Меню
Мядельский райисполком

Психолог рассказала, как определить синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Дети с СДВГ
Фото: Анастасия Аквилова и из открытых источников

Импульсивность, неусидчивость, невнимательность, забывчивость и трудности с самоорганизацией у ребенка — все это может быть признаком синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Его выявляют примерно у 6,5% маленьких белорусов. Причем у мальчиков встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

СДВГ относится к расстройствам центральной нервной системы. Если его не корректировать в детстве, он может значительно повлиять на качество жизни взрослого человека. Порядка 70% детей при отсутствии должного лечения и коррекции переносят его в подростковый возраст. Во взрослом возрасте проявления СДВГ могут сохраняться примерно у 50% людей.

На заре жизни

Первые симптомы СДВГ начинают проявляться еще в трехлетнем возрасте: ребенок не может усидеть на одном месте больше двух-трех минут, занятиям, требующим усидчивости, предпочитают шумные, подвижные игры, может быть многоречивым, перебивать, к вечеру ему трудно успокоиться.

Однако тут очень тонкая грань: важно такое поведение не перепутать с возрастным кризисом. Поэтому для диагноза СДВГ важно, чтобы симптомы проявлялись минимум шесть месяцев и в двух местах (детский сад, дом, игровая площадка и др.).

Ольга Полянская

По словам психолога и нейропсихолога Ольги Полянской, диагноз СДВГ ставят, когда ребенку 6-7 лет. Важно, что поставить диагноз может только психиатр.

— Почему важен доктор? Психологи и нейропсихологи не могут поставить диагноз, они только предполагают и направляют к психиатру, который делает заключение. Это связано с тем, что СДВГ важно дифференцировать с другими расстройствами, такими как тревожные расстройства, умственная отсталость и другими, — рассказывает специалист.

В подростковом возрасте СДВГ может проявляться не только в трудностях самоорганизации или успеваемости. При неблагоприятном развитии у подростков могут наблюдаться различные формы асоциального и девиантного поведения, включая агрессивность, алкоголизм и наркоманию. Важно, кто станет для такого ребенка «значимым» взрослым.

У взрослых симптомы проявляются в рассеянности, проблемах с концентрацией внимания, трудностью с планированием дел, соблюдением временных рамок, контролем поведения. Ввиду этого они могут часто менять работу или даже семью.

Необходимо отличать активных детей от детей с СДВГ. У первых вся деятельность направлена на какую-то цель. Они могут успеть сбегать к бабушке, сделать уроки, прочитать книжку, сходить на футбол, потом поиграть с другом. После этого у них еще и вечером будут силы. У ребенка с СДВГ активность нецеленаправленная, то есть непонятно, зачем он прыгает, бегает, машет ногами, ходит кругами, качается на стуле и т.д.

Спусковой крючок

В 80% случаев СДВГ связан с генетическими особенностями. Важно понимать, что это не один спецефический ген, а набор различных генов, которые проявляют себя тем или иным способом. Например, ген, отвечающий за обмен дофамина, будет регулировать чувствительность к получению удовольствия, работу системы вознаграждения и может проявляться в высокой импульсивности и нетерпимости.

Важную роль в появлении СДВГ играют также факторы протекания беременности и родов, ранние повреждения ЦНС в следствии приема матерью алкоголя, курения, перенесенного инфекционного заболевания, а также гипоксия, ишемия, энцефалопания новрожденных и др. 

Выделяют также социально-психологические причины. Сами по себе они не вызывают СДВГ, но они могут либо выраженно его проявить, либо сгладить. Здесь важно влияние социума на ребенка: в какой семье он воспитывается, какие требования предъявляются, есть ли семейные правила и т.д.

— Здесь речь идет не только о семьях, где родители пьют. Высокие требования, гиперопека также могут проявить синдром более выраженно, — акцентировала внимание Ольга Полянская.

Как лечить

В лечении СДВГ важен комплексный подход. В первую очередь, при необходимости, психиатр подбирает препараты. Дальше обязательно должна быть работа с нейропсихологом и психологом. Важно понимать, что протекание синдрома будет зависеть от того, какие социально-психологические условия вокруг ребенка.

Дети с СДВГ нуждаются в индивидуальном подходе и поддержке. Педагоги должны научиться быть для них друзьями, поддерживать и помогать, а не отсаживать на заднюю парту и навешивать ярлыки. Учитывая трудности в моторике, важно вначале снижать требования к чистоте письма и акцентироваться на правильности.

— Важно понимать, что это ребенок с диагнозом. Когда мы смотрим на малыша с поломанной ногой, мы не можем заставить его пробежать 500 метров, потому что мы четко видим, что он это сделать не может. Когда мы видим перед собой ребенка с СДВГ, внешне это никак не проявляется, мы не можем заглянуть к нему в мозг и увидеть, что там что-то работает не так. Поэтому нам кажется, что это нормальный ребенок. И мы не понимаем, почему мы к нему должны относиться как-то иначе. Но если мы этого не видим, это не значит, что этого нет. И по этой причине мы не можем требовать от этого ребенка такой же самоорганизации, усидчивости, внимательности как от других детей. Им трудно длительное время придерживаться четкой инструкции, поэтому родители и педагоги должны не нервничать от этого, не кричать на таких детей, а наоборот оказывать поддержку. Никакой повышенный голос или любимый папин ремень не поставят на место те структуры мозга, которые работают как-то не так, — рассказала специалист.

По словам Ольги Полянской, детям с СДВГ тяжело быстро переключаться с деятельности на деятельность, поэтому их надо заранее предупреждать, сколько времени осталось до конца определенной задачи. Это необходимо для того, чтобы дети были готовы к тому, что сейчас придется выполнить новое задание.

— Важно понимать, что для таких детей движение — это компенсаторная стратегия, поэтому важно давать таким детям возможность реализовывать двигательную активность. Например, в школе во время уроков, в определенные моменты можно давать им эспандеры либо игрушки-антистрессы, чтобы они могли сжимать их, — подчеркнула специалист.

Точки над «i»

Вопреки ошибочному мнению, что у детей с СДВГ много энергии, на самом деле это не всегда так. Часто это легко истощаемые ребята, которые для того, чтобы компенсировать истощение и включить себя энергетически в жизнь, движутся.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59