 1942, когда противник был на редкость силён и держал в своих руках инициативу. Тогда это было настоящим подвигом! Не случайно из тех, кто начал воевать с первых дней войны, в лётном составе уцелели буквально единицы. В массе своей до Победы дожили те лётчики, которые начали воевать уже в 1943 году и позднее».

И очень справедливым было заглавие листовки Политичекого управления Сталинградского фронта о подвиге летчика Михаила Баранова — «ОРЛИНОЕ СЕРДЦЕ»!

О Михаиле Баранове устами маршала авиации, Героя Советского Союза Ивана Пстыго

«В те дни загремела, я не боюсь этого слова, зажглась звезда боевой славы заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Михаила Дмитриевича Баранова. С нами рядом воевал их 183-й истребительный авиационный полк. Мы подолгу стояли на одних аэродромах. И Баранов нередко сопровождал меня во время боевых вылетов. Он защищал нас, штурмовиков, от истребителей противника преданно и умело.

Среднего роста, с виду не богатырь, с веснушками на лице, Баранов был чрезвычайно скромным и даже застенчивым человеком. Сбив истребитель противника, пытавшегося атаковать штурмовиков, вечером, обычно за ужином (столовая у нас была совместной), Михаил нередко просил подтвердить свою работу. Мы всегда это выполняли с охотой и воодушевлением. Как же красиво пилотировал истребитель Баранов! Да и с вражескими самолётами он дрался красиво.

В одном из полётов на обратном пути от цели домой нам попался немецкий связной самолёт Fi-156 «Шторх» — нечто вроде нашего У-2. Мы решили сбить его, сделали несколько заходов, но всё неудачно. «Шторх» маневрирует, да и летит себе. Баранов наблюдал эту картину и передаёт по радио:

— «Горбатые», отойдите-ка в сторону и смотрите, как бьют эту дрянь!

Мы отошли, а Михаил устремился в атаку и открыл огонь. «Шторх» сразу же вспыхнул и сгорел на земле…

Потом мы долго на досуге обсуждали этот случай. Я любопытствовал у Михаила, а он меня учил — как грамотно брать упреждение, куда целиться и многим другим своим профессиональным «тайнам» воздушного боя. Школа Баранова пригодилась, пошла в прок.

Михаил всегда умел завоевывать тактическое превосходство над противником, даже если тот имел численное преимущество. Его выражение: «Истребитель не считает противника, а бьёт его» — стало крылатым. К концу августа 1942 года Баранов имел уже на боевом счету 24 сбитых самолёта противника. Это был, конечно, большой мастер своего дела, настоящий ас!

Жизнелюб по натуре, отменный певун и плясун, он люто ненавидел врага и, бывало, говорил: «Сколько раз увижу фашиста — столько раз и убью гада!». А ведь добрейшей души был человек. Помню, в июле — августе 1942 года, во время боёв за Сталинград, многие беженцы и местные жители, не успев перебраться в тыл, прятались с детьми по землянкам. Смотрим, Михаил раз, другой откладывает часть завтрака или обеда, заворачивает в бумагу и подается к землянкам.

Заглянули и мы следом. Оказалось, целый месяц Миша подкармливал, спасая от голода, мать с тремя малышами… Стали, и мы урезать свой паёк, поставив эту семью на довольствие «.

Гибель Героя и память о нем

Беда пришла 17 января 1943 года, когда Михаил Баранов погиб во время тренировочного полета на самолете Як-1, только полученного с завода. Причины авиационной катастрофы остались не выясненными…

Гибель Михаила Баранова была потрясением для полка и всей 8-й Воздушной армии, любимцем которой он был.

«Беспредельно тяжёлая гибель нашего Героя, — указывалось в приказе по авиационным полкам 268-й ИАД, — призывает нас к ещё большей боевой выучке, к непримиримой ненависти к врагу до полного его уничтожения. Дела твои славные, товарищ Баранов, достойные преданного сына нашей Родины, будут записаны золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны, страна, народ их никогда не забудут. Молодое поколение будет воспитываться на примере твоего мужества, беспредельной преданности Родине и ненависти к врагу».

Пройдут годы и останки Героя Советского Союза гвардии капитана Михаила Дмитриевича Баранова будут перезахоронены, его могила войдёт в архитектурно — скульптурный мемориальный ансамбль, открытый на Мамаевом кургане в Волгограде в ознаменование Великой Победы советского народа над фашистской Германией.

О подвиге Героя рассказывают экспонаты Волгоградского музея обороны. Именем Баранова была названа улица в городе Котельниково Волгоградской области, а в городе Сланцы Ленинградской области установлена в его честь мемориальная доска.

В городе Котельниково Волгоградской области также есть памятник Михаилу Баранову, одному из величайших летчиков Великой Отечественной войны. По инициативе рабочих паровозного депо, и на их средства, на Привокзальной площади, на месте братской могилы погибших при освобождении города Котельниково воинов и летчика, Героя Советского Союза — Баранова Михаила Дмитриевича, были установлены в 1946 году два памятника.

На одном — массивном, в виде куба, на четырехугольном постаменте с выступами, наверху стоял металлический макет танка. Рядом стоящий похожий памятник был увенчан пятиконечной звездой и огорожен. Это памятник летчику-истребителю, Герою Советского Союза Михаилу Дмитриевичу Баранову.

Осенью 1957 года на том месте был поставлен величественный памятник, в центре — скульптурная группа — застывшая в горе мать, сидящая у бездыханного тела сына–воина. Скульптор — Лазюк Валентин Константинович.

За основу была взята картина художника Боголюбского «Скорбящая мать». В центральной части монумента фигура матери, оплакивающей сына. Она обняла погибшего сына и погрузилась в безграничную скорбь. Проститься с погибшим другом пришли однополчане. Один встал в почетный караул возле приспущенного знамени, с оружием в полном боевом облачении, а другой, склонив голову, в скорбном молчании припал на колено. 

Слева от композиции на пилоне металлическое барельефное изображение ордена Отечественной войны. Над ним надпись: «1941», под ним лавровая ветвь. Под скульптурной композицией, на выступе, надпись: «Слава павшим героям». На левом пилоне, окаймленном лавровым венком, под склоненным знаменем и дубово-лавровым венком металлическая мемориальная доска с надписью: «Герой Советского Союза гвардии капитан Баранов Михаил Дмитриевич. 1921–1943». На правом пилоне такая же мемориальная доска, в центре — изображение танка в дубово-лавровом венке на фоне 2-х склоненных знамен. Надпись: «Здесь похоронены доблестные войны гвардейского Котельниковского танкового корпуса, павшие в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1942». Их имена: гвардии полковник Ротмистров П.Л.; гвардии старший лейтенант Михайлов А.П.; гвардии младший лейтенант Пийцук Н.В.; гвардии младший политрук Петров Н.П.; гвардии младший политрук Поляков М.Д.; гвардии рядовой Кравченко Г.А.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59