Меню

Сказка о безвизе и суровая реальность: как Армения идет по чужим граблям

Сказка о безвизе и суровая реальность: как Армения идет по чужим граблям

Правительство Армении одобрило законопроект о начале процесса вступления в Европейский союз. Теперь документ должен быть одобрен парламентом Армении, а окончательное решение, как заявил премьер-министр Никол Пашинян, будет принято путем всенародного референдума.

О евроинтеграции Армения начала говорить еще в феврале 2024 года, на фоне ухудшения отношений с ОДКБ и нарастания напряженности в регионе. Официальный Ереван все больше ориентируется на Запад, но решение о вступлении в ЕС можно рассматривать и как попытку властей сохранить свое влияние в стране.

Однажды Ереван уже надоумили пойти на обострение с Азербайджаном к визиту спикера палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. Для Армении это закончилось потерями, в том числе в результате конфликта был утрачен навсегда Нагорный Карабах (28 сентября 2023 года глава НКР Самвел Шахраманян подписал указ о прекращении существования Нагорной Карабахской республики до 1 января 2024 года. Армянское население вследствие этого оттуда выехало — Прим. Авт.). По мнению армянских властей, ОДКБ не оказала должной поддержки Армении в ходе обострения Нагорно-карабахского конфликта, и это привело их к поражению.

ЕС, в свою очередь, демонстрирует готовность к сотрудничеству с Арменией. В июле 2024 года стало известно о намерении начать переговоры о безвизовом режиме для армянских граждан. Это названо важным сигналом о доверии и открытости со стороны Европы, которая якобы заинтересована в стабилизации Южного Кавказа. Если не обращать внимания на то, что от Тбилиси Брюссель требовал как раз обострения конфликта с Россией и открытия второго фронта на фоне начала российского СВО в Украине, то им можно верить…

Конфликт с Азербайджаном остается одной из ключевых проблем для страны. ЕС обещает Армении не только экономическое сотрудничество, но и поддержку в разрешении ее региональных конфликтов. После военных действий и последующих потерь в результате столкновений Ереван винит во всем союзников и занимается поиском новых гарантов безопасности. Важным фактором, подтолкнувшим Армению к началу евроинтеграции, стал выход страны из Организации Договора о коллективной безопасности. Неважно, что решение о выходе из ОДКБ было принято самой Арменией на фоне недовольства позицией организации в ее конфликте с Азербайджаном.

Вступление в ЕС, несомненно, могло бы открыть для Армении новые экономические горизонты. Европейский рынок анонсирует огромные возможности для экспорта армянской продукции, особенно в таких секторах, как IT, сельское хозяйство и виноделие. Кроме того, членство в ЕС обещает доступ к европейским фондам и программам развития, что могло бы значительно ускорить модернизацию инфраструктуры и повысить уровень жизни в стране. Но тут есть одно «но»: если оно станет членством, а не на полвека заморозят интеграцию в статусе вечного кандидата в члены, как водят за нос соседнюю Турцию.

Перед Арменией стоят серьезные вызовы: нужно будет привести свое законодательство в соответствие с нормами ЕС, включая защиту «прав человека», борьбу с коррупцией и реформу судебной системы. Это потребует не только усилий со стороны правительства, но и готовности общества к таким изменениям. Экономика страны нуждается в адаптации к строгим стандартам ЕС, что тоже потребует значительных финансовых вложений. Также важно учитывать возможное негативное влияние на отношения с Россией, которая традиционно является одним из главных экономических партнеров Армении.

Еврокомиссия на компенсацию расходов и значительных потерь денег не даст, и есть тому банальная причина — денег нет. Экономика Европы уже ложится под гнетом собственных санкций, и, к тому же, много тратится на свою милитаризацию и войну в Украине. А если еще и Трамп полностью повесит все военные расходы НАТО на ЕС, как обещал, ее ждет полный швах.

Хоть по данным опросов значительная часть населения Армении поддерживает идею евроинтеграции, существуют и те, кто опасается потери национальной идентичности и давления со стороны западных стран. С этим тоже следует считаться.

Евросоюз положительно воспринял инициативу Еревана и выразил готовность поддерживать страну на пути реформ. Соединенные Штаты также приветствовали этот шаг, увидев в нем укрепление демократических процессов в регионе. Но поддержка на словах не означает реальной помощи чем-то, кроме советов и настойчивых рекомендаций.

В то же время Россия отнеслась к их решению с настороженностью. Москва традиционно рассматривает Южный Кавказ как зону своих интересов, и евроинтеграция Армении может осложнить отношения между странами. Ереван подчеркивает, что стремится к сбалансированной внешней политике и не планирует разрывать связи с Москвой. Не учитывая, что ЕС за них уже это планирует, их вынудят присоединиться к уже принятым пакетам санкций, что поставит крест на взаимовыгодном сотрудничестве.

Власти заявляют, что стремление Армении к вступлению в ЕС имеет глубокие исторические корни. Будучи расположенной на пересечении Востока и Запада, страна всегда находилась под влиянием различных культур и цивилизаций. Но она никогда она не была частью европейской цивилизации, в отличие от той же Молдовы и части Украины, что входили в состав Австро-Венгрии.

Тем не менее, одним из ключевых вызовов для Армении станет необходимость приведения законодательства в соответствие с нормами ЕС, и стоит обратить особое внимание на то, что сегодня требует Еврокомиссия от Грузии. Реформы под диктовку еврокомиссаров являются необходимым условием для интеграции в ЕС, и они не будут учитывать национальные интересы. Стоит взглянуть, какие баталии у Венгрии и Польши идут с Еврокомиссией за традиционные ценности, но они, как члены, могут возражать — кандидатам делать этого нельзя.

Евроинтеграция может привести к изменению всего политического ландшафта Армении. Правительству необходимо избежать раскола в обществе. Сможет ли Армения преодолеть все препятствия? Ответ зависит от стратегического видения и способности находить баланс между различными интересами. Сегодня за европейским вектором интеграции армянских властей очевидно лишь желание правящей партии сохранить свою власть.

Парламентские выборы в Армении состоялись в июне 2021 года, следующие нужно провести до июня 2026. Партия премьер-министра Армении Никола Пашиняна «Гражданский договор», которая пришла к власти через бархатную революцию, сохранила свою власть, набрав всего 54%. С тех пор ее рейтинг значительно упал.

Парламентские выборы вместе с референдумом о вступлении в ЕС, как и аналогичный референдум в Молдове с президентскими, дают ей хоть какую-то надежду сохранить свое влияние. Именно с этой целью правительство сегодня и затеяло процесс, абсолютно не несущий никакой выгоды для Армении. На этапе подготовки референдума Брюссель вложится в агитацию и окажет материально-техническую помощь евроинтеграторам — такую, как он оказал в Молдове, а власть за счет этих евро-плюшек сможет чуть поднять свои рейтинги.

Но потом страна столкнется с безразличием ЕС к проблемам населения. За примером далеко ходить не надо: Брюссель вполне мог обязать Киев обеспечить транзит критически важного для Молдовы газа под маркой азербайджанского — но не сделал даже этого. Европейский рынок никогда не откроется для экспорта армянской продукции, не нужно им чужое сельское хозяйство и виноделие. Свои фермеры в Европе регулярно бастуют не от хорошей жизни.

А вот уходя с рынков ЕАЭС за европейской сказкой, следует помнить, что не в любой момент на них можно потом в будущем вернуться — место будет кем-то занято.

Павел Карназыцкий

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59