Польша: 15 лет внутренней борьбы вокруг Катыни

Вместе со сменой польского правительства каждый раз меняются и версии падения Ту-154 под Смоленском. В последние годы главным виновником катастрофы сделали Туска, которого не было на злополучном борту. Якобы Туск выступил организатором устранения президента и правительства, о чем договорился с Путиным и Медведевым — более 8 лет в Польше это считалось чуть ли не доказанным фактом.
Однако когда коалиция Туска победила на выборах в 2023-м, Польша официально отказалась считать Россию виновником падения и отозвала все иски в международные суды. С другой стороны, польская прокуратура, которую по-прежнему контролирует оппозиция — потому что «Право и справедливость» переход уходом везде, куда смогли, назначили своих людей — буквально на днях возбудила уголовные дела против российских судмедэкспертов, проводивших вскрытие тел. Будто бы те вели протоколы с грубыми нарушениями и фальсификациями. Понятно, что старая тема с самолетом снова поднята к выборам, чтобы бросить тень на Туска.

Конечно, польско-российские отношения никогда не были хорошими, но падение самолета с правительством сильно радикализировало не поляков в целом, а конкретно одну из групп в польской политике. Поскольку в катастрофе погиб брат-близнец Ярослава Качинского — президент Польши Лех Качинский — это спровоцировало шок и глубокую антироссийскую реакцию в партии, пока ПиС находился у власти.
Так, во времена ПиС версий «теракта» было пять: самолет сбила ПВО Смоленской АЭС, в крыло была заложена взрывчатка, над аэродромом распылили гелий, летчикам намеренно передали ошибочную информацию, высадили десант на аэродроме, чтобы «дострелить» жертв и так далее. Все версии вели к тому, что Туск, который не летел тем бортом, если не российский агент, то уж точно — выгодополучатель от некой тайной операции.
Соответственно, Польша создала собственную парламентскую комиссию для расследования, выводы которой разошлись с международной, и педалировала тему самолета накануне выборов 2023 года. Тогда же был снят целый документальный сериал «Reset», который крутили по польскому ТВ в прайм-тайм перед выборами, где коварный Туск якобы обговаривал с Медведевым и Путиным, как будет проводить «перезагрузку» — разумеется, через ликвидацию своих конкурентов.
Здесь надо сказать, что поляки обожают конспирологию в отношении собственной власти — потому что вся польская система со времен поздней ПНР и «Солидарности» строилась на агентурных связях. Базу для таких слухов заложил Лех Валенса, агент спецслужб, который возглавлял умеренное крыло оппозиции, а потом организовал мягкую передачу власти от Ярузельского к себе, любимому. Подозрения на счет Валенсы ходили долго, пока в 2016 году не нашли его старое агентурное дело.

Поэтому если для белорусов утверждение о том, что наш Президент или премьер работают, скажем, на Германию — это бред, то среди поляков в отношении Туска так искренне считает примерно треть. Это и есть электорат «Права и справедливости».
Также нужно помнить, что Польша — католическая страна с высоким уровнем религиозности, поэтому из умершего Леха Качинского сделали, по сути, католического мученика и чуть ли не канонизировали. Что, опять же, хорошо ложится на местную культурную традицию.
Так упавший в овраг самолет заложил начало внутреннему расколу, который поляки теперь не в силах преодолеть. В этом плане страна сама себя загнала меж двух огней: две главные группировки, которые участвуют в выборах, ведут «холодную гражданскую войну», как ее называют в Польше, и постоянно обещают друг друга посадить.
Второй важный момент — это ловушка плохих отношений с Россией. Теперь получается, что бы Туск ни делал в отношении русских, он либо подтверждает, что является шпионом (например, проводит разрядку в интересах России), либо раскрыт и скрывает, что он шпион (и поэтому поддерживает санкции против России). Само собой, от партии Качинского ждать ничего хорошего не приходится вообще. И поэтому восточный вектор Польши на долгое время оказался заморожен, а уже после начала СВО страсти накалились настолько, что поляки теперь уверены, что РФ готовит против них войну.
На таком фоне Туск в нынешнюю годовщину катастрофы выступил с миролюбивой речью, где призвал сограждан прекратить споры о причинах катастрофы. Но это выгодно только ему самому, а оппозиции — нет, поэтому тема Катыни и плохих русских никуда не исчезнет.

Что же касается самолета, то российская сторона неоднократно писала о целом букете нарушений, плохой летной подготовке, давлении на экипаж, что зафиксировали самописцы, а также многочисленных ошибках при посадке. Вместе с тем, дело изначально имело большой информационный компонент и было выгодно Западу. Сравните, к примеру, обстоятельства крушения вертолета президента Ирана Раиси — и полное молчание западных стран по этому поводу, в то время как Катынь по-прежнему на первых полосах газет в Восточной Европе.
Для Беларуси в этом тоже нет ничего хорошего: в Польше продолжается милитаризация, идут огромные закупки оружия, и пока нет ни одного фактора, который бы говорил о разрядке. Более того, когда правительство Туска рано или поздно уйдет и его сменит ПиС, тему с самолетом снова вспомнят и начнут рассказывать про десант, ПВО и жидкий гелий.
Поэтому, увы, даже в 21 веке с его обилием технических средств никого и ни в чем невозможно убедить до конца, ключевые политические события люди принимают на веру. Поэтому наш Президент и любит повторять фразу «Факты на стол» — однако в Польше факты каждый раз меняются вместе со столом, а, значит, договориться будет крайне сложно.
Рекомендуем



