Многодетная мама из Украины стала соцработником, чтобы заботиться о белорусских пенсионерах
Про себя Светлана Григоренко говорит, что она настоящая хохлушка, поэтому не может делать что-то вполсилы. Если влюбляется — то один раз и на всю жизнь, угощает — от всей души, если предлагает помощь — то от всего сердца. С последним не поспоришь: 10 лет она работает социальным работником в Червенском ТЦСОН, помогает пенсионерам справляться с домашними хлопотами. Причем делает многое из того, что в ее обязанности не входит: попросит одинокий дедушка испечь его любимый пирог — испечет! На праздники и в гости к себе пригласит, чтобы тому не скучно было. А ведь у самой семья, дети. Светлана только пожимает плечами: по-другому она не умеет. Да и белорусы ей не чужие люди…
Пешком через снегопад
Много вы знаете социальных работников, которые посещают бабушек и дедушек на личном авто, наматывая в день по 30 км? Большинство, даже имея такую возможность, предпочитают обходиться своими двумя или, на крайняк, велосипедом. У Светланы другой подход: и в магазин за покупками, и в аптеку за лекарствами для своих подопечных она гоняет на машине. Не считает, во сколько это обходится: ей важнее с утра пораньше доставить Васильевне свежее молоко и творог, а Сергеевне — таблетки от давления.
Вот и сегодня: на часах нет еще 10-ти, а Светлана Григоренко уже едет к 74-летней Валентине Ивановне Последович из деревни Гребенец. Надо отвезти бабушке продукты: подсолнечное масло, макароны, йогурт, сахар, соль…
— С вечера моя Ивановна на здоровье жаловалась: может, захочет показаться врачу, — говорит Светлана Григоренко, загружая в багажник сумку с провизией.
Как у соцработника, у нее есть определенный перечень обязанностей: прибраться в доме, принести дров, растопить печь, сварить покушать, помыть посуду. Но ведь старикам порой нужна и другая помощь…
— У меня есть бабушка, которая живет одна: ее навещают дети и внуки, но не так часто. Она ждет, когда приду к ней, чтобы просто поговорить. Ей хочется поплакаться, поделиться переживаниям — и услышать в ответ доброе слово. Но разве на 10 минут разговора старушку запрограммируешь? Пока не выговорится, не отпустит.
Своей «дочкой и внучкой» Светлану Григоренко называют сегодня 14 местных бабушек и дедушек. Все они живут в разных деревнях, до самой дальней порядка 10 км. На машине — раз плюнуть, но ведь в дороге всякое может случиться, да и погоду не закажешь. Светлана вспоминает, как несколько лет назад снегом так завалило все проезды, что ей пришлось оставить машину возле леса и идти к подопечной бабушке пешком. И нести в руках тяжелую сумку с продуктами.
«Ездили на Украину к родственникам в гости. Смотрю: по полю комбайны едут огромные, размером с дом. Украинцы таких сроду не видели — откуда взялась, думаю, техника? Потом мне рассказали: это итальянцы пашут на своих комбайнах и убирают урожай для себя. А я уж решила, что Украина разбогатела…»
Светлана Григоренко
— Не приехать нельзя. И дело не в том, что это моя работа и есть график, которого нужно придерживаться: если вдруг не заеду и не позвоню, бабушки начинают переживать. А ведь здоровье у многих не богатырское — зачем им лишние волнения? Хотя и у меня душа болит, если звоню кому-то, а ответа нет. Бросаю все дела и бегу проверять, как там моя Никитична, не стало ли ей плохо… Муж иногда удивляется: «Зачем столько времени уделять чужим людям?» У меня один ответ на такие вопросы: «Я не к чужим иду, а к родным».
«Такой нідзе няма ва ўсёй вобласці»
Из трубы дым столбом: значит, Валентина Ивановна не так давно растопила печь. В доме действительно тепло и уютно, вкусно пахнет рассольником. Бабушка предлагает горячего супа со сметаной, но мы отказываемся: неудобно. А Светлане некогда, у нее много дел по дому.
— Ивановна, я лучше еще дров принесу. Пусть будут про запас: ночи сейчас холодные, нельзя вам мерзнуть.
Соцработник ушла за дровами, а бабушка принялась раскладывать на полках шкафчика и холодильника продукты.
— Дзіўлюся часам: як Светачка ўсё запамінае? У яе ж не адна я, ёсць і другія старыя — а яна памятае, каму што трэба купіць, якой жырнасці смятану хто любіць, малако. Не нарадуюся на яе: такога залатога сацработніка, як Светачка, няма нідзе ні ў раёне, ні ў вобласці. Яна і блінчыкі спячэ, і галубцы зробіць, і пірагом дамашнім пачастуе. А вечарам абавязкова патэлефануе, папытаецца пра здароўе. Калі расказваю суседкам пра яе, зайздросцяць: «Хай бы і нам Свету далі». А куды? У яе і так 14 чалавек… Усе хочуць да Святланы, просяцца, — говорит пенсионерка. — Старыя яе любяць, бо яна чалавек вялікай душы. Прыходзіць не адпрацаваць свае грошы, а дапамагчы людзям: адчуваеце розніцу?
В Червенском районе на соцобслуживании порядка 70 человек. Их обслуживает 51 соцработник
Минут через 10 у печки выросла солидная стопка дров. Валентина Ивановна принесла жировку, попросила соцработника заполнить и оплатить.
— Светачка, я тут аўталаўку празявала, а хлеба амаль не засталося: не будзе з чым суп есці. Прывязі мой любімы, «Водар».
— Вечером на обратном пути завезу, — пообещала соцработник.
От поездки в амбулаторию пенсионерка отказалась: вчера было небольшое недомогание, но сегодня стало получше. Да и цифры на тонометре Светлану вполне устроили. Однако на прощание она попросила Валентину Ивановну звонить ей на домашний или мобильный, если вдруг снова почувствует себя плохо.
Домашний деликатес для Новицкого и Леонова
Каждый день у Светланы Григоренко новая программа добрых дел — чтобы успеть сделать все, что запланировано, ей приходится порой жертвовать временем, которое могла бы провести с семьей. Но другой профессии для себя женщина не представляет. Пока мы курсировали от одной деревни к другой, навещая пожилых, Светлана успела отрывочно рассказать о себе.
Ее малая родина — столица Закарпатской области город Ужгород. Туристический, но работы никакой: в 17 лет Светлана была вынуждена уехать за 1000 км от дома на заработки. Полола свеклу, собирала урожай. На одной из таких подработок познакомилась с будущим мужем Виталием.
— Боялась упустить свое счастье, вот и выскочила замуж в 17 лет, —смеется собеседница.
Они уже 28 лет вместе. Прошли через много испытаний, но всегда были и остаются друг для друга опорой. Светлана поддержала мужа, когда ему пришлось уехать далеко от семьи на заработки. У молодых родителей подрастало три мальчика. Прокормить их было не за что: даже законные декретные Светлана вынуждена была выбивать через суд.
— Когда Виталий поехал в Беларусь на заработки, я не возражала: а вдруг что-то получится? Он тут был несколько месяцев, искал работу, ездил по хозяйствам. Как ветеринара, его везде брали — но самые лучшие условия предложили в «Райагросервисе». Он потом мне позвонил и сказал: «Света, здесь можно по-человечески жить и работать. Нам и дом дают. Бери детей и переезжай».
Так в 2000 году они впятером оказались в небольшой деревне Гребенка Червенского района. Светлана тоже на первое время устроилась в хозяйство, потом перешла в школу. А десять лет назад нашла себя в социальной работе.
— А еще Беларусь подарила мне дочек! На Украине у нас с Виталием получались только мальчики, а приехали — и родили двух девчонок. Такие красавицы и умницы, мои белорусочки!
Как многодетной, Светлане в 2011 году вручили орден Матери — при том, что гражданство она получила только в 2015 году.
— Чтобы на Украине кто-то орден дал иностранцу? Никогда в жизни! Там для своих многодетных никто ничего не делает: ни льгот, ни квартир, ни пособий не дают. Нарожала пятерых? Сама и тащи их на себе! Ничего там никому не надо, — в сердцах говорит женщина. — Я уже долго живу в Беларуси, имею право сравнивать. И могу сказать, что там власть смотрит, как бы свой же народ обобрать, а здесь все делается для народа. Но это понимаешь, только когда пожил и там, и тут…
Себя Светлана называет счастливой матерью и женой. Она не нарадуется на пятерых детей, за будущее которых в Синеокой спокойна. И благодарит Бога, что послал ее сыновьям хороших жен.
— А в Беларуси все люди хорошие. Или мне просто на таких везет… Пару лет назад пригласили на областное мероприятие: приехала, никого не знаю. Разговорилась с приятной женщиной Валентиной Эдуардовной, пригласила ее в гости. Она пообещала, что заедет, только сына Олега дождаться надо. Хорошо, говорю, приезжай с Олегом. Мои сыновья Леша, Виталий тоже будут. А Валентина и говорит: «У меня же сын космонавт, Олег Новицкий. Вот скоро должен вернуться домой». Я так разволновалась: не узнала маму Героя России!
В гости к супругам Григоренко Олег Новицкий все-таки приехал. Как он потом рассказывал Светлане, мама пообещала, что в гостях его накормят настоящим деревенским салом с картошкой.
— Он ведь в Москве домашнего сала нигде не купит: в магазинах оно только с виду красивое, а на вкус —резина! С собой ему пару кусочков деревенского деликатеса дала: один он передал космонавту Алексею Леонову, второй взял с собой в следующий полет. Мы тогда душевно посидели, поговорили. Вот таким человеком оказался! — моя собеседница улыбнулась и жестом руки подтвердила: что надо!
…Ближе к 6 часам возвращались со Светланой Григоренко назад в Гребенец: успели за это время посетить 7 пенсионеров. Заехали и к дедушке Михаилу Степановичу, который каждые выходные и праздники проводит у соцработника — Светлана взяла его в гостевую семью.
— Для моих детей он как дедушка: они как приезжают погостить, первым делом спрашивают, когда придет Степанович. А вы бы видели, сколько радости ему доставляет общение с моим внуком. Скоро и внучка родится: Степанович ждет этого не меньше меня!