Днепро-Бугскому каналу 250 лет. Разные годы жизни знаменитой водной артерии страны
10.02.25 09:06
Фото: из фонда БГАКФФД. Днепро-Бугский канал в районе Кобрина, Полесское воеводство, времен Западной Беларуси как части довоенной Польши, весна 1939 г.
Бесснежной зимой 1775 года — 250 лет назад! — началось строительство Днепро-Бугского канала, судоходного искусственного водотока, соединяющего сегодня Пину и Мухавец общей длиной 244 км. Хотя в последнюю четверть XVIII века длина составляла до полутора десятков километров — не более. Работы были окончены в 1783-м, чтобы продлиться только 1840-е годы: отсутствие «прироста» в течение полувека обусловлено в том числе переходом канала «в подданство» новым хозяевам — от Речи Посполитой к Российской империи. В XIX-XX столетиях он был единственным соединяющим воды Балтики и Черного моря внутренним водным путем.
В советское время канал реконструировался и расширялся как до войны, так и после нее. В период с 1978 по 1991 год было извлечено 17,58 млн метров кубических грунта и реконструировано 244 км водного пути. За период с 1973 по 1992 годы было построено вместо деревянных семь водопропускных плотин восемь водоспусков из железобетона. Суверенное время не стало исключением — канал хорошел с 1998 по 2011-й на глазах. Все прошедшие реконструкцию шлюзы, также как и новый шлюз «Кобрин», соответствуют параметрам класса Va классификации европейских внутренних водных путей международного значения.
В наше время объем перевозимых по Днепро-Бугскому каналу грузу примерно равен полутора миллионам тонн в год. Разные времена жизнедеятельности судоходного водотока запечатлены на снимках архива Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.
Гидроэлектростанция «Дубой» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, В. Чеберкус, БелТА, Пинский район, Брестская область, сентябрь 2009 г. Расширенный еще в 1929-1939 годах у Пинска участок канала был реконструирован уже в суверенно Беларуси — в 2004-2006 годах и отличается наиболее современным видом, хорошо сочетающимся с природными красотами.Днепробугский (один из вариантов написания) канал поздним летом, Брестская область, 18 августа 1963 г.Днепро-Бугский канал традиционно разлился в дни весеннего половодья, Э. Кобяк, БелТА, Брестская область, 26 апреля 1979 г.Днепро-Бугский канал во время наводнения на Полесье, Э. Кобяк, БелТА, Брестская область, апрель 1979 г.Паромная переправа через Днепро-Бугский канал у деревни Новоселки Дрогичинского района Брестской области, Р. Кобяк, БелТА, август 2000 г. По Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения канал — часть магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е-40 (Гданьск — Варшава — Брест — Пинск — Мозырь — Киев — Херсон).Паромщик паромной переправы через Днепро-Бугский канал у деревни Новоселки Дрогичинского района Брестской области, Р. Кобяк, БелТА, август 2000 г.Паромная переправа через Днепро-Бугский канал у деревни Выгода Кобринского района, Брестская область, А. Шугай, газета «Кобрынскi веснiк», 26 октября 2005 г.Турбины малой гидроэлектростанция «Дубой» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, В. Чеберкус, БелТА, Пинский район, Брестская область, сентябрь 2009 г. За первый год эксплуатации малая ГЭС «Дубой» выработала более 290 тыс. кВт.чВнутренняя территория малой гидроэлектростанция «Дубой» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, В. Чеберкус, БелТА, Пинский район, Брестская область, сентябрь 2009 г.Шлюз на гидроузле малой гидроэлектростанция «Дубой» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, В. Чеберкус, БелТА, Пинский район, Брестская область, сентябрь 2009 г.