Ядерная тема. Политолог разобрал, будет ли новый Карибский кризис
Если вы хотели завести попугая, не торопитесь. Лучшие собрались на ПМЭФ под видом западных журналистов и снова спросили ВВП про ядерный удар. «А когда, а что, а при каких условиях?», — в сотый раз интересуются у российского лидера. С честно-наивными глазами, мол, расскажите нам, людям с улицы, вашу главную гостайну.
Поясним, как работает западная разведка (и вообще, проходит любой допрос). Вам сто раз задают один и тот же вопрос в разных формулировках, а потом расшифровывают сто полученных ответов, вплоть до движения бровей, пауз и чесания носа. В гражданском варианте так ведутся переговоры (целая команда психологов наблюдает, как себя ведет чужой переговорщик). Но поскольку президента России просто так не допросишь — руки коротки, мероприятия проводят публично и под видом интервью. Попугаев раз за разом засылают спрашивать про ядерное оружие, что к Путину, что к Лукашенко. Попугаям плевать на собственное реноме, такая у них работа, открывать рот.
А вот их хозяевам надо понять, насколько реален российский ядерный удар, при каких условиях он может быть нанесен и стал ли более реальным за последние N недель. Условно, если завтра НАТО будет руками украинских ВВС бить по территории России западными ракетами — что последует? ВВП на ПМЭФ еще раз вкрадчиво ответил, мол, смотрите нашу ядерную доктрину, там все написано. Это такой дежурный ответ, который показывает брезгливое отношение к западным попугаям: «Я понимаю, для чего вы спрашиваете, а вы знаете, что я вам отвечу». Но всегда есть какой-то малый шанс получить новую информацию, и ради него такие подходы организует западная разведка.
Впрочем, можно заметить, что разным аудиториям на одни и те же вопросы отвечают по-разному. Западной аудитории был послан один сигнал (особенно продернули японцев, мол, ждите от КНДР приветов), а глобальному Югу показали максимальное миролюбие и готовность закончить конфликт хоть завтра. Что же тогда происходит? И что будет в случае расширения зоны нанесения ударов?
Ничего не будет
По сути, РФ воюет с информационной машиной, где незначимые с военной точки зрения события все время пытаются перевести в плоскость психологического воздействия — либо на массы, либо на политиков. Для этого на Белгород бросают украинский ГУР под видом российской вооруженной «оппозиции», а на Москву-Сити отправляют беспилотники. Изначально это должно было работать на сытый средний класс и неведомых олигархов, которые испугаются ударов по столице и профинансируют новую Болотную.
После известных событий с Пригожиным эта стратегия была скорректирована, и теперь удар беспилотника по цели должен возмутить не жирный средний класс, а условного патриота: «Все ПВО разворовали, проспали военный аэродром, флот тонет». Эта стратегия гораздо выгоднее, потому что боеприпас все-таки расходуется на военные и промышленные цели, а не на стекляшки и «психологию». Но любые, даже негативные новости, вызывают привыкание. Их уже просто не читают, не смотрят, не следят, да и нет такой устойчивой группы «патриотов», которая могла бы что-то организовать: возмущенные граждане (если это, конечно, не украинские боты), могут сидеть в самых разных концах России и СНГ и вообще быть далеки от воздействия на что-либо. Влиять люди обычно могут на тещу, кота, ребенка в школе, но не на принятие решений ВВП.
Поэтому расширение зоны ударов по РФ (не важно, украинскими ли самолетами, самолетами ВСУ на румынском базировании, французскими «Миражами» непонятно откуда) — ни на что не повлияет в плане внутренней стабильности. А вот в военном — это еще один шажок, чтобы выявить и подавить систему ПВО в случае большой неядерной войны.
Что тогда? Терпеть?
Конечно, нет. На ПМЭФ для западников прозвучала понятная мысль, что в ответ на ваши АТАКМСы мы поставим такие средства поражения нашим друзьям, что вы будете плакать. Долго ли, коротко ли, но через 3 дня носитель гиперзвуковых ракет «Циркон» фрегат «Адмирал Горшков» прибыл к берегам США. Также в порту столицы Кубы ожидают атомную подлодку «Казань», носителя крылатых и гиперзвуковых ракет. Понятно, что последняя — это не поезд на вокзале, расписание ее движения просто так не скажут, поэтому информацию намеренно слили. С другой стороны, сами кубинцы заверили, что суда не несут ядерное оружие и просто прибыли в гости попить чаю.
Но знающие люди говорят, что такая демонстрация силы на Кубе уже была, и вовсе не в далеком 1962 году, а в 2021-м, когда в Гаване попытались организовать массовые протесты с баррикадами, списками сотрудников милиции и районными чатами, по типу белорусских в 2020-м. После чего рядом всплыла российская ядерная лодка, и стремление к западной демократии у местных само собой улетучилось.
Понятно и то, что группа кораблей ВМФ шла к Гаване не день и не два, и когда ВВП говорил о подарке для друзей, решение было уже принято. Это значит, что руководство РФ заранее просчитывало и возможную эскалацию с ударами по российской территории, и возможные варианты ответных действий. Грубо говоря, ракетные вооружения дальше разместят где-то у берегов Латинской Америке — и это будет не только ответом на удары по российской территории западным ракетным оружием, но и на размещение американских ракет средней дальности в Европе и Азии.
Значит, бахнем?
Нет, не бахнем. Это, скорее, станет новым фактором американских выборов. «Вот к чему привела ваша Украина», — теперь могут сказать республиканцы, тыкая пальцем в российские корабли на рейде. Правда, расстояние от Гаваны до побережья США — 180 километров, поэтому, конечно, их видно не будет.
То есть до американских выборов случится не новый Карибский кризис, а только обозначение намерений, что такой вариант возможен, если ваша Демпартия не угомонится. Но вот если демократов переизберут, ВВП придется принимать следующее решение, что и куда размещать. Практически все страны Латинской Америки не в восторге от Украины и американских действий, но деться им особо некуда — русские далеко, а США близко, поэтому все они так или иначе подстраиваются под американскую политику, и та же Куба, и Венесуэла вряд ли захотят ссориться с США.
К слову, советники еще в 1962 году предлагали Кеннеди бомбить советские установки и не идти на уступки, и то было 60 лет назад, когда у США были совсем другие средства поражения. Поэтому сложно сказать, как все это будет выглядеть сейчас. Условно, вместо блокады Кубы они устроят нам блокаду Калининграда с теми же ультимативными условиями. Могут быть самые разные варианты патовых ситуаций, а все ядерные риски США постараются скинуть на Украину, в самом крайнем случае — на Прибалтику и Польшу, из расчета, что Россия не будет бить по территории, которую считает своей, и по объектам возле собственных границ.
Ну а главная пружина всей эскалации — общая ситуация в СВО. Поскольку есть немалые системные успехи РФ на земле, проблемы, скорее всего, появятся в воздухе — те самые самолеты, которые ВСУ обещали дать еще год назад. Применение западных ракет стало значимым фактором наступления в Харьковской области, а самолеты — должны усилить «сдерживание», чтобы оборона ВСУ не развалилась и война шла линейными темпами и заданное США время, а не закончилась резким переломом (не важно, военным либо политическим) в пользу России.
Сложность еще и в том, что китайцы очень сильно не хотят ситуации «весь мир в труху», и ядерная риторика отдаляет Россию от КНР. Поэтому американцы будут этим пользоваться, чтобы ухудшить российско-китайские отношения. По сути, именно для китайцев, а не для реального применения они все время вбрасывают в повестку ядерную тему.