Зарядка вместо заправки: сколько можно сэкономить на электромобиле?
На этой планете все меняется, и транспорт особенно. Электромобили становятся частью повседневной жизни: они тихие, не загрязняют воздух и дешевле в эксплуатации. Зарядить их можно почти везде, а государства поощряют переход на электротягу. На примере Volvo XC40 Recharge считаем, сколько стоит в разных странах «заправить» электрокар.
Швеция
Зарядить электромобиль в этой стране можно практически везде: на парковке у супермаркета, возле офиса, на трассе или даже у собственного дома. Сеть зарядных станций охватывает всю страну, включая отдаленные районы. Стоимость зарядки зависит от оператора и скорости станции, но в среднем полный заряд обходится в 100–150 шведских крон (примерно 36–54 белорусских рубля). Считается, что это дешевле, чем заправка бензином, особенно при регулярных поездках. Если брать конкретный автомобиль, то зарядка Volvo XC40 Recharge обойдется примерно в 110–130 местных крон за полный заряд (39–46 рублей).

Правительство всячески стимулирует переход на электромобили: сниженные налоги, субсидии при покупке, бесплатная парковка в некоторых городах. Некоторые производители делают ставку на электрические модели, а власть планирует к 2030 году полностью отказаться от машин с двигателями внутреннего сгорания.
Польша
Бытует мнение, что республика еще пару лет назад была самой отсталой в Европе в вопросах перехода на электроавтомобили. Польские чиновники не видели смысла и не находили средств, а европейские хозяева плотно поддавливали, заставляя решить данный вопрос. Дошло до того, что в 2025 году доля электрокаров среди новых продаж составляет около 10%, и этот показатель продолжает расти. В некоторых школах уже проводят уроки по теме устойчивого транспорта, где дети рисуют электромобили как «машины будущего».
В Польше с 2025 года действует новое правило: если на парковке более 20 мест – хотя бы одна зарядная точка обязательна.
Сегодня государство пытается стать мостиком между поляками и экологическим транспортом: действует программа субсидий, позволяющая получить до 27 000 злотых при покупке нового электромобиля. Кроме того, владельцы таких машин освобождаются от акциза, могут бесплатно парковаться в некоторых городах и участвовать в программах по установке домашних зарядных устройств.

В Варшаве, например, электромобили могут ездить по выделенным полосам – это не только удобно, но и престижно. Цена вопроса составляет примерно 60–80 злотых, что эквивалентно 55–74 белорусским рублям.
Китай
Поднебесная сегодня – мировой лидер в сфере электромобилей, и это не просто громкое заявление, а подтвержденный факт. Такие авто здесь стали частью повседневной жизни: они ездят по улицам мегаполисов, курсируют в такси, доставляют посылки и даже трудятся в сельском хозяйстве. В 2025 году в стране насчитывается более 18 миллионов зарядных точек, из которых около 4,5 миллиона – общественные станции. Остальные – частные зарядки, которые устанавливают у домов, в жилых комплексах и на предприятиях.
В некоторых районах Китая зарядка может быть бесплатной или субсидируемой, особенно для такси и общественного транспорта.

Интересный факт: в Китае электромобили могут заряжаться от уличных фонарей, оснащенных встроенными зарядными портами – особенно в новых «умных» районах. При средней цене электроэнергии 0,75–1 юань за кВт·ч, полная зарядка обходится в 60–80 юаней, что составляет примерно 29–38 белорусских рублей.
Россия
Электромобили тут постепенно переходят из разряда редкости в категорию повседневного транспорта. Хотя страна начала электрификацию позже многих соседей, темпы роста в последние годы заметно ускорились. В 2025-м действует более 8000 зарядных станций, из которых около 3800 – быстрые, а рост за год составил около 40%. Кстати, в рамках нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» выделено 5,7 миллиарда рублей на расширение сети.

Планируется построить 1900 новых станций постоянного тока мощностью не менее 149 кВт, способных заряжать электромобиль до 80% за полчаса. Операторам компенсируют до 60% затрат на установку оборудования и подключение к электросетям.
Тем не менее отрасль сталкивается с вызовами. По данным СМИ рынок переживает снижение продаж, а программа субсидирования зарядных станций внедряется с задержками. Отечественное производство электромобилей также развивается неравномерно, хотя интерес со стороны инвесторов и региональных властей растет.
Что до стоимости, при средней цене электроэнергии 6–8 рублей за кВт·ч, полная зарядка обходится в 300–400 рублей (12–17 бел. руб.)
Беларусь
Наша страна уверенно входит в эпоху электромобильности. Если еще несколько лет назад электрокары были редкостью на дорогах, то сегодня они становятся все более привычными – как в городах, так и в регионах. По данным отраслевых экспертов, в текущем году доля электромобилей и гибридов в продажах легковых машин достигла 16%, втрое превысив показатель предыдущего года. А вот развитие зарядной инфраструктуры идет параллельно с ростом интереса к электротранспорту.
В стране активно внедряются новые типы зарядных станций, включая роботизированные установки, которые не требуют привязки к конкретному столбику и могут автоматически подключаться к авто. Зарядить электромобиль в Беларуси можно на АЗС, у торговых центров, в жилых кварталах и на трассах.
Полная зарядка Volvo XC40 Recharge в республике также обойдется примерно в 25–35 рублей.
Государство не стоит в стороне и поддерживает развитие отрасли: внедряются льготы для владельцев электрокаров, разрабатываются национальные программы по расширению зарядной сети, проводятся выставки и круглые столы, где обсуждаются инновации и перспективы. Кстати, на выставке «Иннопром» в Минске в 2025 году был представлен проект зарядных станций нового поколения, разработанных при участии белорусских инженеров и специалистов из корпорации «Росатом».
Белорусы все активнее выбирают электромобили – не только ради экологии, но и из-за комфорта, технологичности и доступности. Молодые семьи, городские жители и даже таксисты отмечают, что электротранспорт стал реальной альтернативой бензиновым авто.
Разговорчики в сетях
«Я езжу на VW ID.4 уже второй год. Зарядка дома – это кайф. Больше не думаю о ценах на бензин. На трассе зарядок хватает, но в деревне – все еще сложно. Надеюсь, скоро исправят».
Германия
«Сначала боялся, что не хватит зарядок. А теперь заряжаю у супермаркета, пока покупаю продукты».
«Получил субсидию 27 000 злотых – это реально помогло. Электромобиль стал доступным».
Польша
«BYD Seal – шикарная машина. Зарядка стоит меньше 10 евро, а пробег – почти 700 км».
Китай
«Evolute i-Joy – мой первый электрокар. Зарядка дома стоит копейки, езжу спокойно по городу».
«На трассе зарядок маловато, но в Минске все отлично. Надеюсь, в регионах тоже подтянут».
Беларусь
Рекомендуем