Меню

Куда пропал легендарный музей авиационной техники в Боровой?

Музей Боровая
Фото: pristalica.by

В 2009 году в деревне Боровая открылся первый в Беларуси музей авиационной техники. Он бы не появился, если бы не большое желание и усилия начальника Минского аэроклуба ДОСААФ им. дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца Николая Мочанского. Жители Минского района наверняка не раз ходили туда на экскурсии вплоть до осени 2023 года – музей временно перестал работать из-за переезда. Узнали, где теперь размещается техника.

Музей Боровая

Появился в пристоличье уникальный музей, первый и единственный в стране, в конце 90-х.

– Идея зародилась в 1998 году, когда я пришел в Минский аэроклуб. В то время очень активно проводилось сокращение авиационной техники, на это было жутко смотреть. Я обращался во многие структуры, чтобы все-таки сохранить хоть что-то, но везде получал отказ, – рассказывает Николай Петрович. – Тогда решил собирать авиационную технику на аэродроме в Боровой, чтобы ее не уничтожили. А дальше время покажет…

Так летчик начал свозить никому не нужную авиационную технику в Минский аэроклуб. Первое разрешение  на перевозку четырех бортов было дано постановлением Совета Министров в январе 2001-го. Тогда новый дом обрели Су-17, Як-28, МиГ-25 и вертолет Ми-8.

Изначально Николай Мочанский планировал собирать технику в Мачулищах, однако командующий ему отказал. Так он основал музей в аэроклубе в Боровой. С этого пустого поля в Боровой все и начиналось

Самолеты, вертолеты Николай Петрович собирал на авиационных базах, в пионерских лагерях, учебных авиационных центрах, да и просто в городах, не только белорусских. У каждого судна – своя судьба.

Если в 2009 году в музее было 25 самолетов, то в нынешнем посетителям будет представлено уже 47 экспонатов

– Один самолет из Бреста. Раньше в нем было кафе, потом музей, потом он вообще горел, и стоял, догнивал. Местные жители негодовали, что я хочу его забрать, митинги даже устраивали, писали записки и клеили их на самолет. Я им отвечал: мы отремонтируем, отреставрируем, потом вернем. Нельзя его было в таком состоянии держать, просто груда металла! – вспоминает летчик-инструктор 1-го класса авиации ДОСААФ. – А вот самолет МиГ-19 забирали в Минской области у бомжей. В нем жили пять  человек. Сторговались за два ящика водки осенью и два ящика вина весной.  

Тележки для  загрузки самолетов арендовались в Смоленске. Для вывоза частей воздушных судов снимались столбы под троллейбусы

Отслуживший в Афганистане МиГ-21 Николай Мочанский забрал у директора колхоза Николая Данилевича. Три года шли переговоры. Взамен оказали содействие в поставке экспериментального сельхозкомбайна.    

Музей авиационной техники переехал на аэродром Липки в черте столицы

Сейчас там полным ходом идет строительство новых павильонов, кафе, облагораживается прилегающая территория.

Николай Мочанский рассказывает, что будет представлено в павильонах

Лесной массив площадью 6 га будет использован под центр по военно-патриотическому воспитанию молодежи и зону отдыха. Там установят беседки, обустроят веревочный городок, скалодром, тир, полосу препятствий, волейбольную площадку, лазертаг. Обновленный музей заработает этой осенью.

Представленная техника ранее была на вооружении белорусской армии в том числе
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59