Станет ли Гренландия 51-м штатом США?
Провернув незаконную операцию по захвату лидера Венесуэлы, американский президент опять начал вести рассуждения о том, что неплохо было бы взять под контроль Гренландию, являющуюся автономной территорией в составе Королевства Дании.
Вброс или инсайд?
Если во время своего первого президентского срока Трамп рассуждал о возможности покупки острова у Дании, то сейчас говорит о других возможных вариантах, включая силовой. Общественное мнение США, видимо, готовят к различному повороту событий вокруг Гренландии. Бывшая сотрудница Белого дома в первой администрации Трампа Кэти Миллер даже позволила себе опубликовать в соцсети Х Гренландию, раскрашенную в цветах американского флага с комментарием «Скоро». С учетом того, что госпожа Миллер является супругой нынешнего достаточно влиятельного советника президента США Стивена Миллера, можно предположить, что вброс в Х – инсайд, тем более, что сам советник Трампа в интервью CNN заявил, что фактически озвученная, точнее, нарисованная, точка зрения относительно перспектив острова – «официальная позиция» администрации Белого дома. Как именно над автономной территорией Дании установят контроль американцы, Миллер не сказал, но отметил: «Гренландия должна быть частью США. Даже нет нужды думать или говорить об этом в контексте военной операции. Никто не будет воевать с США за будущее Гренландии».
Доводы Трампа
4 января в своем интервью Трамп не отрицал, что Гренландия «совершенно точно» нужна США. Несколькими часами позже, на борту своего самолета, он сначала отмахнулся от вопроса журналиста о Гренландии, но затем стал более откровенен и произнес пространный спич.
Суть его в следующем. Гренландия находится в окружении российских и китайских военных кораблей, поэтому контроль над островом попадает в сферу национальных интересов США, ибо Дания и весь Евросоюз с этим не справляются. Подробнее поговорить о Гренландии Трамп пообещал через 20 дней.
Реакция из Гренландии и европейских столиц
Премьер-министр Гренландии Йенс-Фредерик Нильсен, ответил американцам, что автономная территория была «близким и лояльным другом США на протяжении поколений и брала на себя ответственность за безопасность Северной Америки», поэтому риторика Вашингтона «абсолютно неприемлема». В соцсетях премьер высказался более конкретно: «Между друзьями нет места угрозам, давлению и разговорам об аннексии…. . Довольно. Никакого больше давления. Никаких намеков. Никаких фантазий об аннексии».
Премьер-министр Дании Метте Фредериксен заявила, что слова американского президента, «к сожалению, следует принимать всерьёз… Если США решат атаковать другого члена НАТО, все закончится, а именно «закончится» сам альянс и система безопасности, которую он обеспечивал в период после Второй мировой войны».

6 января лидеры Германии, Италии, Франции, Великобритании, Испании Польши и Великобритании, скооперировавшись с премьер-министром Дании, опубликовали «Совместное заявление о Гренландии», в котором напомнили о существовании договора 1951 года между Данией и США о совместной обороне Гренландии, принципов Устава ООН о суверенитете и территориальной целостности. Документ завершили словами о принадлежности Гренландии «своему народу», а вопросы острова должны решать Гренландия и Дания.
Трамп говорит — разведка, вице-премьер и бизнес работают
После инаугурации Трампа последовали не только разговоры и заявления. Некоторые американские издания, ссылаясь на анонимные источники, писали, что американская разведка усилила сбор данных о Гренландии. Шпионов интересуют движение за независимость острова и отношение населения к добыче природных ресурсов американцами. Делается это с целью идентификации людей, готовых поддержать американские цели в отношении Гренландии.
Тайный сбор информации дополняется публичными действиями. Так, весной прошлого года Гренландию посетил вице-президент Джей Ди Вэнс в сопровождении сына президента Дональда Трампа-младшего, заявивший, что ждет независимости Гренландии от Дании, а в самом конце года президент Трамп сделал бизнесмена Тома Дэнса, организовавшего вояж на остров Вэнса, главой американской комиссии по исследованию Арктики. Среди прочего, о Томе Дэнсе известно, что он отметился финансовой поддержкой самого распиаренного поклонника Трампа в Гренландии Йоргена Боассена.

В Копенгагене напряглись не зря?
В самом конце ушедшего года Служба внешней и военной разведки Дании в своем ежегодном отчете впервые назвала Штаты потенциальной угрозой для безопасности страны, а неназванные датские чиновники в материале издания The Atlantic поделились информацией о том, как власти Королевства видят дальнейшее развитие событий: Трамп объявляет в собственной соцсети, что Гренландия находится под протекторатом США, чему Дания и Евросоюз противостоять не смогут.
Издание в своем комментарии отмечает, что подобный сценарий всё более вероятен на фоне захвата президента Венесуэлы, а бывший посол США в Дании Руфус Гиффорд, работавший в Копенгагене при Бараке Обаме, предположил, что изменение статуса Гренландии может стать разменной монетой на переговорах Вашингтона с Брюсселем о гарантиях безопасности Украине.
На фоне всего информационного шума, наиболее громким заявлением стало одно из последних заявлений пресс-секретаря Белого дома Кэролайн Левитт о том, что «приобретение Гренландии – национальный приоритет США в сфере безопасности», а «президент и его команда обсуждают разные варианты для достижения этой важной внешнеполитической цели, и, разумеется, возможность использовать американских военных всегда остается в распоряжении верховного главнокомандующего».