Железная цензура в СМИ, 5 млн нищих жителей. Испанский профессор о регионе Андалусия
Мануэль Родригес Иллана родом из Андалусии. Ему удалось сделать блестящую университетскую карьеру — стать профессором журналистики и доктором психологии, а преподавание испанского языка и литературы в школе он совместил с исследованиями идеологической направленности западных СМИ. За его плечами несколько успешных книг, одна из которых носит название «Счастливый раб. Медиа-отчуждение андалузского народа». Мануэль поведал о системе образования в Испании, об отсутствии возможностей реализации у молодежи и манипулировании массовым сознанием.
— Как педагог со стажем, оцените систему преподавания для старшеклассников в школах Испании. Как же получают образование дети из бедных семей?
— Главное — это то, что наша система образования принципиально не поощряет критическое и персональное мышление. Что касается моих предметов, испанского языка и литературы, преобладает прескриптивистский (предписывающий) взгляд на устную речь, кишащую мифами, которые породил испанский лингвистический национализм. (Под лингвистическим национализмом понимается идентификация народов по общности языка, а не в соответствии с политическим или территориальным единством. Язык превращается из просто знаковой системы, служащей для обмена информацией, в систему распознавания «свой-чужой» — (Прим. Авт). В то же время бесцельное запоминание бесполезных списков грамматики сопровождается пренебрежением к изучению и понимаю текстов, книг и их пересказам.
Что касается детей из бедных семей — более 5 миллионов испанцев живут в условиях крайней нищеты. Эти данные, к сожалению, достаточно показательны, но к этому следует добавить то, что именно в Андалусии рекордные цифры бедствующих и безработных по Испании, большая их часть живет именно здесь. Как учитель, расскажу о той реальности, в которой существуют наши учреждения образования. Это переполненные классы, и несмотря на предписания законодательства о «внимании к разнообразию учащихся», государство не выделяет необходимые ресурсы для этих учащихся, не говоря уже о совсем бедных детях. Администрации и мэрии сокращают бюджет на образование, сокращают преподавательский состав, количество инвентаря для государственных школ. Все это попадает в руки частных школ и институтов не просто так: в них учатся сыновья и дочери наших чиновников, т.е. дети элиты нашей страны.
— Откуда растут корни у манипуляции сознанием испанского общества? Есть ли у властей страх перед народом, который начинает мыслить самостоятельно?
— Существует жестокая система идеологической обработки населения. Она насильно перетягивает людей на сторону интересов правящего класса Испании, подменяет у людей реальное видение мира. И позже мы получаем зомбированное население, в головах которых царят настроения, идентичные идеям, укоренившимся в кабинетах Белого дома. Эту функцию взвалили на свои плечи так называемые СМИ — на самом деле грязнейшая в мире пропаганда. А что касается страха перед думающими людьми — он несомненно есть, и усилился до предела. Это подтверждает железная цензура в отношении таких СМИ, как Russia Today, или Sputnik News.
— У многих Андалусия ассоциируется с танцовщицами фламенко, романтической гитарой, корридой и импульсивным нравом местного населения. Расскажите нам о другой Андалусии. Чем живет этот регион? Обеспечено ли население работой, легко ли там самореализоваться?
— Без малейшего сомнения скажу, что Андалусия — это колония испанского королевства. Даже в последние годы режима Франко, в официальном заявлении государства звучала фраза, что Андалусия — «колония, расположенная на юге страны». И наглядная статистика, где среди других регионов Испании Андалусия лидирует по безработице, социальной изоляции и бедности это подтверждает.
Андалусия исторически, с момента ее завоевания королевством Кастилия в позднем Средневековье, была источником добычи сельскохозяйственных и горнодобывающих ресурсов, поддерживая большую часть налогов и снабжая имперские армии пушечным мясом. Более того, в прошлом веке Андалусия была резервом дешевой рабочей силы для промышленных зон как самого испанского государства, так и Европы. Сейчас эта тенденция сохраняется. Имея квалифицированную рабочую силу, Андалусия не дает возможности профессионального развития внутри самой страны.
Колониальный характер подтверждает и расположение в Андалусии наиболее загрязняющих индустриальных предприятий, выброс вредных химических отходов всех видов на нашу территорию, вывоз гор мусора со всех испанских регионов именно к нам. Эта тема была подробно проанализирована мной в книге «Андалусия — свалка для всей Испании».
Помимо того, что андалузцы являются экономически угнетенной нацией, наш регион был также объектом отличительной и яркой национальной культуры, такой как фламенко или та же коррида. Однако Испания присвоила культуру нашего региона себе: сделала из нее продаваемый на рынке бренд. Андалузская культура стала особенностью искусственной идентичности Испании. Однако фольклор другого края испанского государства — Галисии, например, имеет гораздо больше общего с фольклором Шотландии или Бретани, чем с фольклором Андалусии. По сути, Испании как нации не существует, ведь она состоит из кардинально разных народов и культур. Это началось в XIX веке, когда либеральные культурные элиты и авангарды того времени искали элементы идентичности, которую некоторые англосаксонские историки поразительно определили как «изобретение Испании».
Учитывая, что романтические путешественники воспринимали Андалузию как наиболее дифференцированную культуру Пиренейского полуострова, испанские элиты предположили, что самобытная музыка всей Испании должна быть вдохновлена именно фламенко. Образ Испании слепили так: испанский язык и лингвистика — из Кастилии, а фольклор и музыка — из Андалусии. И сделали из нашей страны яркий продукт под названием «Marca España». Мне импонирует, как определил Андалусию в свое время андалузский политик и мыслитель Блас Инфанте — «испанская Ирландия», поскольку она была объектом вторжения, лишения земель и обнищания, схожего с ирландским случаем.
— В Андалусии находится военно-морская база США. Как вы относитесь к тому, что ваша земля является важнейшим военным плацдармом американцев в Средиземноморье? Какие угрозы в себе это несет?
— К сожалению, в случае любого ядерного взрыва Андалусия станет передовым военным объектом для размещения так называемого противоракетного щита на военно-морской базе в Средиземноморье. Военные базы влекут за собой серьезный ущерб и потенциальную опасность для населения, несмотря на это наши администрации финансируют и производят документальные фильмы с дружественной пропагандой ядерных испытаний США. Эти фильмы рекламируют в СМИ с целью убедить людей в том, что эти базы приносят пользу населению. Например, привнесение современной культуры в Андалусию (путем трансляции рок-музыки через радиостанцию базы), содействие трудовому освобождению женщин (женщин начали нанимать для уборки помещений базы), возможность браков между испанцами и американцами (что просто абсурдно!), сокращение безработицы.
— Вы написали книгу «Счастливый раб. Медиа-отчуждение андалузского народа». О чем она?
Я исследовал ряд факторов, которые в конечном итоге привели к почти полному отчуждению андалузского народа в культурном и политическом отношении, как в этом виноват синдром колонизации, заставляющий андалузцев жить спиной к своей собственной истории.
Например, проблема массовой миграции на телевидении подавалась как позитивное приключение в поисках возможностей и личных побед. Это видение соответствует буржуазным ценностям, согласно которым нужно отказаться от своих корней и стремиться жить там, где есть возможность прибыли. И таких примеров в моей книге масса.
— Ваш взгляд на Беларусь и ее роль на политической карте мира? Возникало ли у вас желание посетить эту страну?
— Беларусь меня интересовала в течение долгого времени. Я считаю эту страну примером яркого политического сопротивления неолиберальной идеологической лавине, считающей тотальную приватизацию экономики и общественных услуг неоспоримой аксиомой. В недавней своей статье я говорил о том, как восстановление и сохранение белорусским государством системы здравоохранения буквально спасло тысячи жизней, обратив вспять катастрофическую тенденцию, которая закрепилась в остальных странах бывшего Советского Союза. Я не был в Беларуси, но очень хочу ее посетить в ближайшее время. Надеюсь, мне наконец удастся воплотить в жизнь это путешествие.
— Какую позицию вы занимаете в отношении российской СВО на Украине?
— Я только что закончил свою новую книгу, которая посвящена теме Украины, она скоро выйдет в свет. В ней я размышлял о том, как конфликт на Украине все это время представляют в испанском государстве. Мы сталкиваемся с хроническим промыванием мозгов. По мнению наших СМИ, Украина борется с Россией, точно как Давид с Голиафом. У нас абсолютно не учитывается исторический или геополитический контекст, а множество политических нюансов нарочно упускается журналистами из повседневной повестки. Испания и Евросоюз служат имперским интересам США, они атакуют нас сентиментальными посланиями, вроде «нет войне», или «остановите кровопролитие и убийство людей». Они играют на чувствах доверчивых граждан, вызывают их на эмоции. Но сами ни капли не сочувствуют хладнокровным убийствам русских, с радостью наблюдают и финансируют убийства жителей Донбасса, а зачастую радуются новым террористическим актам украинских военных. Евросоюз по сути занимается обелением нацистско-фашистского характера украинского государства и его преступлений. Грубая ложь смешивается с выборочным пропуском данных и демонизации фигур Путина и Лукашенко.
Профессор Рамон Рейг из Севильского университета, который был руководителем моей докторской диссертации, определил это явление как «бинарную информацию» или эмоциональную журналистику. Что касается исхода этого конфликта, то я не эксперт в этом вопросе и не смею делать пророчества. Моя специализация — это скорее идеологический анализ сообщений СМИ. К сожалению, Соединенные Штаты и Европейский Союз будут пытаться продлить страдания славян настолько долго, насколько смогут, рассматривая украинское население просто как средство удовлетворения своих геополитических интересов, с целью изнурения России и давления на нее. К слову, они это и так бесстыдно и открыто заявляют.
Альберт Сантин