Автомобили российской марки «ЛАДА» пользуются неизменным спросом в Союзном государстве. В 2024 году две тольяттинские модели удостоились наград по итогам национальной премии «Автомобиль года в России», а в Беларуси продажи машин бренда продолжают расти из года в год.
В минувшем январе в РФ были реализованы 20 802 машины LADA. Несмотря на внушительную цифру, 2025 год обещает быть сложным для вендора на местном рынке – объем выпуска на заводах АО «АВТОВАЗ» снижается ввиду ожидаемого падения спроса; возможно, в апреле сборочные конвейеры предприятия и вовсе на какой-то срок будут остановлены.
В связи со складывающейся ситуацией интересно поведение «ЛАДЫ» в нашей стране: марка переключилась на рынок Беларуси и в январе стала лидером по количеству проданных новых машин – 1 706 штук (по данным Автомобильной ассоциации «БАА»).
В предстоящие месяцы, а то и годы, стоит ждать противостояния в Синеокой марок Geely/BELGEE и LADA, которые продолжат делить первое и второе места в списке самых популярных транспортных средств. На чем же будет делать упор российская «ЛАДА», чтобы не сдать позиций?
Президентский имидж, цены и технические новшества
Несколько дней назад Президент России Владимир Путин посетил завод АО «АВТОВАЗ» в Самарской области, где его познакомили с предсерийной версией перспективной модели Iskra и другими интересными моделями, выпуск которых будет налажен позднее – электромобилем «е-Нива», городскими кроссоверами «Б+кросс» и «Т-134», а также минивэном «Б-Вэн». Визит первого лица государства на предприятие явно ускорит процесс доведения до ума ВАЗовских новинок и, скорее всего, поспособствует более активному продвижению продукции тольяттинцев на рынки соседних стран.
Как считают эксперты, и впредь марка LADA будет держать относительно низкие цены на модели, продающиеся в РБ (сейчас машины Granta, Vesta, Largus, Niva Legend и Niva Travel у нас стоят дешевле, чем в России). В ближайшем будущем у дилеров «ЛАДЫ» в Беларуси стоить ждать появления новинок – «Искры» и «Ауры».
Чтобы стимулировать спрос на свои транспортные средства в Синеокой, очень скоро ВАЗ предложит нам семейство Vesta с новой КПП – механической 6-ступенчатой. Это первая «шестиступка» от «ЛАДЫ»: создана она в партнерстве, как говорят ВАЗовцы, с «дружественным поставщиков» (явно китайским. — Прим.) и адаптирована для беспроблемной работы с 1,8-литровым мотором.
Больше на рынок РБ АО «АВТОВАЗ» станет поставлять и 3-дверных внедорожников Niva Legend (включая их спортивные версии), а также обновленные «джипы» Niva Travel (с видоизмененными бамперами и светотехникой), оснащенные новыми 90-сильными моторами (текущие версии продаются со старенькими 83-сильными двигателями).
Поведение ВАЗа вполне логично: усиливающаяся конкуренция с китайскими автопроизводителями вынуждает завод налегать на производство недорогих и относительно современных транспортных средств и приучать белорусов к ним.
Фактически, в Союзном государстве бороться за сердца и кошельки покупателей теперь будут только два предприятия – СЗАО «БЕЛДЖИ» и АО «АВТОВАЗ». И это приятно: наконец-то родные заводы перешли на выпуск автомобилей, за которые не стыдно. Патриотизм граждан, поддержка властей и внешнее давление со стороны коллективного Запада сделали свое дело!