Посылы Купалья. В чем смысл народного праздника

Египетская Александрия — была центром эллинского мира. У нас, восточных славян появилась своя. Шкловская Александрия. И здесь без преувеличений. И легенд про «папарать-кветку». Реальность драматичнее. И от нее не укроешься легендарным цветком. Но вот как раз свою веру и культуру, свои «легенды ды паданні» пришло время отстаивать. Такая она мультикультурная жизнь — предтеча постчеловечества. Праздник один — суть многогранная.
Неужели в центре Европы продолжают гореть костры языческого «Купалья?» Нет. Нет. Не про то смыслы. Хотя уже в средневековье костры Купалья были безобиднее костров инквизиции просвещенной Европы. Из темноты веков до нас дошли лишь земледельческие мотивы. Любовь к родной земле. Ни с этого ли начинается родина? Поэтому, якобы языческая традиция — это расцвет сил природы, в христианские нарративы. По порядку. Не пей воды из чужого колодца. Купалье это расцвет сил природы. Апогей цветения. Точка силы.
Раньше вся жизнь наших предков зависела от Неба и Земли. Урожая. Сейчас ведь тоже в век микрочипов 3D принтеры не накормят. Поэтому Запад интересует зерновая сделка, а не например айтишная. Да и «зерно» биотехнологий — в зерне. На БНБК расскажут подробнее. Но мы в гущу событий, в самый яркий и загадочный праздник наших предков. Купалье!
Оно учило любить землю. Не только как плодородный слой. Как Землю. Где зарыта твоя пуповина, где ты из рук мамы сделал первый шаг в жизнь. Неважно если потом облетишь эту Землю на борту под номером один — все равно — это твоя точка опоры. И кто ее не утратил, тот никогда не станет змагаром, космополитом, слугой чужих интересов. Кто не забыл звук косы по утренней росе, кто босыми ногами чувствует каждый камушек по тропинке до дедового источника, тот никогда не предаст себя, свои идеалы и свою Родину.
Наш Президент не предаст. Потому что после больших саммитов — на подзарядку — на малую Родину.

«Наш фестываль таксама ўвасабляе каштоўнасць гістарычнай памяці. Памяці пра сваё слаўнае мінулае, пра тое, што Беларусь — наша зямля. I карані нашы — старажытныя. Гэтую сувязь стагоддзяў мы адчуваем тут асабліва востра. І менавiта тут мы разумеем каштоўнасць нашага культурнага кода. У ім з самага пачатку былi закладзены імкненне беларусаў да справядлівасці, высокая маральнасць і патрыятызм. На такіх прынцыпах пабудавана і развіваецца сёння наша нацыянальная дзяржава».
А не потому ли наша Беларусь сохранила свою чистоту, что память о малой Родине — возведена в ранг госполитики. Потому что весь наш управленческий истеблишмент не забыл вкус деревенского детства. Не заморские завозные элиты. А свои. Из народа. Который не забывают.
Президент напомнил всем какими словами надо обращаться к землякам. Словами благодарности.
«Вы знаете, что мое сердце принадлежит этому уголку Беларуси. Здесь мое место силы. Этот край, люди, которые в нем живут, научили меня любить свою страну и свой народ. И я не устану благодарить свою малую родину за проведенные здесь счастливые годы детства и моей юности. За ту энергию, которой и сегодня питает меня эта земля. И я готов делиться ею со всеми вами».
Александрия не просто грандиозный праздник. Это маяк памяти. Маяк верности: роду, родне, Родине. Не отдаляться от природы и родной земли. Никакой политики. Типа «зеленых», гринписов и прочих НКО не надо. Надо просто помнить Купалье в белорусской Александрии. Никакой политики. Это философия жизни.

Когда люди рядом и близки к своим корням и традициям. Тогда и радуются. В столичных бутиках я таких радостных лиц не встречал. Диву больших столиц и огромных сцен порадовал аист. Зара так не стесняясь сказала об этом. Да, Беларусь страна аистов и семейных гнезд. Под крыльями Александрии вечные ценности — не это ли самый важный мессидж праздника в белорусском агрогородке. Александрия — это напоминание вечных ценностей. Уважать труд. Хлеб насущный и духовный. А еще понимание — от чужого не насытишься. О празднике на берегах Днепра. Дальше — глубже.
«Александрыя збірае сяброў» — это про вечную славянскую дружбу. Днепр связал. Водным торговым путем и водами Крещения. 80 тысяч гостей праздника. Говорим не о странах — говорим о континентах. Зимбабве теперь тоже с нами. Это Вам не фестиваль гондол. Мы знаем куда плывет наша река жизни. В будущее.
Куплаье — это еще и про рождение. Про жизнь. Их ирландский Хэллоуин, испачканный американской наживой — о смерти. Цивилизация смерти и нечисти. Наше Купалье — о жизни. Если гадают ради забавы теперь — то о ЗАМУЖЕСТВЕ. Не то, что те учителя мира — попутали берега. Не сбиться нам помогают огни купальских костров Александрии. У фестиваля радости и здравого смыла еще одна миссия. Глобальная. С этого года точно.
Посыл миру наш Первый озвучил на белорусском языке.
«Нам штодзённа спрабуюць навязаць так званыя ўніверсальныя каштоўнасці. Але ж яны не для нас. Глабальная дзяржава будучага — гэта ўтопія. Свет ніколі не будзе монакультурным. Няма такой ідэі, дзеля якой усе нацыі адмовіліся б ад сваіх этнічнай гісторыі, ладу жыцця і традыцый. Тым больш сёння, калі мы бачым, як руйнуюцца лёсы цэлых народаў, якія бяздумна сякуць карані дрэва сваёй гісторыі, непакояць магілы продкаў, змагаюцца з помнікамі. Мы бачым гэта і разумеем, што без нацыянальнай годнасці няма і не можа быць волі, суверэнітэту, павагі і бяспекі. І зараз, калі ў свеце працягваецца барацьба за захаванне менавіта каштоўнаснай асновы дзяржавы, сапраўды незалежныя нацыі робяць усё, каб зберагчы свой самабытны лад жыцця. Народы аб’ядноўвае не культура адмены, а дыялог культур. У гэтым галоўны сэнс нашага свята. Вось тое, што натхняе нас на развіццё. Штогод Александрыя запрашае сяброў з усяго свету дзеля міру і стварэння!»
Не понятно, чего было больше. Ярких номеров или вкусных локаций. Но не это главное. Тут готов рецепт мира.
«Если мы будем везде, на каждом метре нашей Беларуси вести вот так — по-хозяйски, гостеприимно, благоразумно, будем приветствовать наших родных, друзей и даже тех, кто ошибся, но будут приезжать к нам с добрыми намерениями, — у нас в стране будет мир, — сказал Президент. — Как только мы начнем крошить и ломать, как только мы себя вознесем на небеса и будем там, а внизу, нам будет казаться, что это народы второсортные, — начнется война».

Это была очень душевная речь Первого. И программная.
А что бывает у Лукашенко по-другому? Как может быть у человека по-другому, если его сердце продолжает пылать огнем любви и памяти родного дома. Не это ли «кветка-папарать»? Мы ее нашли. Она цветет на родных просторах. Крепко держим ее в руках. Пытаются вырвать. Силы зла. И это уже не легенда. Но их конец предрешен. Их время до восхода Солнца Правды на Востоке. Расцветает. Как на Купалье.
Рекомендуем


