Ушла на фронт. Рассказываем о героическом подвиге санинструктора Зои Азарх

Советские девушки и женщины — участницы Великой Отечественной войны, наши героини. Сколько их, известных и безымянных, прошло тяжкими дорогами войны? Сколько не вернулось? За время Великой Отечественной войны орденами и медалями были награждены около 150 тысяч женщин-воинов Красной Армии, партизанок и подпольщиц. Более 90 женщинам было присвоено звание Героя Советского Союза.
Самую многочисленную категорию женщин непосредственно на передовой линии фронтов Великой Отечественной войны составляли санинструкторы. Откуда у них, часто хрупких, невысокого роста, хватало сил вытаскивать под огнем десятки раненых, каждый из которых был гораздо тяжелее самой санинструкторки?

Далеко не каждому мужчине это было под силу. А они, наши девушки и женщины, справлялись! И гибли наравне с бойцами и командирами. Даже символ «Красного креста» не спасал их от пуль врага.
Для меня лично медицинские работники времен Великой Отечественной войны — это и моя мама, Черноголовко Любовь Евдокимовна, военный фельдшер, младший лейтенант медицинской службы, которая выхаживала раненых в госпиталях.
И сегодня, в дни празднования 80-летия Великой Победы, вспоминаются такие пронзительные строки фронтовой поэтессы Юлии Друниной:
«Целовались, плакали и пели.
Шли в штыки. И прямо на бегу
Девушка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
Мама! Мама! Я дошла до цели…
Но в степи, на волжском берегу,
Девушка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.»
Сегодняшнее повествование будет посвящено памяти Азарх Зои Наумовны (19.07.1921 — 22.03.1942), фронтового санинструктора, воевавшей в 371-м стрелковом полку.
Война в судьбе студентки Зои Азарх
Зоя родилась на Волге, в Горьком, 19 июля 1921 года. В 1938 году поступила в Московский институт истории, философии и литературы, знаменитый ИФЛИ. Писала стихи и прозу. Судьба рукописей Зои, к сожалению, неизвестна.
4 июля 1941 года вместе с другими студентами Зоя Азарх выехала в Смоленск на строительство оборонительных сооружений, так началась для нее Великая Отечественная война.
Из воспоминаний о Зое Азарх ее студенческой подруги Анны Серых:
«Я закончила первый курс ИФЛИ. 4 июля мы в новеньких автобусах поехали на строительство оборонительных сооружений. Стоял прекрасный солнечный день, и никак не укладывалось в сознании, что началась война. В этих автобусах мы ехали по залитому солнцем, широкому и красивому Минскому шоссе — казалось, на экскурсию, а не навстречу войне. К середине дня мы приехали на берег Днепра под Смоленск. Автобусы остановились на большой живописной поляне, высадили нас и повернули обратно в Москву… Мы рыли окопы и противотанковые рвы. Рядом с нами работали студенты МГУ и других вузов. В шалаше я жила вместе с Зоей Азарх, Зоей Тумановой и другими девушками. Эти Зои были старше меня и по возрасту, и по курсу, но мы очень дружили. Фашисты заметили нас… и начали беспокоить. Вскоре начались бои за Смоленск, и нам пришлось отступать вместе с армией. Никогда не забудется эта трагедия народа: отступающее население, в смятении покидающее свои дома, ревущие коровы, кричащие дети — эти картины невозможно забыть. А сзади прикрывающая народ отступающая армия. Отступали мы в ясный, солнечный день. Нас накормил рисовым супом с мясом, и мы двинулись в сторону Москвы. Не могу сказать, помогли ли наши укрепления задержать врага, но думаю, что помогли. Как я потом убедилась, на войне даже снежный окоп защищает от смерти. Под обстрелами и бомбежками мы шли из-под Смоленска через Духовщину, Сафоново, Издешково обратно в Москву. Ночевали больше в сараях. Запомнилась ночь с 21 на 22 июля, когда мы ночевали в большом сарае, доверху заполненном сеном. Всю ночь летели тяжелые фашистские бомбардировщики на Москву. Это был первый налет на Москву. Обратно они летели быстрее, сбросив свой смертоносный груз на Москву и Подмосковье, частично досталось и нам. Среди ясного, солнечного дня фашистские стервятники сбрасывали оставшиеся бомбы и гранаты на нас с небольшой высоты. Мы прятались под стоявший у дороги подбитый танк или под теленка. Большинство из нас побежали в высокую рожь, чтобы укрыться от бомб. Это было наше первое боевое крещение…»
Вернувшись в институт, Зоя Азарх после занятий поступила на ускоренные курсы медсестер. О её готовности уйти в Действующую армию написала газета «Вечерняя Москва» в номере от 21 октября 1941 года: «Девушки заканчивают курсы медсестер. Зоя Азарх также работала на трассе (строительство укреплений — прим. автора). Сейчас она ждет, когда её направят на фронт медицинской сестрой».
В середине октября 1941 года в составе рабочего батальона Краснопресненского района Москвы Зоя Азарх добровольцем ушла на фронт. Она была телефонистом 3-го стрелкового батальона 1-го стрелкового полка 3-й стрелковой дивизии. Из боевой характеристики на Зою Азарх от 25 декабря 1941 года:
«Инициативна, с работой телефонистки справляется хорошо, хорошо дисциплинирована. Политически и морально устойчива. По состоянию здоровья вполне справится с работой медсестры. Службу в РККА вполне оправдывает.»
Затем, в боях на Северо-Западном фронте, Зоя Азарх участвовала в качестве санинструктора 371-го стрелкового полка 130-й стрелковой дивизии. Она воевала смело, самоотверженно спасала раненых бойцов и командиров. В бою 17 марта 1942 года, спасая раненых, Зоя Азарх получила сквозное ранение в области позвоночника. С поля боя её вынесли не сразу, и к ранению добавилось обморожение обеих кистей рук.

Зоя скончалась 22 марта 1942 года в госпитале в городе Фурманове Ивановской области.
О скромной памяти героине
Долгие годы имя Зои Наумовны Азарх не было увековечено на воинском мемориале в городе Фурманове. Однако в 2018 году на монументе воинских захоронений были установлены памятные доски в честь воинов, умерших в госпиталях города Фурманова во время Великой Отечественной войны, и имя Зои Азарх теперь начертано там.
Жители и гости Фурманова, проходя мимо братских могил, могут отдать дань памяти этой вечно молодой девушке, пожертвовавшей своей жизнью во имя свободы и счастья нас, нынешних.
У подножия памятника на военном мемориале в Фурманове начертаны такие клятвенные слова:
«Вечно живущие, смерть победившие, память о вас никогда не умрет!»
И важно!
В Фурмановском госпитальном списке поступивших на излечение в графе «Каким РВК и какой областью призван» напротив имени Зои Наумовны Азарх стоит одно слово: «Добровольно».
Помните!
Через века,
через года — помните!
О тех, кто уже не придет никогда — помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся — помните!
Какою ценой завоевано счастье — пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет — помните!
О тех, кто уже никогда не споет — помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли — о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда — заклинаю — помните!
Роберт Рождественский: памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны.
Рекомендуем

