Почему Трамп продолжает говорить о Гренландии и Канаде
Избранный 47-м президентом США Дональд Трамп не перестает говорить о желании присоединить к своей стране территории Гренландии и Канады, не обращая никакого внимания на высказывания на этот счет, которые доносятся из Копенгагена и Оттавы. Он утверждает, что сами канадцы совсем не против этой идеи, потому что, оказавшись 51-м штатом в составе США, они обретут процветающую экономику и безопасность.
Поначалу можно было подумать, что Трамп только троллит своих северных соседей, что позволяли себе делать другие американские публичные политики. Но оказывается, что первопричины претензий Трампа на новые территории лежат намного глубже и к ним нужно относиться серьезно.
В его речи, которую Трамп произнес в своей резиденции Мар-а-Лаго было подчеркнуто, что Гренландия необходима Америке для целей национальной безопасности. Оказывается, эту мысль ему внушили задолго до того, как он принял решение баллотироваться на свой второй президентский срок. Политика убедили, что Гренландия нужна США «для защиты свободного мира».
При этом Трамп отметил, что Россия и Китай продолжают наращивать свое присутствие в Арктике, и их доминирование в регионе нежелательно: «Вы даже не нуждаетесь в биноклях, чтобы увидеть китайские и российские корабли повсюду. Мы этого не допустим».
Так что, все сказанное Трампом, — далеко не пиар, а возможно, составная часть стратегии противостояния России и Китаю.
Если обратиться к истории, то американцы пытались войти в Арктику в 1867 году, когда купили у России Аляску. После Второй мировой войны американцы загорелись идеей покупки Гренландии у Дании, предложив датчанам 100 млн. долларов. Дания отказала, а США были вынуждены довольствоваться договором об обороне и созданием на острове авиационной базы, которая впоследствии стала космической.
Гренландия по своим размерам примерно равна вместе взятым Аляске и Техасу и располагается по обе стороны стратегических морских путей (так называемый Северо-Западный проход, который для США может стать аналогом российского Северного морского пути, и путь Гренландия — Исландия — Великобритания), над островом находятся арктические траектории полетов.
Кроме этого, Гренландия представляет интерес с точки зрения природных ресурсов: там находятся около 7% мировых запасов пресной воды, залежи нефти, газа, золота, алмазов и редкоземельных металлов, необходимых любой высокоразвитой экономике.
С присоединением к США Гренландии и Канады американцы смогут получить необходимые для экономики ресурсы, а также усилить свое военное присутствие в Арктике, фактически разделив ее с Россией.
Если хорошо подумать, то стремление разделить Арктику, — это стратегия предыдущей и будущей американской администрации. Началом этому послужило втягивание Байденом Швеции и Финляндии в НАТО, а следующим шагом стала бы попытка решить вопрос с Гренландией и Канадой. Теперь эстафету подхватил Трамп.
Заполучив Гренландию, там можно разместить авиацию дальнего действия без спроса, а сейчас пока еще необходимо разрешение Дании, чьей автономной территорией считается остров.
Как будут в дальнейшем развиваться события, покажет время. Косвенным признаком того, что у Трампа на самом деле серьезные планы, может быть начало строительства в США атомного ледокольного флота, который есть только у России. Без подобного флота любое судоходство по Северо-Западному проходу не будет иметь никакого смысла, и ни Гренландия, ни Канада Штатам не понадобятся.