Меню
Мядельский райисполком

Концлагерь, обвинения в измене Родины и оправдание. Судьба Николая Захарчука

солдаты
Фото: из открытых источников

По большому счету, Великая Отечественная война для Николая Захарчука началась в августе 1942 года, когда он, имеющий боевой опыт, после обучения на краткосрочных офицерских курсах, в воинском звании младшего лейтенанта принял на фронте командование стрелковым взводом.
Ныне ни для кого не секрет, что по боевым меркам в Великую Отечественную войну командиры стрелковых взводов, когда их подразделения участвовали в боях, жили, бывало, даже не дни или недели, а как кому повезет, часто всего несколько атак… Это именно им надо было поднять своих бойцов в атаку, увлечь за собой. Ибо без их командирского, личного броска первыми под шквальный огонь врага не было и побед в боях. А ведь и враг был не дурак, отчетливо понимающий роль командира, и именно по ним — взводным и ротным — велся прицельный огонь. Но Николая Захарчука изменчивая военная судьба хранила больше года, хотя воевал он не просто храбро, а можно сказать, и отчаянно.

В сентябре 1943 года уже старший лейтенант Николай Захарчук, командуя усиленным взводом 615-го стрелкового полка 167-й стрелковой дивизии, особо отличился в боях за Днепр. Его взвод переправился на остров в районе села Вышгород и очистил его от противника, успешно отбив контратаки немцев. Затем был бой в районе кирпичного завода, и в тех ожесточенных боях старший лейтенант Захарчук был тяжело ранен и попал в плен, его же считали погибшим. Поэтому отправили родным похоронку, а самого его представили к званию Героя Советского Союза посмертно. В наградном листе говорилось:

— Ст. лейтенант Захарчук 26.9.43 года, собрав рыбацкие лодки, первым со своим взводом форсировал р. Днепр в районе дачи академика Богомольца и сразу же вступил в бой на острове, что вост. Вышгорода. На острове ст. л-т Захарчук своим взводом отразил 3 контратаки противника и уничтожил свыше 50 гитлеровцев. В ночь на 29.9.43 года, перейдя вброд старое русло, вступил в бой в районе кирпичного завода, что севернее Вышгорода, и своим взводом отбил 6 контратак с во много раз превосходящими силами противника. В ожесточенном бою ст. лейтенант Захарчук пал смертью храбрых. Достоин посмертного присвоения звания Герой Советского Союза.
И 10 января 1944 года старший лейтенант Николай Максимович Захарчук был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. Он же остался жив, но попал в немецкий плен. 

О трагизме случившегося с героем

Тогда же никто не сомневался в геройской гибели взводного Николая Захарчука. Во фронтовом приказе Военного Совета 1-го Украинского фронта от 10.01.44. 112-я строка посвящена именно ему: «Захарчук Николай Максимович, ст. лейтенант (погиб), ком. взвода 615 стр. полка 167 сд».
Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отличившимся бойцам и командирам 1-го Украинского фронта званий Героя Советского Союза подписан председателем М. Калининым и секретарем А. Горкиным, и датирован этим же числом. В том списке было 382 солдата и офицера Красной Армии. На следующий же день наградной Указ был опубликован во всех центральных газетах Советского Союза, и вскоре жители деревни Новый Кавдык и всего Ялуторовского района, что в Тюменской области Российской Федерации, получили весть о мужестве и беспримерном героизме своего земляка, а матери Героя государство будет выплачивать пособие, правда, лишь до тех пор, пока по решению Военного Трибунала ее сын Николай Захарчук не станет именоваться «изменником Родины». Что тогда и как пережила мама Николая Захарчука, представить невозможно, ибо это на грани человеческих сил. 

А в это же самое время Николай Захарчук уже находился в немецком плену, в шталаге 367, под номером 13766. И такое горькое совпадение: 18 ноября 1943 года, в тот день, когда генерал Голиков подписал на имя Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина представление к присвоению Николаю Захарчуку высшего знака отличия — звания Героя Советского Союза, в фашистском лагере на него была составлена личная карточка советского военнопленного…
Думается, что никто, кроме самого Захарчука, а он никогда и не распространялся, не имел правдивой информации о его пребывании в плену ( а это немалый срок — вплоть до апреля 1945 года, прим.), известно лишь, что пережить, как и всем нашим советским военнопленным, ему было невероятно тяжело. Но есть основания утверждать, что Захарчук, чтобы не просто выжить, а попробовать нанести вред ненавистному врагу, согласился на мнимое сотрудничество, и был направлен немцами для подготовки его в качестве диверсанта в абвершколу «Сатурн». Неизвестно, как бы сложилась его судьба, но к его счастью, в «Сатурне» под личиной немецкого инструктора действовал опытный советский разведчик, имевший связь с Центром. Более того, знавший, как Захарчук попал в плен, и открывшись тому, в лице Захарчука заимел надежного помощника, чтобы агенты фашистского «Сатурна», после их заброски в тыл Красной Армии, оказывались в руках нашего СМЕРШа.

А потом, в апреле 1945 года, их дороги разошлись: кадровый разведчик, выполняя очередное задание, покинул абверовскую школу, а Николай Захарчук был передан советской стороне союзниками, в чьей полосе наступления оказалось место расположения «Сатурна». И Военный Трибунал 5-й запасной стрелковой дивизии, а затем и Смоленского военного округа, рассматривающий дело Захарчука, объявил ему приговор по статье как изменнику Родины, в виде 10 лет исправительно-трудовых работ, лишив звания старшего лейтенанта и боевых наград. 

И отправился Николай Захарчук валить лес в Архангельскую область. Каким-то образом ему все же удалось дать знать о себе разведчику, которому он содействовал и помогал в абвершколе, тот оказался человеком порядочным, и 24 мая 1947 года приговор Военного Трибунала в отношении Николая Захарчука был отменен Военной коллегией Верховного Суда СССР, с прекращением дела и освобождением его из-под стражи. Этим же решением ему возвращались и воинское звание и заслуженные награды, и он вернулся в Новый Кавдык. В архивах сохранилось письмо Захарчука одному из однополчан, датированное августом 1948 года:

— Это письмо я пишу из родного дома. Наконец я оправдался. Оправдался с возвращением всего старого, будет все оформляться через Новосибирский военный округ. Пожалуй, вручат все на месте. Должны дать бесплатную путевку на курорт. Недавно был в Москве, все выяснил. Дома положение не очень важное, но пока я им помочь ничем не могу — за 2,5 года, что несправедливо был осужден, сейчас ничего не платят.

Но жизнь в Новом Кавдыке не заладилась, так как реабилитированный Военной коллегией Верховного суда СССР Николай Захарчук еще долго находился «под колпаком» компетентных, как тогда говорилось, органов. И в 1949 году он выехал в деревню Кукушки Исетского района, где устроился на работу в детдом, а в феврале 1950 года уехал из Сибири на жительство на историческую родину — в Украинскую СССР. Остановился Николай Захарчук в селе Тывров Тывровского района Винницкой области, в 1952 году к нему на жительство перебралась и мать. Впоследствии, до самой своей кончины, Николай Максимович жил в Киеве, не забывая и Сибирь, приезжая туда. Но настоящая реабилитация, возвращение доброго имени Николая Захарчука там, в Тюменской области, откуда он уходил на фронт, произошла лишь в 2006-м году, когда его фамилия появилась на стеле Героев земли Тюменской в областном центре. Но произошло это уже лишь после его смерти…

О еще одной трагедии в жизни Захарчука

Несмотря на свой лагерный срок, отнявший немало физических и моральных сил, Николай Максимович Захарчук крайне остро переживал распад Советского Союза. Как и многие фронтовики, проливавшие кровь за большую общую страну, Николай Захарчук, уверен, понимал все катастрофические последствия этой трагедии.

В одном из его писем в апреле 1995 года, в адрес Музея памяти декабристов в городе Ялтуровске Тюменской области, с сотрудниками которого Николай Захарчук поддерживал теплые отношения, явственно чувствуется его острая душевная боль: 

— Осталось менее месяца до празднования 50-летия Победы, но никакой подготовки не ведется. Обещают выделить «милостыню» героям аж в сумме 500 тысяч купонов, это на две бутылки водки и 0,5 кг средней стоимости колбасы. Вот и все, что мы завоевали. Какие будут праздничные мероприятия, пока неизвестно, но уже видно, что для нас ничего хорошего не будет. Погода у нас осенняя, в феврале было теплее, и как-то и на душе тоже осеннее, слякотное настроение. Но будем крепиться, так как следующей такой даты для меня уже не будет.

Пророческие слова.

Товарищ Захарчука, фронтовик Алексей Салганский, по случаю 70-летия Николая Максимовича в 1993 году посвятил ему стихотворение, вроде и шуточное, праздничное, оно было озаглавлено словами «Славный воин Чингачгук, но славнее Захарчук». Но в нем очень точно было передано тогдашнее настроение ветеранов Великой Отечественной войны:

Войны такой, как мы ломали, 

Ни предки, ни враги не знали, 

А кто случайно жив остался, 

Тому тяжелый путь достался. 

И возвращаясь к подвигу

Надо обязательно сказать огромное спасибо легенде журналистики Тюменской области, кстати, уроженцу белорусского Гомеля, Рафаэлю Гольдбергу-Гуревичу. Это он, заслуженно удостоенный звания Почетного журналиста Российской Федерации, посвятил свою книгу «Неизвестные известные герои» фронтовикам с непростыми, часто трагическими, как у Николая Захарчука, судьбами.

Именно Рафаэлю Гольдбергу-Гуревичу удалось восстановить картину подвига Николая Максимовича Захарчука и его боевых товарищей:

— Что же в действительности происходило там, на правом берегу Днепра? Сначала на днепровском островке, а потом у кирпичного завода? Спросить самого Захарчука мы уже не можем. Но сохранилась в его архиве газетная вырезка с опубликованным много лет спустя рассказом одного из тех, кто сражался за кирпичный завод в Вышгороде, был ранен и выжил.

«… Одни еще только огибали песчаную косу, а другие уже дрались с немцами за небольшой островок на великой славянской реке…»

Взвод Николая Захарчука высадился на островок. Очистили островок и, перейдя речушку Коноплянку, завязали бой у кирпичного завода. К исходу 29 сентября 1943 года в живых остались Захарчук, Реузов и Лиманский.

Гитлеровцы беспрерывно атаковали. Трое отважных заняли круговую оборону. Попрощались. Захарчук, бросая гранату, на миг выпрямился и, как подрезанный, тяжело упал. Вот и Реузов убит. Бруствер окопа завален трупами фашистов… Лиманский увидел перед собой с десяток гитлеровцев, метнул последнюю гранату, потом упал, и всё потонуло в нахлынувшей темноте…
 

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59