Меню

От бандформирований — к суицидникам. Старые герои новой Польши

Фото: из архива «МП», «Новая газета» и из открытых интернет-источников

Пока поляки рисуют на картах фантомное Междуморье, специалисты из США еще в далеком 1991 году сформировали вполне реальную Вышеградскую группу. После развала Чехословакии в нее вошли два новых государства — Чехия и Словакия, а также Польша и Венгрия.

На первый взгляд, союз объединяет ужа и ежа: страны не только воевали друг против друга во Вторую мировую, но и умудрились поделить между собой территорию — Польша при сдаче Чехословакии в 1938 аннексировала промышленную часть Силезии. Тем не менее, Вышеградская группа была искусственно создана американцами, чтобы организовать противовес объединенной ФРГ, и с этого момента старшие товарищи начали искать общие идеологические точки соприкосновения четырех стран, чтобы преодолеть негатив Второй мировой.

Как можно догадаться, речь идет об антикоммунизме и русофобии, поэтому страны официально объединяет общая тема «советской оккупации» и «борьбы с тоталитарным режимом», а главными точками соприкосновения Польши и Чехии являются события в Чехословакии 1968 года и польская «Солидарность». После Крыма, а тем более с началом СВО ненависть к русскими снова начали надувать: так, к 55-летию пражских событий (и заодно — к польским выборам) в Польше вышла биография Рышарда Сивца — это бухгалтер польского совхоза, который поджег себя на стадионе в Варшаве во время молодежного праздника и умер в больнице от ожогов.

Интересно, что известные протестные самосожжения в Чехословакии начались позже, в 1969 году со студента Яна Палаха, и впоследствии эти действия повторило около 20 чехов. Получается, что хронологически Сивец был первым, однако только с момента образования «Солидарности» этот случай начал трактоваться как пример антисоветского сопротивления. Про самого Сивца, если верить изданной биографии, известно, что он был верующим католиком (непонятно, почему в таком случае решился на суицид), вырос во Львове, был участником Армии Крайовой, после войны работал бухгалтером. Со слов семьи, слушал польское «Радио Свобода», и под впечатлением «голосов» решился на суицид.

Мягко говоря, история выглядит не совсем убедительно, тем более, что очевидцы тогда посчитали Сивца просто выпившим или сумасшедшим, смысла акта никто не понял, и до 1981 случай не был известен оппозиции и считался бытовым. Только через 13 лет, со слов семьи, в нелегальной литературе появились подробности о Сивце, а в 1990-е годы были обнародованы документы польской службы безопасности: в частности, в портфеле у Сивца было найдено 29 листовок, а домой он отправил письмо о суициде, которое перехватили.

Для католической (и реально верующей Польши) суицид — однозначно осуждаемое явление, но здесь более важен контекст, мол, смотрите, как много у нас общего с чехами. Тем самым на уровне идеологии пытаются перекрыть позорный 1938 год и сговор с Гитлером при вводе войск. Напомним, Польша тогда отказалась пропустить Красную армию на помощь Чехословакии, а Франция своих союзнических обязательств не выполнила. Но вот прошло всего 30 лет, и поляки уже в прямом смысле горели за чехов.

Понятно, что чем дальше в прошлое уходит Польская народная республика, тем больше в польском пантеоне появляется и сомнительных героев, начиная от незаконных формирований, которые уничтожали этнические белорусские группы, и заканчивая случаями, которые трактуются как политическая жертва, протестный суицид. Но давайте подумаем, как вообще могла работать схема с суицидами в советском обществе?

По оценке ВОЗ, каждый восьмой житель планеты имеет психические заболевания (хотя, конечно, смотря что ими считать — на западе огромный легальный рынок антидепрессантов, которые прописывают вполне здоровым людям). Тем не менее, даже по официальным оценкам РФ, около 3% российского населения стоит на психиатрическом учете (5-6 миллионов человек), примерно столько же в процентном отношении — в Беларуси с разного рода расстройствам, от психиатрии до алкогольной зависимости. Самое популярный у медиков психиатрический диагноз — шизофрения, потому что поломка мозга всегда очевидна, но не всегда понятно, что конкретно случилось с человеком, и ставят шизофрению. Опасные проявления лечат общим торможением, успокоительными.

Теперь добавьте к этому постоянному количеству граждан сезонные факторы — например, осень-весну, добавьте факторы бытовые, типа пьянства и наркотиков, которые усугубляют проблемы с психикой, добавьте проблемы в личной жизни и на работе, которые неизбежно возникают у такой категории, добавьте возрастные изменения (тому же Сивцу было 66 лет), а еще — слом международной обстановки и массовые процессы, которые затрагивают все общество, типа мобилизации, ввода войск в другое государство, массовых протестов. Когда и вполне здоровые люди впадают в истерику, что уже говорить о категории больных, которые в ряде случае просочились мимо учетов. Одновременно в условиях войны обычно происходит слом социальной системы, в том числе медицины, и такой человек оказывается один на один с собственными проблемами. Кто-то, конечно, уходит в религию, но помогает не всем и не всегда, наоборот, психоз принимает псевдорелигиозные формы. Эти люди могут слушать, а могут не слушать условную «Радио Сво**ду», где им скажут, что делать, но в условиях болезненной и искаженной картины мира — это запал, который надо только зажечь.

Многие, наверное, задавались вопросами, на кого рассчитаны сайты, типа украинского «миротворца», где с 2014 года выкладывали адреса и маршруты перемещения лиц, которых открыто предлагалось убить. Ведь если на человека реально готовится покушение, любая разведка будет это, наоборот, скрывать. Здесь же речь о своего рода «неводе», широкой сети, которую забрасывают из расчета, что найдутся психи-одиночки, которые совершат преступление. То есть даже если вы понимаете, что иностранное государство не имеет сил и средств вам что-то сделать, и вы в принципе не интересный никакой разведке — вы обычный учитель, руководитель, милиционер, артист, кто угодно — расчет на то, что случайным образом на вас выйдут какие-то сумасшедшие, асоциальные или истероидные личности в психозе. Только цифры: условно, если 10 000 человек о вас узнают из публикации, то 3% с расстройствами от этого числа — это 300 человек. Расчет на то, что они попробуют вас выследить, причинить какой-то вред или будут писать угрозы — и это без учета тех, кто делает то же самое сознательно и цинично, работая на зарплате.

По такой схеме были организованы базы данных, типа «карателей Беларуси», где, кстати, основной упор делался на семью и детей, то есть лиц, которые сами не могут за себя постоять. То же самое они пытаются повторить на будущих выборах. Но что делать, если в государстве обеспечен правопорядок, а спецслужбы держат все внутренние группы под контролем?

Такая ситуация была характерна, например, для СССР и стран соцлагеря, где было невозможно создать устойчивые подпольные организации. Поэтому ставка делалась на одиночек-диссидентов (а иногда сумасшедших, очень часто эти категории совпадали), а с начала 1960-х годов американские специалисты начали разрабатывать формы радикального индивидуального протеста (типа терроризма), которые бы вызывали общественный резонанс даже в закрытых системах. Как можно догадаться, все самые громкие инфоповоды связаны со смертью человека, и со времен ввода войск в Чехословакию и вплоть до украинского Евромайдана и других цветных революций ничего не поменялось. Нужна сакральная жертва, «небесная сотня», пантеон мертвых героев, культ смерти, а еще лучше — групповой суицид. Так в свое время раскрутили Яна Палаха, и после пражских событий его действия начали копировать такие же неустойчивые лица, то есть была абсолютно сознательно запущена цепь самосожжений.

Надо ли пиарить в СМИ и книгах таких героев? Любой психиатр вам скажет, что не стоит. Белорусская пресса в принципе мало пишет о суицидах, потому что каждая такая публикация оборачивается новыми проблемами. А вот американские старшие товарищи это делали абсолютно цинично и расчетливо. То же самое сейчас делает польская правящая партия — их реальный рейтинг в районе 30-35%, но они запугивают общество войной, оккупацией, вводом русских войск. И в этом плане тот самый Сивец — идеальная фигура: был поклонником Пилсудского, католиком, вырос на украинских кресах, учился во Львовском университете, был «аковцем», слушал «Радио Сво**ду», ненавидел русских и сжег себя после ввода войск в Чехословакию. Если бы такой биографии не было, правящей партии стоило бы ее придумать, что, собственно и происходит — «проклятые солдаты» уже отмыты и мифологизированы, теперь очередь дошла до других спорных категорий.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59