В конфликт на Донбассе вступит новая «воюющая сторона»
Ноябрь – девятый месяц проведения Российской Федерацией Специальной военной операции (СВО) в Украине – вскоре привнесет в повестку боевых действий особенность, которой ранее не было. И она способна решить многое!
Речь – о еще одной стороне конфликта, которая вступит в активную борьбу сразу с обеими воюющими странами! Позвольте представить этого «комбатанта» – Генерал Осень! Да-да, именно так: данный фигурант войны еще накапливает силы, но с конца ноября, недели на две позже, чем в Беларуси, его «полки» замаршируют по театру военных действий!
Как рассказали знакомые из Луганска (ЛНР) и Снежного (ДНР), их аналог нашего красивого осеннего сезона, воспетого Александром Пушкиным строкой: «…В багрец и в золото одетые леса», вскоре сменится словами: «…И мглой волнистою покрыты небеса, и редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы». Наблюдать за этими совсем нелирическими трудностями воюющим на Донбассе и востоке Украины придется не с веранды болдинского имения, а прозаически – из грязного окопа. Февраль 2022 года – самый суровый в плане климата период СВО – был морозен и куда как неуютен, но Генерал Зима птица иного полета, о нем разговор впереди (увы, но операции суждено пережить свою вторую зиму). А Генерал Осень с его «полками» по имени «развезшие дороги», «туманы», «низкая облачность», «дымка» и «проливные дожди» не за горами! Что он привнесет в пейзаж военного конфликта кроме привычной серости?
Прежде всего непогода повлияет на подвижность механизированных частей и вообще всей воюющей, работающей на военные нужды техники. Современные гусеничные и полноприводные боевые машины в грязи вряд ли увязнут массово (остальная вспомогательная колесная техника пострадает больше). Но на их скорость, маневренность, возможности в применении «восстание грязи», как назвала эту особенность восточнославянской осени британская актриса Тильда Суинтон, повлияет точно. Чем это аукнется?
Ограниченная подвижность техники (как минимум до первых серьезных холодов середины – конца декабря, которые скуют почву) неминуемо затормозит ритм боевых действий. Наступит фаза «вязкой войны» без серьезных прорывов фронта с обвальными последствиями вроде Балаклейского прорыва 6 – 8 сентября, приведшего к потери Россией части Харьковской области или галопирующего продвижения на запад Вооруженных Сил РФ, ЛНР и ДНР февраля – апреля 2022 года.
Вслед за грязью по обеим армиям ударят подчиненные Генерала Осени №2 по имени «низкая облачность» и «ограниченная видимость». Военные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – этот бич поля боя XXI века – во многом ослепнут или станут «близорукими», менее результативными, чем обычно. В тумане их разведывательный эффект снизится, а из-за низкой облачности, очаговой повышенной влажности упадут и ударные свойства ряда моделей беспилотников и дронов. Тем более чисто военных, специализированных моделей с обеих сторон используется не так много, разведывательные аппараты в основном любительские, условно приспособленные для войны и не рассчитанные на «внештатную» погодные условия. А если учесть, что сейчас штурмовые подразделения сторон (начиная со звена отделение – рота), артиллеристы и минометчики стараются в своих действиях не обходиться без минимум одного-двух дронов-разведчиков, можно с уверенностью предположить – сухопутным войскам «без глаз» действовать станет сложнее. От хорошего отвыкать сложно: пехота, пушкари, танкисты обеих сторон будут действовать по-старинке, «наощупь», полагаясь на оптику и доклады пешей разведки. Что, по мнению автора, неминуемо снизит накал борьбы.
Очередное затишье, или, говоря военным языком, оперативная пауза до первых морозов будет предсказуемо использоваться обеими сторонами для укрепления своей мощи.
Что нужно сделать российской стороне для перелома ситуации на фронте? Прежде всего укрепить взаимосвязь частей армий ЛНД и ДНР, добровольческих частей РФ, традиционно хуже снабжаемых техникой и экипировкой чем регулярные войска, с курирующими их «шефами» (предпринимателями, общественными и культурными деятелями, представителями политического и администраторского бомонда). Ряд из них уже делает это – такой опыт хорошо бы сделать массовым. Например, экс-министр государственной безопасности ДНР, председатель правления ОО «Патриотические силы Донбасса» Александр Ходаковский и его соратники бывают в научно-технологическом инновационном комплексе по разработке и коммерциализации новых технологий «Сколково». В российской «Кремниевой долине» по их заказу и рекомендациям ведутся работы по новейшим типам БПЛА, объединенных системой управления на основе нейросети – таким дроном «подчиненные» Генерала Осень, возможно, будут не страшны? Будем на это надеяться… Те же связи появились у частей ДНР, в рядах которых Александр Сергеевич брал Мариуполь, с АО Концерн «Калашников», в котором ведется разработка новейших приборов ночного видения и телевизоров.
Еще одна задача, формируемая сменой сезона и вытекающим из нее затишьем – сохранения максимума военнослужащих, которые очень понадобятся в будущем наступлении 2023 года. Как это сделать?
Тут неплохо бы обратится к опыту Великой Отечественной войны в сфере обучения личного состава, показавшего, что знания воина – его лучшая защита, и пот, вызванный их усвоением, сбережет кровь… Подобные подвижки есть: офицеры корпусов народной милиции ЛНР, ДНР, добровольцы из соответствующих формирований РФ, заканчивающие излечение после ранений и контузий, понемногу передают свои знания свежемобилизованным военнообязанным. Особенно хорошо получается в сферах тактической медицины и снайпинга. Прямо как их дедушки в 1941 – 1945 годах, передавших свои знания братьям по оружию на слетах и конференциях.
Не лишним было бы развить еще один вектор, продиктованный недавно прошедшей частичной мобилизацией и спешным формированием новых частей Вооруженных Сил РФ.
Речь о стажировке новоиспеченных командиров: пока свежие подразделения заканчивают комплектацию, отдельные командиры могут почаще (и такие примеры также есть!) выезжать в воюющие подразделения для набора опыта. Такая же схема может реализовываться по отношению к преподавателям военных училищ РФ. Свежий боевой опыт еще никому не помешал! «Шефам» и волонтерам, курирующим военные части, также было бы полезно выезжать на линию фронта. Хотя бы для того, чтобы на практике, вживую уточнить список экипировки, формы, навесного стрелкового оборудования, БПЛА и т.д., закупаемых для воинов. Что прижилось, что нет, чего должно быть больше, что лучше дооснастить или доработать?
То, как будет использовано частичное затишье, связанное с сезонной «вязкой войной», обязательно повлияет на новый виток противостояния, который предсказуемо начнется с приходом холодов. Станет ли скованная морозом почва «точкой опоры» для армии РФ и войск ее республик-союзниц для рывка в контрнаступление – или наоборот загорится под их ногами? Это решит предприимчивость их военного и политического руководства. И персонально от каждого из воюющих – как от ратников второго ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского 1611 – 1612 годов Смутного время, собравшего силы лишь опершись на широкую народную поддержку царства. Грядет передышка – сможет ли Россия воспользоваться ей правильно!?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!