Зачем лысому расческа, или в чем интерес Трампа в Гренландии

Не читаешь мировые новости неделю, вдруг открываешь, а здесь: Канаду и Гренландию собираются сделать новыми штатами Америки, Панамский канал планируют вернуть под контроль США, а Мексиканский залив — неплохо было бы переименовать… Нет, это не бредни искусственного интеллекта. Все было сказано наяву — Трампом! Согласитесь, странно такое слышать от человека, который не упускает возможности похвастаться, что при его каденции США не ввязались в очередную войнушку, а затем рассуждает, мол, едва ли не за сутки способен разрешить конфликт на Украине.
Ни для кого не секрет, что в сложившейся системе международных отношений, успешно, к сожалению, процветает лишь одно правило: одним можно, а другим — нет. Увы, так и есть, что подтверждают последние речи Трампа.
Избранный президент США Дональд Трамп, чья инаугурация состоится в Капитолии 20 января, в последнее время сильно разошелся, что ни фраза — шедевр, греющий душу американских империалистов.
И если с рядом заявлений все ясно: Панамский канал как геополитически, так и экономически действительно важен; а Канада нужна американцем, как собаке пятая лапа (не более, чем повод хайпануть со стороны Трампа) — то с Гренландией не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Попробуем доступно объяснить.
Поддержать статус сильного игрока
Во-первых, это усиление присутствия США в Арктике — важной территории соперничества США, России и Китая.

Арктика тает, чем открывает важные торговые маршруты между Европой и Азией, потому США стремятся укрепить свое влияние в регионе. Кроме того, именно там, во льдах, находится около 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% газа.
Фактор силы
Помимо борьбы за Арктику, США видят в острове выгодное место для военной базы. Да, она там уже есть, все-таки Дания член подконтрольного Штатам НАТО, но покупка Гренландии существенно упростит ее расширение. Чтоб лишний раз не выкобенивались!
Замысел проекта в том, чтобы сделать из Гренландии эдакую буферную зону, на случай непредвиденных обстоятельств (ракетного обмена). Зачем получать ущерб за свои действия на своей территории, если всегда подставит плечо дорогой «союзник»?
Мало, но приятно
Также, пускай и не особо важный фактор для США, но Гренландия обладает определенным запасом ресурсов. Не сказать, что их там много, но самое основное, нефть и металлы, присутствуют в достатке. И наличие в регионе США, несомненно, упростит разведку ресурсов. Тут, надо понимать, у США на это дело такая потенция… Как у быка на красную тряпку! Грех не воспользоваться.

Ничего в мире нет стабильнее, чем агрессия СэШэА
Ко всем перечисленным причинам, в заключение, хочу добавить, что не нужно забывать про психологический портрет Трампа, его надменность и желание всегда и всюду быть первым.

Это слышно и в тезисах про мир на Украине, якобы он все быстро разрулит и будет благодать (дай ему Бог сил на это), да и, в принципе, все его выступления и три электоральных опыта пронизаны самолюбованием. Потому-то Трамп и захотел войти в историю, как некогда Эндрю Джонсон, купивший для Америки Аляску в XIX веке.
К слову, несмотря на приобретение Аляски, 17-й глава США Эндрю Джонсон быстро утратил свою популярность и, по мнению многих рейтингов, входит в десяток наихудших президентов США.
Главным же вопросом, пожалуй, стоит не амбициозность Трампа, а желание самих гренландцев. Не против ли они покупки острова?
Тут надо учитывать пару моментов. Во-первых, конституция Дании не запрещает острову провозгласить независимость. Во-вторых, исходя из первого пункта, жители Гренландии давно подготовили свою конституцию и говорят про независимость. Естественно, датчан это не устраивает, но смогут ли они устоять под приказом своего шефа — вопрос риторический. Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!
Тем более, отношения между самими гренландцами и материковыми датчанами сложно описать словом «благоприятные», что может поспособствовать росту сепаратистских взглядов.
В первой половине 1950-х датские власти принялись ассимилировать граждан Гренландии. Максимально варварским и диким методом… Около двух десятков детей оторвали от семей и вывезли на материковую Данию, где пристроили их в новые семьи, видимо, по мнению тогдашних властей, к более «правильным» людям. С родными они никак не контактировали и, более того, на новом месте испытывали всякого рода трудности, в частности, языковые. Затем детей возвратили, правда, 16 из них вернуться было некуда — их отправили в детский дом. Только в 2020 году власти Дании официально извинились за этот «эксперимент» над детьми Гренландии. Это всего лишь одна из причин, почему сегодня между этими странами плохие отношения, пускай остров и является автономией Дании.
Итог сего прост… Однозначно Трампу остров необходим. Это, как было сказано ранее, и перспектива более новой, модернизированной военной базы, возможно, даже нескольких (как у дурочка фантиков); и, что первостепенно, борьба с Россией и Китаем за Арктику; и, в какой-то мере, приятным бонусом будут запасы ресурсов. Выгодно ли это Гренландии? Не думаю, что для них ситуация кардинально изменится. В любом случае, суверенитета ей не видать, как Украине Евросоюза.
Если Трамп и предпримет попытку захапать Гренландию к рукам Штатов, то, скорее, покупкой или арендой, нежели военным захватом. Негоже «миротворцу» руки пачкать. Хотя, ожидать можно всего что угодно.
Рекомендуем

