Плачут и обнимаются после сеанса. Режиссер Зайцев — о том, почему зрители ценят «доброе кино»
Специальная программа открытых кинопоказов фильмов участников первой Евразийской кинопремии «Бриллиантовая бабочка» проходит в Минске. Режиссер, сценарист и продюсер Андрей Зайцев делится впечатлениями о реакции зрителей и о том, как создается настоящее «доброе кино».
Какие фильмы представлены?
Отдельная радость, признается Андрей Зайцев, — это реакция зрителя.
— Когда делаешь кино, ты не знаешь, откликнется ли на него зритель. Изначально я писал сценарий для себя, хотел снять фильм, который сам хотел бы увидеть как зритель. Мы с Крючковой и Адабашьяном обсуждали фильм, думали о том, какое кино хотим видеть сами, — рассказывает режиссер.
К слову, Андрей Зайцев в Минске на кинофестивале «Лістапад» представлял фильм «Двое в одной жизни, не считая собаки». Премьера фильма и фестивальные показы стали для него открытием: отклик публики оказался намного теплее и эмоциональнее, чем ожидалось.

Что такое «доброе кино»?
По его словам, современный развлекательный контент в основном ориентирован на подростков, а взрослой аудитории почти не уделяется внимания.
— Вот такого серьезного, доброго разговора нет. Данелия говорил, что нужно делать доброе кино. И под этим я понимаю не слащавую историю, а искреннюю любовь к героям, про которых снимаешь. Зритель это сразу чувствует и откликается, — объясняет режиссер.
Каждый показ фильма сопровождается живыми разговорами со зрителями. Многие подходят после сеанса, плачут, обнимаются и делятся своими впечатлениями.
Он убежден, что такие фильмы открывают новую страницу в киноиндустрии на евразийском пространстве. И каждый зритель, каждый отклик становится частью этого движения.
— Мне кажется, новая глава киноиндустрии на нашем евразийском пространстве началась, и вы стали частью ее, — заключает режиссер.
Что известно о кинопремии?
«Бриллиантовая бабочка» — новая кинопремия и символ попытки вернуть киноискусству утраченный смысл: духовность, человечность, разговор о ценностях, которые объединяют народы.
В эпоху, когда зритель устал от цинизма и шума, появление премии, открыто заявляющей лозунг «Любая правда без любви есть ложь». Инициированная Никитой Михалковым и учрежденная Министерством культуры России и Российским фондом культуры, она стала первым и ключевым мероприятием новосозданной Евразийской академии кинематографических искусств, объединившей представителей киноиндустрии разных стран.

Сама статуэтка — «бриллиантовая бабочка» — метафора хрупкости и одновременно силы искусства. Каждая из них инкрустирована почти пятью тысячами бриллиантов, создана художником Юрием Купером и изготовлена в ювелирной столице России — Костроме. А главная награда, 10-каратный якутский бриллиант стоимостью свыше миллиона долларов.
В этом году за премию боролись 34 фильма из 17 стран — от России и Китая до Сенегала, Венесуэлы и Индонезии. Победителем первой кинопремии стал китайский фильм «Против течения» — символично, ведь кино сегодня действительно должно идти «против течения», если хочет оставаться честным и живым.
Но самое важное — премия не замкнулась в стенах торжественной церемонии. Она вышла к зрителю. Российский фонд культуры организовал международные открытые показы фильмов-участников, и сейчас, с 9 по 11 декабря, эта программа проходит в Минске.
В мире, где слишком много разделяющих линий, кино вдруг снова становится тем самым мостом, который связывает людей, культуры, смыслы. И если этот мост сияет, пусть даже лишь отражая свет экранов, — значит, у кино все еще есть шанс менять мир.